Отказ туриста от тура
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ туриста от тура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Право истца на отказ от тура является безусловным, и единственное последствие такого отказа - это обязанность туриста возместить туроператору необходимые расходы, связанные с приготовлением к оказанию услуги, которые туроператор фактически понес до момента отказа от исполнения договора."
Важнейшая практика по ст. 28 Закона о ЗППСтоимость тура по договору, который заключен до 31.03.2020 включительно и от которого турист отказался до вступления в силу Постановления N 1073:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых проблемных аспектах в регулировании гражданско-правовых отношений на туристическом рынке
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)В таких договорах часто допускаются условия о штрафных санкциях за обстоятельства, на которые турагент не в состоянии влиять в силу ограничения законом таковых возможностей. Например, туроператор включает в договор штрафные санкции к турагенту за отказ туриста от исполнения договора (аннуляцию тура), несмотря на то, что законом предоставлено такое право туристу, который одновременно является потребителем.
(Сергиенко С.Ю., Гриб В.Г.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 2)В таких договорах часто допускаются условия о штрафных санкциях за обстоятельства, на которые турагент не в состоянии влиять в силу ограничения законом таковых возможностей. Например, туроператор включает в договор штрафные санкции к турагенту за отказ туриста от исполнения договора (аннуляцию тура), несмотря на то, что законом предоставлено такое право туристу, который одновременно является потребителем.
Ситуация: Как вернуть деньги за туристическую путевку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера фактически понесенных расходов туроператора (турагента) на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера фактически понесенных расходов туроператора (турагента) на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)13 сентября 2018 г. С. заключила с туроператором договор о реализации туристского продукта - тура на двоих туристов с 4 по 11 октября 2018 г., включающего перелет, групповой трансфер, размещение и проживание в отеле 5* на семь ночей с питанием, медицинские страховки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)13 сентября 2018 г. С. заключила с туроператором договор о реализации туристского продукта - тура на двоих туристов с 4 по 11 октября 2018 г., включающего перелет, групповой трансфер, размещение и проживание в отеле 5* на семь ночей с питанием, медицинские страховки.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Судом по делу установлено, что между туристом и турагентом заключен договор, по условиям которого последний обязался приобрести у туроператора за счет туриста и по его поручению тур, включающий в себя проживание в отеле, перелет, медицинское страхование, трансферт и оказание помощи в получении визы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Судом по делу установлено, что между туристом и турагентом заключен договор, по условиям которого последний обязался приобрести у туроператора за счет туриста и по его поручению тур, включающий в себя проживание в отеле, перелет, медицинское страхование, трансферт и оказание помощи в получении визы.
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В-пятых, летом 2021 г. актуализировалась проблема, связанная с исполнением положений Постановления N 1073 в части предоставления равнозначного туристского продукта, поскольку туроператоры стали достаточно вольно трактовать данное понятие, а также участились случаи массового отказа от предоставления потребителям туров по той цене, которая действовала на момент заключения договора. Как результат, в российской судебной практике появилась новая исковая конструкция - иск об обязании предоставить равнозначный турпродукт.
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)В-пятых, летом 2021 г. актуализировалась проблема, связанная с исполнением положений Постановления N 1073 в части предоставления равнозначного туристского продукта, поскольку туроператоры стали достаточно вольно трактовать данное понятие, а также участились случаи массового отказа от предоставления потребителям туров по той цене, которая действовала на момент заключения договора. Как результат, в российской судебной практике появилась новая исковая конструкция - иск об обязании предоставить равнозначный турпродукт.
Статья: Страхование в сфере туризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заключается в выплате страховой суммы туристу в случае его невозможности отправиться в поездку из-за отказа в выдаче ему визы или же другого какого-либо непредвиденного обстоятельства. Может быть включена в общую стоимость тура или приобретается путешественником дополнительно.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Заключается в выплате страховой суммы туристу в случае его невозможности отправиться в поездку из-за отказа в выдаче ему визы или же другого какого-либо непредвиденного обстоятельства. Может быть включена в общую стоимость тура или приобретается путешественником дополнительно.
Статья: Точечные изменения по НДС касаются не только избранных (комментарий к Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Отметим, что в Законе N 389-ФЗ не сказано, какие условия туроператор должен выполнить для того, чтобы не платить в бюджет НДС с июльских туров. Ведь при их продаже наверняка с туристов брали налог. Так что ждем разъяснений ФНС. Возможно, логика будет такая же, как прежде при аналогичных поправках: чтобы не облагать НДС турпродукты июля, надо будет вернуть НДС покупателям. А если этого не сделать, то НДС надо перечислить в бюджет.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 16)Отметим, что в Законе N 389-ФЗ не сказано, какие условия туроператор должен выполнить для того, чтобы не платить в бюджет НДС с июльских туров. Ведь при их продаже наверняка с туристов брали налог. Так что ждем разъяснений ФНС. Возможно, логика будет такая же, как прежде при аналогичных поправках: чтобы не облагать НДС турпродукты июля, надо будет вернуть НДС покупателям. А если этого не сделать, то НДС надо перечислить в бюджет.
Статья: Безопасность туристского бизнеса: поиск оптимального баланса гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Ч. обратился в суд с иском к ООО "МТ" (турагент), в обоснование своих требований указав, что он оплатил тур в Румынию, туроператором по которому являлось ЗАО "П". По причине закрытия консульства Румынии в г. Саратове турагент предложил туристу оформить венгерскую визу, а на границе с Румынией сказать, что он следует в Венгрию транзитом. В результате консульство Венгрии отказало туристу в выдаче визы, посчитав информацию, указанную в визовых документах, недостоверной. Суд, удовлетворяя требования Ч., отметил, что положения ст. 9 Закона о туризме не исключают ответственности турагентов, а согласно п. 7.6 агентского договора турагент несет ответственность перед туристами за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте <3>.
(Сирик Н.В., Кусков А.С.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Ч. обратился в суд с иском к ООО "МТ" (турагент), в обоснование своих требований указав, что он оплатил тур в Румынию, туроператором по которому являлось ЗАО "П". По причине закрытия консульства Румынии в г. Саратове турагент предложил туристу оформить венгерскую визу, а на границе с Румынией сказать, что он следует в Венгрию транзитом. В результате консульство Венгрии отказало туристу в выдаче визы, посчитав информацию, указанную в визовых документах, недостоверной. Суд, удовлетворяя требования Ч., отметил, что положения ст. 9 Закона о туризме не исключают ответственности турагентов, а согласно п. 7.6 агентского договора турагент несет ответственность перед туристами за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте <3>.
Статья: Обеспечение безопасности туристов в условиях пандемии на примере Китая и Турции
(Лиханова В.В., Титова М.П.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)3. Для вашей безопасности отказаться от личного посещения турфирмы в пользу оформления тура онлайн.
(Лиханова В.В., Титова М.П.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 3)3. Для вашей безопасности отказаться от личного посещения турфирмы в пользу оформления тура онлайн.
Статья: Защита прав российских туристов в условиях пандемии коронавирусной инфекции
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Рассматривая иски туристов, турпоездки которых не состоялись из-за пандемии коронавируса, суды зачастую становятся на сторону туроператоров и турагентов. Одним из примеров федеральной судебной практики является спор, в котором было установлено, что между потребителем и турагентством был заключен договор о покупке тура. В связи с распространением коронавирусной инфекции турист обратился в турагентство с заявлением об аннулировании тура, на что получил отказ последнего. Требования истца о взыскании оплаченных по договору денежных средств суд оставил без рассмотрения. В обоснование принятого решения суд указал, что в настоящее время по действующему законодательству в 2020 и в 2021 годах туроператор должен обеспечить туриста предоставлением тура в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря 2021 г., либо расторгнуть договор по требованию заказчика и возвратить ему оплаченные деньги не позднее 31 декабря 2020 г. в случае направления туроператором уведомления <1>. В другом споре суд отказал в требованиях туриста о возврате ему денежных средств, которые были внесены в качестве предоплаты за зарубежный тур, по тем же самым основаниям <2>.
(Сокольская Л.В., Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 4)Рассматривая иски туристов, турпоездки которых не состоялись из-за пандемии коронавируса, суды зачастую становятся на сторону туроператоров и турагентов. Одним из примеров федеральной судебной практики является спор, в котором было установлено, что между потребителем и турагентством был заключен договор о покупке тура. В связи с распространением коронавирусной инфекции турист обратился в турагентство с заявлением об аннулировании тура, на что получил отказ последнего. Требования истца о взыскании оплаченных по договору денежных средств суд оставил без рассмотрения. В обоснование принятого решения суд указал, что в настоящее время по действующему законодательству в 2020 и в 2021 годах туроператор должен обеспечить туриста предоставлением тура в сроки, определяемые в дополнительном соглашении, но не позднее 31 декабря 2021 г., либо расторгнуть договор по требованию заказчика и возвратить ему оплаченные деньги не позднее 31 декабря 2020 г. в случае направления туроператором уведомления <1>. В другом споре суд отказал в требованиях туриста о возврате ему денежных средств, которые были внесены в качестве предоплаты за зарубежный тур, по тем же самым основаниям <2>.
Статья: Реализация бремени (принципа) добросовестности через призму судебной практики судов общей юрисдикции
(Гомозова О.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 11)Наиболее классическим примером современности является признание пандемии COVID-19 и вытекающих из нее ограничений в качестве общеизвестного факта. Клиент подал иск к туристическому агентству о взыскании стоимости тура, неустойки, штрафа и денежной компенсации морального вреда по причине того, что поездка не состоялась в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов, обусловленной новой коронавирусной инфекцией. Вынужденно отказавшийся от поездки клиент потребовал от агентства расторжение договора и возврат всей стоимости тура. В добровольном порядке требования истца по претензиям, поступившим в адрес ответчика, удовлетворены не были. В своем решении в пользу истца суд непосредственно сослался на ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в той части, что не только распространение коронавирусной инфекции является общеизвестным фактом, но и закрытие границ Российской Федерации. Таким образом, суд на основе своего усмотрения и анализа доводов сторон об общеизвестности того или иного факта принимает решение признавать ли его общеизвестным <14>.
(Гомозова О.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 11)Наиболее классическим примером современности является признание пандемии COVID-19 и вытекающих из нее ограничений в качестве общеизвестного факта. Клиент подал иск к туристическому агентству о взыскании стоимости тура, неустойки, штрафа и денежной компенсации морального вреда по причине того, что поездка не состоялась в связи с угрозой безопасности жизни и здоровья туристов, обусловленной новой коронавирусной инфекцией. Вынужденно отказавшийся от поездки клиент потребовал от агентства расторжение договора и возврат всей стоимости тура. В добровольном порядке требования истца по претензиям, поступившим в адрес ответчика, удовлетворены не были. В своем решении в пользу истца суд непосредственно сослался на ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в той части, что не только распространение коронавирусной инфекции является общеизвестным фактом, но и закрытие границ Российской Федерации. Таким образом, суд на основе своего усмотрения и анализа доводов сторон об общеизвестности того или иного факта принимает решение признавать ли его общеизвестным <14>.
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Сам по себе факт болезни истца не является в силу законодательства о защите прав потребителей безусловным основанием к возврату всей суммы по договору реализации туристского продукта, в том числе и за тех туристов, у которых оснований для отказа от тура не имеется.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Сам по себе факт болезни истца не является в силу законодательства о защите прав потребителей безусловным основанием к возврату всей суммы по договору реализации туристского продукта, в том числе и за тех туристов, у которых оснований для отказа от тура не имеется.
Статья: Понятие "комплексная туристская услуга": нормативно-правовое обоснование
(Кусков А.С., Сирик Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Но расширительное понимание турпродукта иногда находит поддержку у специалистов. Так, Е.В. Ахтямова <8> полагает, что законодателем необоснованно сужено толкование туристского продукта, не учтены его сложный элементный состав и характеристики. Она указывает, что турпродукт как комплекс обязательных услуг по перевозке и размещению возможно сформировать не во всех видах туризма (автор приводит пример экотуризма, где услуги перевозки не всегда включаются в пакетный тур). Также автором ставится под сомнение деятельность принимающих туроператоров, в большинстве случаев не оказывающих туристам услуги перевозки, а значит, и не формирующих турпродукт.
(Кусков А.С., Сирик Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Но расширительное понимание турпродукта иногда находит поддержку у специалистов. Так, Е.В. Ахтямова <8> полагает, что законодателем необоснованно сужено толкование туристского продукта, не учтены его сложный элементный состав и характеристики. Она указывает, что турпродукт как комплекс обязательных услуг по перевозке и размещению возможно сформировать не во всех видах туризма (автор приводит пример экотуризма, где услуги перевозки не всегда включаются в пакетный тур). Также автором ставится под сомнение деятельность принимающих туроператоров, в большинстве случаев не оказывающих туристам услуги перевозки, а значит, и не формирующих турпродукт.