Отходы недропользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Отходы недропользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11 "Лицензия на пользование недрами" Закона РФ "О недрах""Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая спор, суд ФИО2 инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>. Красноармейский муниципальный район, Карамышское сельское поселение, имеет вид разрешенного использования - недропользование, при этом не обладает статусом места накопления отходов и не соответствует по санитарным требованиям местам временного накопления отходов, в связи с чем не может использоваться для данных целей, а потому является местом несанкционированного размещения отходов, учитывая, что выявленная по результатам проверки несанкционированная свалка отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и является следствием невыполнения арендатором ФИО1 обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, пришел к обоснованному выводу об обязанности ответчика ликвидировать свалку на арендуемом земельном участке."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов), специфических минеральных ресурсов (рап лиманов и озер, торфа, сапропеля и других минеральных ресурсов), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов недропользования (вскрышных и вмещающих горных пород, шламов, хвостов обогащения полезных ископаемых и иных отходов геологического изучения, разведки, добычи и первичной переработки минерального сырья, содержащих полезные ископаемые и полезные компоненты или не содержащих полезных ископаемых и полезных компонентов), специфических минеральных ресурсов (рап лиманов и озер, торфа, сапропеля и других минеральных ресурсов), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, отношения в области добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, отношения в области использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, отношения в области добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, отношения в области использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах", регулируются законодательством Российской Федерации о недрах.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности рекультивации земель с использованием
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности рекультивации земель с использованием
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6
Статья: Правовой статус горной выработки как объекта обложения налогом на имущество организаций
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)1) вариант решения проблемы разграничения понятий "объект капитального строительства" и "горная выработка" (горная выработка предусмотрена проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием горная выработка предусмотрена ликвидации или консервации после завершения таких работ), который выразился в принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2020 года N 1816 в редакции от 19 декабря 2022 года N 2344 (закрепившего ряд случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется), нельзя признать системным решением в силу того, что необходимость получения разрешения на строительство является лишь одной из составляющих правового режима объекта капитального строительства. Горные выработки необходимо исключить из состава объектов капитального строительства, определенных Градостроительным кодексом. Представляется нецелесообразным распространять правовой режим объекта капитального строительства, происходящий из градостроительного законодательства, на объекты, создание которых предусмотрено техническими проектами разработки месторождений и существование которых будет прекращено с момента окончания срока действия лицензии на право недропользования. Соответственно, объекты, жизненный цикл которых продолжится после завершения срока действия лицензии, целесообразно относить к объектам капитального строительства, имеющим самостоятельное значение (например, объекты хранения отходов недропользования);
(Котляров М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)1) вариант решения проблемы разграничения понятий "объект капитального строительства" и "горная выработка" (горная выработка предусмотрена проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием горная выработка предусмотрена ликвидации или консервации после завершения таких работ), который выразился в принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2020 года N 1816 в редакции от 19 декабря 2022 года N 2344 (закрепившего ряд случаев, когда получение разрешения на строительство не требуется), нельзя признать системным решением в силу того, что необходимость получения разрешения на строительство является лишь одной из составляющих правового режима объекта капитального строительства. Горные выработки необходимо исключить из состава объектов капитального строительства, определенных Градостроительным кодексом. Представляется нецелесообразным распространять правовой режим объекта капитального строительства, происходящий из градостроительного законодательства, на объекты, создание которых предусмотрено техническими проектами разработки месторождений и существование которых будет прекращено с момента окончания срока действия лицензии на право недропользования. Соответственно, объекты, жизненный цикл которых продолжится после завершения срока действия лицензии, целесообразно относить к объектам капитального строительства, имеющим самостоятельное значение (например, объекты хранения отходов недропользования);
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования хозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<1> Липски С.А. Земельные доли в сельскохозяйственном землепользовании постсоветской России: возникновение, трансформация их статуса, текущие проблемы и пути их решения: монография. М.: Государственный университет по землеустройству, 2020. 320 с.; Прощалыгин Р.А. Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых // Российская юстиция. 2024. N 9. С. 58 - 64; Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования // Закон. 2023. N 10; Гряда Э.А., Норец М.В. Особенности правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения // Science Time. 2016. N 4. С. 190 - 191; Вербина О.Л., Вербина Н.Е. Проблемные вопросы правоотношений в сфере использования земли // Правовые вопросы недвижимости. 2016 N 1. С. 32 - 36; и др.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)<1> Липски С.А. Земельные доли в сельскохозяйственном землепользовании постсоветской России: возникновение, трансформация их статуса, текущие проблемы и пути их решения: монография. М.: Государственный университет по землеустройству, 2020. 320 с.; Прощалыгин Р.А. Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых // Российская юстиция. 2024. N 9. С. 58 - 64; Абанина Е.Н., Сухова Е.А. Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования // Закон. 2023. N 10; Гряда Э.А., Норец М.В. Особенности правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения // Science Time. 2016. N 4. С. 190 - 191; Вербина О.Л., Вербина Н.Е. Проблемные вопросы правоотношений в сфере использования земли // Правовые вопросы недвижимости. 2016 N 1. С. 32 - 36; и др.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)Объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение (например, полигон), предназначенное для размещения отходов, в том числе отходов недропользования. Исключение составляют объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию по Закону о недрах. К объектам размещения отходов относятся объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение (например, полигон), предназначенное для размещения отходов, в том числе отходов недропользования. Исключение составляют объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, которые подлежат использованию по Закону о недрах. К объектам размещения отходов относятся объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Закона об отходах).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Предусмотренный ВК РФ запрет распространяет свое действие на размещение объектов размещения отходов производства и потребления независимо от того, какова степень их негативного влияния на окружающую среду <1>. Кроме того, данное требование охватывает и сооружения, предназначенные для размещения отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород), поскольку такие сооружения отнесены Законом об отходах к объектам размещения отходов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Предусмотренный ВК РФ запрет распространяет свое действие на размещение объектов размещения отходов производства и потребления независимо от того, какова степень их негативного влияния на окружающую среду <1>. Кроме того, данное требование охватывает и сооружения, предназначенные для размещения отходов недропользования (за исключением объектов хранения вскрышных и вмещающих горных пород), поскольку такие сооружения отнесены Законом об отходах к объектам размещения отходов.
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Общей идеей по формированию порядка классификации вещества в качестве побочного продукта является необходимость создания горизонтального регулирования обращения с веществами и вовлечения отходов в хозяйственный оборот на основе посылки о наличии в веществах полезных компонентов. Отмечаются два вида регулирования: горизонтальное и вертикальное <11>. При горизонтальном регулировании деятельности по обращению с отходами устанавливается нормативное регулирование в отношении всех групп и видов отходов, тогда как вертикальное регулирование предполагает установление порядка в отношении конкретных групп и видов отходов (например, отходов от использования товаров, твердых коммунальных отходов, отходов недропользования и т.п.). В связи с разрозненным характером норм, регулирующих различные виды вовлекаемых в хозяйственный оборот отходов, несмотря на обоснованность таких мер, требуется создание базиса в виде универсальных общих норм, отклонение от которых может быть урегулировано более специальными. Соответственно, для веществ, обладающих полезными свойствами, которые при линейной экономике классифицировались в качестве отходов, а при экономике замкнутого цикла - в качестве побочных продуктов, также следует сформулировать общий подход к порядку их классификации.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Общей идеей по формированию порядка классификации вещества в качестве побочного продукта является необходимость создания горизонтального регулирования обращения с веществами и вовлечения отходов в хозяйственный оборот на основе посылки о наличии в веществах полезных компонентов. Отмечаются два вида регулирования: горизонтальное и вертикальное <11>. При горизонтальном регулировании деятельности по обращению с отходами устанавливается нормативное регулирование в отношении всех групп и видов отходов, тогда как вертикальное регулирование предполагает установление порядка в отношении конкретных групп и видов отходов (например, отходов от использования товаров, твердых коммунальных отходов, отходов недропользования и т.п.). В связи с разрозненным характером норм, регулирующих различные виды вовлекаемых в хозяйственный оборот отходов, несмотря на обоснованность таких мер, требуется создание базиса в виде универсальных общих норм, отклонение от которых может быть урегулировано более специальными. Соответственно, для веществ, обладающих полезными свойствами, которые при линейной экономике классифицировались в качестве отходов, а при экономике замкнутого цикла - в качестве побочных продуктов, также следует сформулировать общий подход к порядку их классификации.