Отчисление из ВУЗа
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчисление из ВУЗа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Приказ Минобрнауки России от 27.03.2025 N 284
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2025 N 81978)3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2025 N 81978)3. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
Ситуация: Как перевестись из одного вуза в другой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Оформите отчисление из исходного вуза
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 4. Оформите отчисление из исходного вуза
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Удовлетворяя исковые требования о признании приказа об отчислении С. незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что отчисление из вуза является формой дисциплинарного взыскания, порядок применения которого ответчиком не был соблюден. С указанными выводами нижестоящего суда судебная коллегия не согласилась, указав, что невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана согласно п. 2 ч. 2 ст. 61 комментируемого Закона является самостоятельным основанием прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно ч. 4 ст. 43 комментируемого Закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Поскольку С. по результатам летней сессии имел задолженность по 5 учебным дисциплинам, которую в установленные сроки не ликвидировал, требования С. о признании незаконным приказа об отчислении и восстановлении в числе студентов не могли быть удовлетворены, порядок отчисления за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана ответчиком соблюден (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28.01.2016 по делу N 33-68/2016).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Удовлетворяя исковые требования о признании приказа об отчислении С. незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что отчисление из вуза является формой дисциплинарного взыскания, порядок применения которого ответчиком не был соблюден. С указанными выводами нижестоящего суда судебная коллегия не согласилась, указав, что невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана согласно п. 2 ч. 2 ст. 61 комментируемого Закона является самостоятельным основанием прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно ч. 4 ст. 43 комментируемого Закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Поскольку С. по результатам летней сессии имел задолженность по 5 учебным дисциплинам, которую в установленные сроки не ликвидировал, требования С. о признании незаконным приказа об отчислении и восстановлении в числе студентов не могли быть удовлетворены, порядок отчисления за невыполнение обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана ответчиком соблюден (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28.01.2016 по делу N 33-68/2016).
Статья: Государственная политика и правовое регулирование целевого обучения
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Однако введение данных изменений породило правовую коллизию в части защиты интересов тех граждан, которые осуществляли обучение по договору о целевом обучении, но в силу тех или иных причин были отчислены из высшего учебного заведения. Коллизия проявляется в том, что по своему смыслу и содержанию договор о целевом обучении содержит нормы, которые целесообразно относить к нормам, регулирующим трудовые правоотношения, но из-за того, что Закон об образовании ввел новый принцип - сочетание государственного и договорного регулирования образовательных отношений (ст. 12) - и по правилам гражданского законодательства, договор призван урегулировать права и обязанности участников данных правоотношений <7>. Однако гражданско-правовые отношения играют важную роль в образовательной деятельности, но, на мой взгляд, они не должны быть приоритетными.
(Лашевич Г.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Однако введение данных изменений породило правовую коллизию в части защиты интересов тех граждан, которые осуществляли обучение по договору о целевом обучении, но в силу тех или иных причин были отчислены из высшего учебного заведения. Коллизия проявляется в том, что по своему смыслу и содержанию договор о целевом обучении содержит нормы, которые целесообразно относить к нормам, регулирующим трудовые правоотношения, но из-за того, что Закон об образовании ввел новый принцип - сочетание государственного и договорного регулирования образовательных отношений (ст. 12) - и по правилам гражданского законодательства, договор призван урегулировать права и обязанности участников данных правоотношений <7>. Однако гражданско-правовые отношения играют важную роль в образовательной деятельности, но, на мой взгляд, они не должны быть приоритетными.
Статья: Преподаватель в межсессионный период - не субъект получения взятки
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)В одном из практикообразующих решений высший судебный орган разъяснил следующее: "Преподаватель государственного университета признан виновным и осужден за получение взяток неоднократно. Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с Приказом ректора университета от 15 апреля 1996 г. этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица (здесь и далее в цитатах выделено мной. - П.Я.). Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема. Его действия квалифицированы по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ..." <3>.
(Яни П.С.)
("Закон", 2022, N 4)В одном из практикообразующих решений высший судебный орган разъяснил следующее: "Преподаватель государственного университета признан виновным и осужден за получение взяток неоднократно. Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с Приказом ректора университета от 15 апреля 1996 г. этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица (здесь и далее в цитатах выделено мной. - П.Я.). Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов. В нарушение своих должностных обязанностей преподаватель за взятки в интересах взяткодателей ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема. Его действия квалифицированы по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ..." <3>.
Статья: Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Преподаватель является представителем администрации образовательной организации. На него возложены в том числе обязанности контролировать результаты обучения. Сам ректор (или директор) не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента (по крайней мере юридически). В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента, их качество, сформированность или несформированность необходимых компетенций.
(Шиханов В.Н.)
("Закон", 2022, N 4)Преподаватель является представителем администрации образовательной организации. На него возложены в том числе обязанности контролировать результаты обучения. Сам ректор (или директор) не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента (по крайней мере юридически). В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента, их качество, сформированность или несформированность необходимых компетенций.
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аспирантам, которые не прошли итоговую аттестацию или которые освоили часть программы аспирантуры и (или) отчислены из вуза, выдается справка об освоении программ аспирантуры или о периоде освоения программ аспирантуры. Образец таких справок устанавливает образовательная организация.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Аспирантам, которые не прошли итоговую аттестацию или которые освоили часть программы аспирантуры и (или) отчислены из вуза, выдается справка об освоении программ аспирантуры или о периоде освоения программ аспирантуры. Образец таких справок устанавливает образовательная организация.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Доводы осужденного, изложенные в жалобах, о том, что он не является должностным лицом и, следовательно, субъектом должностного преступления, нельзя признать убедительными. В соответствии с приказом ректора университета этот преподаватель входил в состав государственной аттестационной комиссии университета в качестве экзаменатора и в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему экзаменов у студентов, т.е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовые последствия - неназначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов (Постановление Президиума N 1180п98пр, Определение N 29-098-15 по делу Красильникова) <962>.
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Исследователи обращают внимание на то, что оформляемое приказом решение об отчислении студента или о его переводе на следующий курс принимает руководитель вуза. Поэтому именно его решения имеют юридическое значение и последствия. "Сам ректор, - парирует В.Н. Шиханов, - не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента. В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом, преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента..." <8>. Лиц, осуществляющих организационно-распорядительные полномочия подобным образом, В.Н. Шиханов называет "фактофиксаторами" <9>. Полагаем, что деятельность преподавателя не ограничивается фиксацией факта, а предполагает его оценку, а следовательно, усмотрение. "Под осуществлением субъектами должностных преступлений организационно-распорядительных функций в настоящее время понимаются два разных вида деятельности: первый - это руководство подчиненными, второй - принятие решений, влекущих юридические последствия для лиц, которые обратились за государственными услугами. Последние полномочия фактически являются регистрационно-экспертными" <10>.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Исследователи обращают внимание на то, что оформляемое приказом решение об отчислении студента или о его переводе на следующий курс принимает руководитель вуза. Поэтому именно его решения имеют юридическое значение и последствия. "Сам ректор, - парирует В.Н. Шиханов, - не может принять решение о переводе студента на другой курс или отчислении из вуза в связи с неуспеваемостью - ведь ему достоверно неизвестен характер знаний студента. В этом руководителю образовательной организации как раз и помогает преподаватель, который в специально отведенное время с помощью определенных процедур проверит знания студента и результаты зафиксирует в документе - ведомости (экзаменационной, зачетной). Таким образом, преподаватель удостоверит юридический факт - наличие или отсутствие необходимых знаний у студента..." <8>. Лиц, осуществляющих организационно-распорядительные полномочия подобным образом, В.Н. Шиханов называет "фактофиксаторами" <9>. Полагаем, что деятельность преподавателя не ограничивается фиксацией факта, а предполагает его оценку, а следовательно, усмотрение. "Под осуществлением субъектами должностных преступлений организационно-распорядительных функций в настоящее время понимаются два разных вида деятельности: первый - это руководство подчиненными, второй - принятие решений, влекущих юридические последствия для лиц, которые обратились за государственными услугами. Последние полномочия фактически являются регистрационно-экспертными" <10>.