Отчет депутата
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчет депутата (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 35 "Представительный орган муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из системного анализа приведенных положений статей 35, 36, 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статей 20, 22, 23, 31, 31.1 Устава, главы 5.1 и статей 75, 77 Регламента следует, что Совет депутатов, имея кворум на заседании от 29 апреля 2021 года, большинством голосов от числа депутатов, присутствовавших на заседании, по результатам рассмотрения отчета Главы города Советская Гавань о его деятельности и о результатах деятельности администрации городского поселения был вправе принять решение о признании деятельности Главы города Советская Гавань неудовлетворительной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)В советский период к институтам непосредственной демократии относили также отчеты депутатов перед избирателями. Так, согласно законодательству советского периода депутаты обязаны были отчитываться о своей деятельности не реже двух раз в год. На сегодняшний день на законодательном уровне не закреплено требование об обязательном предоставлении отчетов депутатов и выборных лиц перед избирателями. Однако это не мешает им взаимодействовать с электоратом, информируя о своей деятельности и работе органов власти. Не исключено, что в наши дни может быть восстановлен институт отчетности как конституционный элемент.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)В советский период к институтам непосредственной демократии относили также отчеты депутатов перед избирателями. Так, согласно законодательству советского периода депутаты обязаны были отчитываться о своей деятельности не реже двух раз в год. На сегодняшний день на законодательном уровне не закреплено требование об обязательном предоставлении отчетов депутатов и выборных лиц перед избирателями. Однако это не мешает им взаимодействовать с электоратом, информируя о своей деятельности и работе органов власти. Не исключено, что в наши дни может быть восстановлен институт отчетности как конституционный элемент.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Формой деятельности депутата Государственной Думы также является работа с избирателями, а депутата Государственной Думы, входящего в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона во фракцию в Государственной Думе, - помимо этого участие в работе соответствующей фракции.
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)2. Формой деятельности депутата Государственной Думы также является работа с избирателями, а депутата Государственной Думы, входящего в соответствии со статьей 7.1 настоящего Федерального закона во фракцию в Государственной Думе, - помимо этого участие в работе соответствующей фракции.
Статья: К вопросу о некоторых проблемах совершенствования правового положения депутатов представительных органов Республики Беларусь
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)При этом концепция императивного мандата, требующего от депутата категорического, безусловного следования воле избирателей, была активно воспринята советскими конституциями. Советские правоведы по-разному определяли императивный мандат депутата: 1) отчеты депутатов перед избирателями и выполнение их наказов как важнейшие формы связи между депутатом и избирателем; 2) наказы избирателей как содержание мандата; 3) включение в мандат выборов депутатов, наказов избирателей, периодических отчетов перед ними и их права на досрочный отзыв депутата; 4) безусловное выполнение законной воли избирателей и ответственность депутата вплоть до его отзыва избирателями <8>.
(Крупейченко М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)При этом концепция императивного мандата, требующего от депутата категорического, безусловного следования воле избирателей, была активно воспринята советскими конституциями. Советские правоведы по-разному определяли императивный мандат депутата: 1) отчеты депутатов перед избирателями и выполнение их наказов как важнейшие формы связи между депутатом и избирателем; 2) наказы избирателей как содержание мандата; 3) включение в мандат выборов депутатов, наказов избирателей, периодических отчетов перед ними и их права на досрочный отзыв депутата; 4) безусловное выполнение законной воли избирателей и ответственность депутата вплоть до его отзыва избирателями <8>.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Определенное своеобразие регулирования можно увидеть еще в одном акте - Законе Астраханской области от 11 декабря 2002 г. "О наказах избирателей депутатам Думы Астраханской области". Согласно ст. 2 акта наказы депутатам Думы Астраханской области даются на срок депутатских полномочий избирателями на предвыборных собраниях, встречах с кандидатами в депутаты, формируются из обращений избирателей, адресованных кандидатам в депутаты, при ежегодных отчетах депутатов о своей работе перед избирателями. Депутат Думы Астраханской области, избранный по одномандатному избирательному округу, на основе поступивших ему наказов избирателей формирует перечень наказов избирателей и направляет его в Думу Астраханской области. А депутат Думы, избранный по единому избирательному округу (т.е. по партийному списку), направляет поступившие ему наказы избирателей во фракцию, в которой он состоит. Фракция формирует перечень наказов избирателей, он также направляется в Думу. Перечень наказов избирателей депутатам утверждается постановлением Думы Астраханской области. Дума вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности включения отдельных наказов в перечень наказов избирателей депутатам. По результатам ежегодных отчетов депутатов о своей работе перед избирателями Думой Астраханской области перечень наказов избирателей, принятых к исполнению, может быть изменен до утверждения бюджета области на очередной финансовый год.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Определенное своеобразие регулирования можно увидеть еще в одном акте - Законе Астраханской области от 11 декабря 2002 г. "О наказах избирателей депутатам Думы Астраханской области". Согласно ст. 2 акта наказы депутатам Думы Астраханской области даются на срок депутатских полномочий избирателями на предвыборных собраниях, встречах с кандидатами в депутаты, формируются из обращений избирателей, адресованных кандидатам в депутаты, при ежегодных отчетах депутатов о своей работе перед избирателями. Депутат Думы Астраханской области, избранный по одномандатному избирательному округу, на основе поступивших ему наказов избирателей формирует перечень наказов избирателей и направляет его в Думу Астраханской области. А депутат Думы, избранный по единому избирательному округу (т.е. по партийному списку), направляет поступившие ему наказы избирателей во фракцию, в которой он состоит. Фракция формирует перечень наказов избирателей, он также направляется в Думу. Перечень наказов избирателей депутатам утверждается постановлением Думы Астраханской области. Дума вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности включения отдельных наказов в перечень наказов избирателей депутатам. По результатам ежегодных отчетов депутатов о своей работе перед избирателями Думой Астраханской области перечень наказов избирателей, принятых к исполнению, может быть изменен до утверждения бюджета области на очередной финансовый год.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Упоминание каких-либо иных мер в рамках ответственности органов МС перед населением в уставах МО является скорее исключением. В качестве соответствующего примера можно привести требование о представлении внеочередного отчета депутатов, инициируемое определенным числом избирателей <10>. Однако все же данная мера по сути является формой контроля со стороны населения муниципалитета, но не мерой ответственности, ее применение предполагает лишь получение дополнительной информации о деятельности депутата в установленной форме и не предусматривает претерпевания неблагоприятных последствий. В связи с этим вызывает сомнение необходимость жесткого регулирования, предполагающего сбор значительного числа подписей в поддержку данной инициативы (в некоторых муниципалитетах для этого требуются подписи не менее 25% избирателей <11>).
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Упоминание каких-либо иных мер в рамках ответственности органов МС перед населением в уставах МО является скорее исключением. В качестве соответствующего примера можно привести требование о представлении внеочередного отчета депутатов, инициируемое определенным числом избирателей <10>. Однако все же данная мера по сути является формой контроля со стороны населения муниципалитета, но не мерой ответственности, ее применение предполагает лишь получение дополнительной информации о деятельности депутата в установленной форме и не предусматривает претерпевания неблагоприятных последствий. В связи с этим вызывает сомнение необходимость жесткого регулирования, предполагающего сбор значительного числа подписей в поддержку данной инициативы (в некоторых муниципалитетах для этого требуются подписи не менее 25% избирателей <11>).
Информация: Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2022 год
("Официальный сайт Банка России", 2023)И, конечно, в начале хотела бы поблагодарить всех депутатов, все фракции за работу по рассмотрению нашего годового отчета. Эта работа была очень интенсивная и предметная. За год наша экономика прошла большой путь: от шока из-за введенных санкций к адаптации и восстановлению и развитию в новых условиях. Сейчас наша политика направлена на то, чтобы создать условия для устойчивого роста в новых реалиях.
("Официальный сайт Банка России", 2023)И, конечно, в начале хотела бы поблагодарить всех депутатов, все фракции за работу по рассмотрению нашего годового отчета. Эта работа была очень интенсивная и предметная. За год наша экономика прошла большой путь: от шока из-за введенных санкций к адаптации и восстановлению и развитию в новых условиях. Сейчас наша политика направлена на то, чтобы создать условия для устойчивого роста в новых реалиях.