Оспаривание сделок налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание сделок налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка следователем материалов налоговой проверки в стадии возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Во всех приведенных случаях актуальным является вопрос о способе установления размера причиненного ущерба как в случае обжалования в суд действий (решений) налоговых органов, оспаривание сделок или принадлежности имущества, по которым начислен спорный налог (сбор, страховой взнос). При наличии противоречий в сумме ущерба, установленной налоговыми органами и решениями судов, необходимо устранить данное противоречие. Часть 1 ст. 144 УПК РФ позволяет назначить экспертизу и до возбуждения уголовного дела. Однако на практике сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с проблемой длительности производства подобных исследований и пресекательными сроками проведения доследственных проверок, их соотношением с соблюдением принципа разумности сроков уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ), сроками действия мер пресечения. В этом случае необходимо получить заключение специалиста о наличии нарушения налогового законодательства и установлении суммы причиненного ущерба, соответствующих примечаниям к ст. 198 - 199.4 УК РФ. Подобные специалисты привлекаются следователями из соответствующих подразделений органов Следственного комитета РФ. При этом недавно обсуждался вопрос о допустимости такого доказательства в связи с работой специалистов в тех же правоохранительных органах, что и следователи. Однако Санкт-Петербургский городской суд указал в Апелляционном постановлении на несостоятельность довода стороны защиты о невозможности использования в качестве доказательства подобного заключения <7>.
(Баркалова Е.В.)
("Юрист", 2021, N 12)Во всех приведенных случаях актуальным является вопрос о способе установления размера причиненного ущерба как в случае обжалования в суд действий (решений) налоговых органов, оспаривание сделок или принадлежности имущества, по которым начислен спорный налог (сбор, страховой взнос). При наличии противоречий в сумме ущерба, установленной налоговыми органами и решениями судов, необходимо устранить данное противоречие. Часть 1 ст. 144 УПК РФ позволяет назначить экспертизу и до возбуждения уголовного дела. Однако на практике сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с проблемой длительности производства подобных исследований и пресекательными сроками проведения доследственных проверок, их соотношением с соблюдением принципа разумности сроков уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ), сроками действия мер пресечения. В этом случае необходимо получить заключение специалиста о наличии нарушения налогового законодательства и установлении суммы причиненного ущерба, соответствующих примечаниям к ст. 198 - 199.4 УК РФ. Подобные специалисты привлекаются следователями из соответствующих подразделений органов Следственного комитета РФ. При этом недавно обсуждался вопрос о допустимости такого доказательства в связи с работой специалистов в тех же правоохранительных органах, что и следователи. Однако Санкт-Петербургский городской суд указал в Апелляционном постановлении на несостоятельность довода стороны защиты о невозможности использования в качестве доказательства подобного заключения <7>.
Статья: Должная осмотрительность: как проверить контрагента и защитить бизнес от претензий налоговиков
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)Проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов не просто формальность, а реальный механизм защиты бизнеса от финансовых потерь и налоговых рисков. В условиях, когда налоговые органы активно оспаривают право на налоговые вычеты по сделкам с недобросовестными контрагентами, вопрос доказательства проявления должной осмотрительности становится ключевым. Рассмотрим, что понимается под должной осмотрительностью, каковы ее критерии, а также какие действия должна предпринять компания при выборе контрагентов, чтобы обезопасить себя от обвинений в неосмотрительности.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)Проявление должной осмотрительности при выборе контрагентов не просто формальность, а реальный механизм защиты бизнеса от финансовых потерь и налоговых рисков. В условиях, когда налоговые органы активно оспаривают право на налоговые вычеты по сделкам с недобросовестными контрагентами, вопрос доказательства проявления должной осмотрительности становится ключевым. Рассмотрим, что понимается под должной осмотрительностью, каковы ее критерии, а также какие действия должна предпринять компания при выборе контрагентов, чтобы обезопасить себя от обвинений в неосмотрительности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"13. При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, суду следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 Кодекса, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"13. При разрешении споров, связанных с определением цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, суду следует исходить из того, что указанная сторонами сделки цена может быть оспорена налоговым органом в этих целях только в случаях, перечисленных в пункте 2 статьи 40 Кодекса, а именно: по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Статья: Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Получается, по иным сделкам налоговые органы не вправе оспаривать цену, указанную сторонами и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Такие выводы содержатся:
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Получается, по иным сделкам налоговые органы не вправе оспаривать цену, указанную сторонами и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Такие выводы содержатся:
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Так, при оспаривании цели делового характера налоговый орган будет доказывать, что сделка не имеет разумной хозяйственной необходимости или является частью схемы, главная цель которой - уменьшить налоги (разд. VII Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, при оспаривании цели делового характера налоговый орган будет доказывать, что сделка не имеет разумной хозяйственной необходимости или является частью схемы, главная цель которой - уменьшить налоги (разд. VII Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним предлагаемым механизмом уменьшения споров по тематике дробления бизнеса является введение предварительных мер проверки. Похожий механизм закреплен в законодательстве Бельгии: для снижения рисков оспаривания сделки или операции налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган для получения предварительного мнения (preliminary ruling) <47>.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним предлагаемым механизмом уменьшения споров по тематике дробления бизнеса является введение предварительных мер проверки. Похожий механизм закреплен в законодательстве Бельгии: для снижения рисков оспаривания сделки или операции налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган для получения предварительного мнения (preliminary ruling) <47>.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если налоговый орган не оспаривает реальность сделки (реальность приобретения товара, выполнения работ, оказания услуг), то применение налоговой реконструкции не приводит к полной потере расходов и вычетов по проблемной сделке. Налоговые обязательства пересчитываются исходя из фактических затрат налогоплательщика, очищенных от необоснованной налоговой выгоды (наценки, накрутки, приходящейся на "технического" контрагента).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если налоговый орган не оспаривает реальность сделки (реальность приобретения товара, выполнения работ, оказания услуг), то применение налоговой реконструкции не приводит к полной потере расходов и вычетов по проблемной сделке. Налоговые обязательства пересчитываются исходя из фактических затрат налогоплательщика, очищенных от необоснованной налоговой выгоды (наценки, накрутки, приходящейся на "технического" контрагента).