Оспаривание НПА в суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание НПА в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отмена и оспаривание муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Оспаривание муниципальных нормативных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)2. Оспаривание муниципальных нормативных правовых актов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)"Административное право и процесс", 2024, N 1
(Петрова В.Т.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)"Административное право и процесс", 2024, N 1
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам
(ред. от 01.04.2025)Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам
Статья: О некоторых проблемах реализации права на оспаривание нормативных правовых актов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Исследуется законодательство, регулирующее оспаривание нормативных правовых актов в судах общей и арбитражной юрисдикций, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения указанного законодательства. Критикуется реализованный в современном законодательстве и судебной практике подход, ограничивающий круг объектов судебного оспаривания действующими нормативными правовыми актами. Приводятся дополнительные доводы в поддержку идеи о том, что перечень объектов оспаривания в судах общей и арбитражной юрисдикций необходимо расширить за счет не вступивших в силу нормативных правовых актов и недействующих нормативных правовых актов.
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Исследуется законодательство, регулирующее оспаривание нормативных правовых актов в судах общей и арбитражной юрисдикций, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения указанного законодательства. Критикуется реализованный в современном законодательстве и судебной практике подход, ограничивающий круг объектов судебного оспаривания действующими нормативными правовыми актами. Приводятся дополнительные доводы в поддержку идеи о том, что перечень объектов оспаривания в судах общей и арбитражной юрисдикций необходимо расширить за счет не вступивших в силу нормативных правовых актов и недействующих нормативных правовых актов.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, на наш взгляд, по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов судом тоже осуществляется защита нарушенного или оспоренного права путем признания права и факта его нарушения и (или) оспаривания (иными словами, путем признания права нарушенным и (или) оспоренным). Например, по итогам рассмотрения административного дела суд признает нарушенным или оспоренным изданием акта право на получение определенной информации, право на уплату законно установленного налога, право на благоприятную окружающую среду.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, на наш взгляд, по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов судом тоже осуществляется защита нарушенного или оспоренного права путем признания права и факта его нарушения и (или) оспаривания (иными словами, путем признания права нарушенным и (или) оспоренным). Например, по итогам рассмотрения административного дела суд признает нарушенным или оспоренным изданием акта право на получение определенной информации, право на уплату законно установленного налога, право на благоприятную окружающую среду.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, при рассмотрении вопроса о привлечении заинтересованного лица в рамках рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд анализирует обстоятельства, связанные с порядком принятия данного нормативного акта, в том числе порядком согласования проекта нормативного акта, а также вопрос о том, затрагиваются ли права и обязанности данного лица при рассмотрении административного дела.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, при рассмотрении вопроса о привлечении заинтересованного лица в рамках рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд анализирует обстоятельства, связанные с порядком принятия данного нормативного акта, в том числе порядком согласования проекта нормативного акта, а также вопрос о том, затрагиваются ли права и обязанности данного лица при рассмотрении административного дела.
Статья: О некоторых вопросах заинтересованности в делах об оспаривании нормативных правовых актов
(Михайлова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Рассматриваемая проблема имеет еще один аспект. В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации еще в 2006 г., "в случае поступления в суд заявления об оспаривании нормативного правового акта суд не вправе своим определением отказать в принятии такого заявления со ссылкой на то, что оспариваемый акт не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя; вопрос о нарушении нормативным правовым актом прав, свобод и законных интересов гражданина, организации должен решаться непосредственно в судебном заседании при разрешении гражданского дела по существу. Иное являлось бы отступлением от принципа равенства всех перед законом и судом, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон и ограничением права на судебную защиту" <10>.
(Михайлова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Рассматриваемая проблема имеет еще один аспект. В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации еще в 2006 г., "в случае поступления в суд заявления об оспаривании нормативного правового акта суд не вправе своим определением отказать в принятии такого заявления со ссылкой на то, что оспариваемый акт не нарушает права, свободы и законные интересы заявителя; вопрос о нарушении нормативным правовым актом прав, свобод и законных интересов гражданина, организации должен решаться непосредственно в судебном заседании при разрешении гражданского дела по существу. Иное являлось бы отступлением от принципа равенства всех перед законом и судом, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон и ограничением права на судебную защиту" <10>.
Статья: ФНС не может ограничивать период сверки по налогам тремя годами
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)В указанном Решении ВС РФ напомнил о п. 2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Там разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, считаются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 1)В указанном Решении ВС РФ напомнил о п. 2 и 3 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Там разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, считаются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См. анализ судебной практики: Жданова В.Н. Практика рассмотрения дел по оспариванию нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2020. Июнь. С. 11 - 19.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)<1> См. анализ судебной практики: Жданова В.Н. Практика рассмотрения дел по оспариванию нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2020. Июнь. С. 11 - 19.
Статья: Институт оспаривания нормативных правовых актов в цивилистическом процессе
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Долгое время развитие судебной практики шло двумя путями. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признал возможным рассмотрение в одном производстве как требования о признании ненормативного правового акта недействующим, так и требования о возмещении вреда, основанного на ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Позднее в п. 3.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" судам было предоставлено полномочие выделить требования об оспаривании акта, содержащего положения ненормативного (индивидуального) характера, в отдельное производство, если судом раздельное рассмотрение требований будет признано соответствующим целям эффективного правосудия.
(Вифлянцев А.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Долгое время развитие судебной практики шло двумя путями. Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признал возможным рассмотрение в одном производстве как требования о признании ненормативного правового акта недействующим, так и требования о возмещении вреда, основанного на ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Позднее в п. 3.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" судам было предоставлено полномочие выделить требования об оспаривании акта, содержащего положения ненормативного (индивидуального) характера, в отдельное производство, если судом раздельное рассмотрение требований будет признано соответствующим целям эффективного правосудия.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 215. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 215. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта
Статья: О совершенствовании правового регулирования оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Возможно, в ч. 7 ст. 213 КАС РФ точнее выражено основное содержание рассматриваемой деятельности по оспариванию нормативных правовых актов - "суд проверяет законность положений нормативного правового акта". В части 4 ст. 194 АПК РФ термин "законность" пропущен, указано, что суд "осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения", но само по себе выражение "проверка нормативного правового акта" может пониматься по-разному. Таким образом, при дальнейшем совершенствовании положений гл. 23 АПК РФ о проверке законности оспариваемого нормативного правового акта вполне можно ориентироваться на гл. 21 КАС РФ.
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Возможно, в ч. 7 ст. 213 КАС РФ точнее выражено основное содержание рассматриваемой деятельности по оспариванию нормативных правовых актов - "суд проверяет законность положений нормативного правового акта". В части 4 ст. 194 АПК РФ термин "законность" пропущен, указано, что суд "осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения", но само по себе выражение "проверка нормативного правового акта" может пониматься по-разному. Таким образом, при дальнейшем совершенствовании положений гл. 23 АПК РФ о проверке законности оспариваемого нормативного правового акта вполне можно ориентироваться на гл. 21 КАС РФ.