Особый правовой статус
Подборка наиболее важных документов по запросу Особый правовой статус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Автономные учреждения (правомочия и ограничения)
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами правомерно учтено, что в силу особого правового статуса автономного учреждения, вытекающего из положений Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение не может являться поручителем по обязательствам коммерческих организаций..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...судами правомерно учтено, что в силу особого правового статуса автономного учреждения, вытекающего из положений Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение не может являться поручителем по обязательствам коммерческих организаций..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Должностное лицо местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус согласно Федеральному закону [от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.]...
(КонсультантПлюс, 2025)...нормы Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус согласно Федеральному закону [от 06.10.2003 N 131-ФЗ - ред.]...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"Глава 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"Глава 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБОЙ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Вместе с тем уволившийся по своей инициативе и не выполнивший обязательство по прохождению службы по контракту сотрудник органов внутренних дел, с которого ежемесячно удерживаются по решению суда денежные средства в счет погашения задолженности затрат на обучение из его денежного довольствия в пользу Министерства внутренних дел Российской Федерации, в дальнейшем вновь поступивший на службу в органы внутренних дел и, следовательно, выполняющий обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел, вправе поставить вопрос перед представителем нанимателя о возврате уже взысканных с него денежных средств и приостановлении последующих удержаний до исполнения сотрудником обязательства проходить службу в органах внутренних дел в течение срока, предусмотренного контрактом (в течение пяти лет), и, соответственно, о прекращении удержаний после исполнения сотрудником названного обязательства, и этому сотруднику не может быть отказано в положительном решении данного вопроса. Иначе будут нарушены предусмотренные законом гарантии для сотрудников органов внутренних дел, наделенных особым правовым статусом и выполняющих конституционно значимые функции, а также права и свободы гражданина как слабой стороны в отношениях с органом публичной власти.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Вместе с тем уволившийся по своей инициативе и не выполнивший обязательство по прохождению службы по контракту сотрудник органов внутренних дел, с которого ежемесячно удерживаются по решению суда денежные средства в счет погашения задолженности затрат на обучение из его денежного довольствия в пользу Министерства внутренних дел Российской Федерации, в дальнейшем вновь поступивший на службу в органы внутренних дел и, следовательно, выполняющий обязательство по прохождению службы в органах внутренних дел, вправе поставить вопрос перед представителем нанимателя о возврате уже взысканных с него денежных средств и приостановлении последующих удержаний до исполнения сотрудником обязательства проходить службу в органах внутренних дел в течение срока, предусмотренного контрактом (в течение пяти лет), и, соответственно, о прекращении удержаний после исполнения сотрудником названного обязательства, и этому сотруднику не может быть отказано в положительном решении данного вопроса. Иначе будут нарушены предусмотренные законом гарантии для сотрудников органов внутренних дел, наделенных особым правовым статусом и выполняющих конституционно значимые функции, а также права и свободы гражданина как слабой стороны в отношениях с органом публичной власти.
Статья: Правовой статус бомбоубежища
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изложенное выше позволяет заключить, что особый правовой статус бомбоубежищ как объектов гражданской обороны обусловлен их публично-значимой функцией и характеризуется двумя основными особенностями - запретом на приватизацию и ограничением пределов хозяйственного использования (согласно Порядку содержания убежищ), обеспечивающим возможность приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изложенное выше позволяет заключить, что особый правовой статус бомбоубежищ как объектов гражданской обороны обусловлен их публично-значимой функцией и характеризуется двумя основными особенностями - запретом на приватизацию и ограничением пределов хозяйственного использования (согласно Порядку содержания убежищ), обеспечивающим возможность приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Готовое решение: Как покупателю взыскать убытки с поставщика, нарушившего условия договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с поставщика (производителя) убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений между первоначальным и конечным покупателем, когда они регулируются Законом о защите прав потребителей и предоставляют конечному покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первоначального покупателя со своим поставщиком. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего поставщика расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего поставщика он уже не сможет.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с поставщика (производителя) убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений между первоначальным и конечным покупателем, когда они регулируются Законом о защите прав потребителей и предоставляют конечному покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первоначального покупателя со своим поставщиком. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего поставщика расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего поставщика он уже не сможет.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Законодательством об электроэнергетике установлено, что с 1 января 2024 г. лишь одно лицо имеет право заключать договоры оказания услуг по ОДУ, выступая в качестве исполнителя, - АО "СО ЕЭС" (п. 1.1 ст. 12 и п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике). Системный оператор имеет особый правовой статус субъекта ОДУ. Статья 3 Закона об электроэнергетике признает субъекта ОДУ субъектом электроэнергетики, относя его к категории лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, предоставляющих услуги по ОДУ. Согласно п. 3 ст. 12 Закона об электроэнергетике доля участия Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не могла составлять менее 52 процентов. По завершении реформирования электроэнергетики доля Российской Федерации составляет 100 процентов в уставном капитале системного оператора. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и по производству и купле-продаже электрической энергии (п. 4 ст. 12 Закона об электроэнергетике). В законодательстве предусмотрены специальные меры по осуществлению контроля в сфере ОДУ. Так, Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, что хозяйствующий субъект, совмещающий деятельность по передаче электрической энергии и ОДУ с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, обязан направить в антимонопольный орган определенный перечень документов, в том числе реестр договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), договоров о передаче электрической энергии, договоров оказания услуг по ОДУ и соответствующее уведомление.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Законодательством об электроэнергетике установлено, что с 1 января 2024 г. лишь одно лицо имеет право заключать договоры оказания услуг по ОДУ, выступая в качестве исполнителя, - АО "СО ЕЭС" (п. 1.1 ст. 12 и п. 1 ст. 16 Закона об электроэнергетике). Системный оператор имеет особый правовой статус субъекта ОДУ. Статья 3 Закона об электроэнергетике признает субъекта ОДУ субъектом электроэнергетики, относя его к категории лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, предоставляющих услуги по ОДУ. Согласно п. 3 ст. 12 Закона об электроэнергетике доля участия Российской Федерации в уставном капитале системного оператора в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не могла составлять менее 52 процентов. По завершении реформирования электроэнергетики доля Российской Федерации составляет 100 процентов в уставном капитале системного оператора. Системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и по производству и купле-продаже электрической энергии (п. 4 ст. 12 Закона об электроэнергетике). В законодательстве предусмотрены специальные меры по осуществлению контроля в сфере ОДУ. Так, Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 628 утверждены Правила осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, что хозяйствующий субъект, совмещающий деятельность по передаче электрической энергии и ОДУ с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, обязан направить в антимонопольный орган определенный перечень документов, в том числе реестр договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), договоров о передаче электрической энергии, договоров оказания услуг по ОДУ и соответствующее уведомление.
Готовое решение: Как составить трудовой договор с кассиром
(КонсультантПлюс, 2025)Да, как правило, можно. Есть исключения, например, обычно нельзя заключить трудовой договор по должности кассира с временно пребывающим в РФ иностранцем, если дополнительно планируете возложить на него обязанности по ведению бухгалтерского учета (например, трудовой договор по должности бухгалтера-кассира). Однако если заключаете трудовой договор с гражданином Беларуси, временно пребывающим в России, то, полагаем, с учетом особого правового статуса граждан Беларуси на него не будет распространяться указанное ограничение (дополнительно рекомендуем уточнить мнение вашего подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России). Такие выводы следуют, в частности, из ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 11, ч. 1, 4 ст. 327.1 ТК РФ, п. 3 ст. 14 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998, ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999, п. п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, как правило, можно. Есть исключения, например, обычно нельзя заключить трудовой договор по должности кассира с временно пребывающим в РФ иностранцем, если дополнительно планируете возложить на него обязанности по ведению бухгалтерского учета (например, трудовой договор по должности бухгалтера-кассира). Однако если заключаете трудовой договор с гражданином Беларуси, временно пребывающим в России, то, полагаем, с учетом особого правового статуса граждан Беларуси на него не будет распространяться указанное ограничение (дополнительно рекомендуем уточнить мнение вашего подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России). Такие выводы следуют, в частности, из ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 11, ч. 1, 4 ст. 327.1 ТК РФ, п. 3 ст. 14 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998, ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999, п. п. 1, 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если административный истец обладает особым правовым статусом или подает иск в установленных законом случаях, он может получить льготы по уплате государственной пошлины при подаче заявлений:
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В случае если административный истец обладает особым правовым статусом или подает иск в установленных законом случаях, он может получить льготы по уплате государственной пошлины при подаче заявлений:
Готовое решение: Что делать покупателю при обнаружении скрытых недостатков в товаре
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с изначального продавца убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений, а именно тем, что отношения между первым и конечным покупателем регулируются Законом о защите прав потребителей, предоставляющим покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первого покупателя со своим продавцом. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего продавца расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего продавца он уже не сможет.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако имейте в виду, что нельзя взыскать с изначального продавца убытки в той части, в которой они обусловлены разностью в правовом регулировании отношений, а именно тем, что отношения между первым и конечным покупателем регулируются Законом о защите прав потребителей, предоставляющим покупателю (потребителю) больший объем прав, чем во взаимоотношениях первого покупателя со своим продавцом. В этом случае первый покупатель не может переложить на своего продавца расходы, которые он несет перед потребителями в силу их особого правового статуса и своего предпринимательского статуса с соответствующими рисками. Такая позиция встречается в судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2023 N 305-ЭС23-9211). Например, если первый покупатель выплатил конечному штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, то требовать этот штраф как убытки со своего продавца он уже не сможет.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С другой стороны, такой правовой акт содержит правоприменительное (индивидуальное) предписание о включении конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых действуют данные правовые нормы, и, соответственно, о наделении его особым правовым статусом.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)С другой стороны, такой правовой акт содержит правоприменительное (индивидуальное) предписание о включении конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых действуют данные правовые нормы, и, соответственно, о наделении его особым правовым статусом.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. В силу особого правового статуса указанных в комментируемой статье городов федерального значения у них есть собственные нормативы градостроительного проектирования (см. комментарий к гл. 3.1 комментируемого Кодекса). Соответственно, подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется с учетом этих нормативов градостроительного проектирования. Так, согласно ст. 19 Градостроительного кодекса г. Москвы нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения г. Москвы объектами, предусмотренными ч. 1, 3 и 4 ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения г. Москвы.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3.1. В силу особого правового статуса указанных в комментируемой статье городов федерального значения у них есть собственные нормативы градостроительного проектирования (см. комментарий к гл. 3.1 комментируемого Кодекса). Соответственно, подготовка проектов генеральных планов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется с учетом этих нормативов градостроительного проектирования. Так, согласно ст. 19 Градостроительного кодекса г. Москвы нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения г. Москвы объектами, предусмотренными ч. 1, 3 и 4 ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения г. Москвы.
Статья: Реализация конституционного принципа равенства гражданства в законодательстве Российской Федерации
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Гражданство является особым элементом правового статуса человека. Состояние в гражданстве определяет возможность в полном объеме осуществлять принадлежащие права, а отсутствие гражданства влечет ограничения в реализации прав в сфере политической жизни, социального обеспечения, медицинской помощи, образования и духовного развития. Провозглашение в ст. 6 Конституции Российской Федерации принципа равенства гражданства означает предоставление единого объема прав независимо от оснований приобретения гражданства. В то же время Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены решений о приеме в гражданство в случае установления факта предоставления ложных сведений или подложных документов. Применение данной процедуры возможно лишь в отношении натурализованных или восстановленных в российском гражданстве лиц, но невозможно в отношении лиц, получивших гражданство на основании филиации.
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Гражданство является особым элементом правового статуса человека. Состояние в гражданстве определяет возможность в полном объеме осуществлять принадлежащие права, а отсутствие гражданства влечет ограничения в реализации прав в сфере политической жизни, социального обеспечения, медицинской помощи, образования и духовного развития. Провозглашение в ст. 6 Конституции Российской Федерации принципа равенства гражданства означает предоставление единого объема прав независимо от оснований приобретения гражданства. В то же время Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены решений о приеме в гражданство в случае установления факта предоставления ложных сведений или подложных документов. Применение данной процедуры возможно лишь в отношении натурализованных или восстановленных в российском гражданстве лиц, но невозможно в отношении лиц, получивших гражданство на основании филиации.
Статья: Финансово-правовой статус субъекта Российской Федерации, находящегося в особых условиях: проблемы теории и практики
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9
(Лагутин И.Б.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)"Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9