Особые обстоятельства в гчп
Подборка наиболее важных документов по запросу Особые обстоятельства в гчп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)<23> Арутюнян Л., Скрябина М. Особые обстоятельства в ГЧП // ГЧП журнал. 2016. N 13. С. 20.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)<23> Арутюнян Л., Скрябина М. Особые обстоятельства в ГЧП // ГЧП журнал. 2016. N 13. С. 20.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Отдельным фактором, способствующим увеличению затрат на переговоры, является отсутствие однозначного толкования правовых норм. Например, обязанность публично-правового образования принять бюджет, включающий расходы на исполнение ГЧП-соглашения, может быть признана арбитражными судами не порождающей гражданско-правовых последствий, если опираться на позицию Президиума ВАС РФ, но вместе с тем соответствует духу Закона о ГЧП, позволяющего включать в ГЧП-соглашения в качестве его условий обязанности по утверждению нормативных правовых актов <50>. В некоторых исследованных ГЧП-соглашениях вместо указанной обязанности предусмотрено заверение (гарантия) публично-правового образования о том, что в бюджете будут заложены расходы на их исполнение, при этом действительность заверения (гарантии) о будущих обстоятельствах является предметом дискуссии <51>. В то же время правомерность включения в ГЧП-соглашения особых обстоятельств была частично подтверждена прямым указанием в Законе о концессионных соглашениях лишь в 2023 году <52>.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Отдельным фактором, способствующим увеличению затрат на переговоры, является отсутствие однозначного толкования правовых норм. Например, обязанность публично-правового образования принять бюджет, включающий расходы на исполнение ГЧП-соглашения, может быть признана арбитражными судами не порождающей гражданско-правовых последствий, если опираться на позицию Президиума ВАС РФ, но вместе с тем соответствует духу Закона о ГЧП, позволяющего включать в ГЧП-соглашения в качестве его условий обязанности по утверждению нормативных правовых актов <50>. В некоторых исследованных ГЧП-соглашениях вместо указанной обязанности предусмотрено заверение (гарантия) публично-правового образования о том, что в бюджете будут заложены расходы на их исполнение, при этом действительность заверения (гарантии) о будущих обстоятельствах является предметом дискуссии <51>. В то же время правомерность включения в ГЧП-соглашения особых обстоятельств была частично подтверждена прямым указанием в Законе о концессионных соглашениях лишь в 2023 году <52>.
Нормативные акты
"Ведомственная целевая программа Министерства транспорта Российской Федерации "Доверительное управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования Государственной компанией "Российские автомобильные дороги"
(утв. Минтрансом России 18.06.2020)
(вместе с "Методикой расчета показателей ведомственной целевой программы")исполнение обязательств Государственной компанией перед частным партнером, включая обеспечение возвратности инвестиций, привлеченных на этапе строительства, выполнение иных принятых обязательств на эксплуатационной стадии реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе, отсутствие/наличие фактов наступления особых обстоятельств и (или) возникновения иных форм ответственности Государственной компании в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по заключенным соглашениям;
(утв. Минтрансом России 18.06.2020)
(вместе с "Методикой расчета показателей ведомственной целевой программы")исполнение обязательств Государственной компанией перед частным партнером, включая обеспечение возвратности инвестиций, привлеченных на этапе строительства, выполнение иных принятых обязательств на эксплуатационной стадии реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе, отсутствие/наличие фактов наступления особых обстоятельств и (или) возникновения иных форм ответственности Государственной компании в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по заключенным соглашениям;
Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661
(ред. от 15.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"б) отсутствие в течение года, предшествующего году предоставления субсидии в рамках настоящих Правил, обращений субъекта Российской Федерации о переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры более одного раза, за исключением случаев нарушения сроков ввода их в эксплуатацию в связи с документально подтвержденным наступлением обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, или особых обстоятельств.
(ред. от 15.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"б) отсутствие в течение года, предшествующего году предоставления субсидии в рамках настоящих Правил, обращений субъекта Российской Федерации о переносе сроков ввода в эксплуатацию объектов спортивной инфраструктуры более одного раза, за исключением случаев нарушения сроков ввода их в эксплуатацию в связи с документально подтвержденным наступлением обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств, или особых обстоятельств.
Статья: Об одностороннем отказе от исполнения договора государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В научной литературе в основном прямо или косвенно констатируется сделочный характер указанного правомочия. Так, А.А. Григорьев, исследуя институт особых обстоятельств, пишет: "Существенно большую свободу... предоставляет сторонам Закон о ГЧП в связи с тем, что п. 4 ч. 8 ст. 13 содержит прямое указание на возможность прекращения соглашения по иным основаниям, предусмотренным соглашением... только соглашение о ГЧП позволяет сторонам в полной мере реализовать право на односторонний отказ... закрепленное в ст. 450.1 ГК РФ" <14>.
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)В научной литературе в основном прямо или косвенно констатируется сделочный характер указанного правомочия. Так, А.А. Григорьев, исследуя институт особых обстоятельств, пишет: "Существенно большую свободу... предоставляет сторонам Закон о ГЧП в связи с тем, что п. 4 ч. 8 ст. 13 содержит прямое указание на возможность прекращения соглашения по иным основаниям, предусмотренным соглашением... только соглашение о ГЧП позволяет сторонам в полной мере реализовать право на односторонний отказ... закрепленное в ст. 450.1 ГК РФ" <14>.
Статья: О правовой природе специального инвестиционного контракта
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)Инвестор не несет перед публичным образованием непосредственно каких-либо имущественных обязательств, предусмотренных СПИК, как, например, разовые или периодические платежи, передача имущества или части произведенной продукции (за исключением уплаты определенного объема налогов, сборов и страховых взносов в соответствии с налоговым законодательством). Отсутствие непосредственного материального эквивалента в отношениях сторон отличает СПИК от таких договоров инвестиционного характера, как договор концессии, договор государственно-частного партнерства, договор о разделе продукции.
(Алексеев С.С.)
("Право и экономика", 2024, N 4)Инвестор не несет перед публичным образованием непосредственно каких-либо имущественных обязательств, предусмотренных СПИК, как, например, разовые или периодические платежи, передача имущества или части произведенной продукции (за исключением уплаты определенного объема налогов, сборов и страховых взносов в соответствии с налоговым законодательством). Отсутствие непосредственного материального эквивалента в отношениях сторон отличает СПИК от таких договоров инвестиционного характера, как договор концессии, договор государственно-частного партнерства, договор о разделе продукции.
Статья: Lex PPPs как источник регулирования трансграничных отношений в сфере государственно-частного партнерства и роль международных организаций в формировании lex PPPs
(С.В. Маслова)
("Международное право и международные организации", 2021, N 4)На современном этапе типизированы и переведены в стандартные условия целый ряд условий соглашения о ГЧП, в частности условия о существенных неблагоприятных действиях правительств (особых обстоятельствах); изменении законодательства; гарантии минимального дохода, гарантии спроса, кредитной гарантии; праве на вмешательство публичного партнера; праве на вмешательство финансирующей организации; рефинансировании; компенсации при прекращении соглашения о ГЧП; возврате объекта ГЧП при прекращении; отчетности; конфиденциальной информации и раскрытии информации; иммунитетах государства; применимом праве; урегулировании споров и др. Они получили выражение, закрепление в Руководстве по контрактным условиям соглашения о ГЧП (Всемирный банк, редакции 2016, 2019) [25], Руководстве по основным условиям соглашений о ГЧП, основанных на плате за доступность (Европейский экспертный центр ГЧП, 2018) [15]; Своде типовых формулировок условий соглашений о ГЧП (Центр правовых ресурсов ГЧП), Руководстве по государственным гарантиям в ГЧП (Европейский экспертный центр ГЧП, 2011) [20] и других актах международных организаций.
(С.В. Маслова)
("Международное право и международные организации", 2021, N 4)На современном этапе типизированы и переведены в стандартные условия целый ряд условий соглашения о ГЧП, в частности условия о существенных неблагоприятных действиях правительств (особых обстоятельствах); изменении законодательства; гарантии минимального дохода, гарантии спроса, кредитной гарантии; праве на вмешательство публичного партнера; праве на вмешательство финансирующей организации; рефинансировании; компенсации при прекращении соглашения о ГЧП; возврате объекта ГЧП при прекращении; отчетности; конфиденциальной информации и раскрытии информации; иммунитетах государства; применимом праве; урегулировании споров и др. Они получили выражение, закрепление в Руководстве по контрактным условиям соглашения о ГЧП (Всемирный банк, редакции 2016, 2019) [25], Руководстве по основным условиям соглашений о ГЧП, основанных на плате за доступность (Европейский экспертный центр ГЧП, 2018) [15]; Своде типовых формулировок условий соглашений о ГЧП (Центр правовых ресурсов ГЧП), Руководстве по государственным гарантиям в ГЧП (Европейский экспертный центр ГЧП, 2011) [20] и других актах международных организаций.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Баланс интересов сторон является одним из признаков ГЧП. Публичный субъект может принимать на себя, в частности, следующие риски: получения отказа государственных органов в предоставлении разрешений и согласований, обнаружения при строительстве на земельном участке археологических объектов и коммуникаций, риск негативного для проекта изменения законодательства и др. Указанные риски могут быть перераспределены между сторонами через механизм особых обстоятельств, при наступлении которых может быть предусмотрена компенсация концедентом концессионеру возникших дополнительных расходов и (или) недополученных доходов (пп. 18 п. 2 ст. 10 N 115-ФЗ).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Баланс интересов сторон является одним из признаков ГЧП. Публичный субъект может принимать на себя, в частности, следующие риски: получения отказа государственных органов в предоставлении разрешений и согласований, обнаружения при строительстве на земельном участке археологических объектов и коммуникаций, риск негативного для проекта изменения законодательства и др. Указанные риски могут быть перераспределены между сторонами через механизм особых обстоятельств, при наступлении которых может быть предусмотрена компенсация концедентом концессионеру возникших дополнительных расходов и (или) недополученных доходов (пп. 18 п. 2 ст. 10 N 115-ФЗ).