Особое мнение несчастный случай
Подборка наиболее важных документов по запросу Особое мнение несчастный случай (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 229.2 "Порядок проведения расследования несчастных случаев" Трудового кодекса РФ"Правильно применив приведенные нормы о расследовании, оформлении и учете несчастных случаев, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, при которых произошел несчастных случай с Р., пришел к обоснованному выводу о том, что данный случай подлежит квалификации, как связанный с производством, а ПАО "Саратовский НПЗ", как работодателем, допущено очевидное нарушение трудового законодательства, выразившееся в неоформлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, при этом первичный акт комиссии от 8 апреля 2022 года был подписан с отметкой "с особым мнением" председателем комиссии, которая аргументированно изложила свое особое мнение и направила служебную записку о нарушении порядка расследования, а именно, что при комиссионном расследовании не было установлено обстоятельств, предусмотренных частью 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании данной служебной записки заместителем руководителя ГИТ в Саратовской области вынесено распоряжение от 25 апреля 2022 года о проведении дополнительного расследования несчастного случая, что соответствует требованиям статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, по результатам дополнительного расследования полномочным должностным лицом на основании представленных документов было составлено заключение о несчастном случае, подлежащем квалификации, как связанного с производством и оформлению актом Н-1, а также выдано предписание о понуждении работодателя составить акт о несчастном случае на производстве. Таким образом, у должностных лиц ГИТ в Саратовской области имелись полномочия по вынесению оспариваемых распоряжения, заключения и предписания, они являются законными и содержат конкретные, не противоречащие трудовому законодательству выводы и, указания относительно действий, которые надлежит совершить административному истцу."
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2024 N 33-7648/2024 (УИД 78RS0007-01-2023-004329-35)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования прокурора: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В период исполнения трудовых обязанностей здоровью работника причинен вред в результате падения с потолка помещения куска бетона. Моральный вред, причиненный повреждением здоровья, прокурор полагает возможным взыскать с работодателя, не обеспечившего безопасные условия труда.
Решение: Удовлетворено.Ссылки ответчика на составленное Особое мнение, в котором содержатся иные обстоятельства несчастного случае, в частности, о вине арендодателя здания, не обеспечившего безопасность работников здания, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку вышеуказанные Акты в установленном законом порядке не оспорены, не отменены и не признаны недействительными.
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования прокурора: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В период исполнения трудовых обязанностей здоровью работника причинен вред в результате падения с потолка помещения куска бетона. Моральный вред, причиненный повреждением здоровья, прокурор полагает возможным взыскать с работодателя, не обеспечившего безопасные условия труда.
Решение: Удовлетворено.Ссылки ответчика на составленное Особое мнение, в котором содержатся иные обстоятельства несчастного случае, в частности, о вине арендодателя здания, не обеспечившего безопасность работников здания, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку вышеуказанные Акты в установленном законом порядке не оспорены, не отменены и не признаны недействительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательность административных актов, принятых по результатам расследования несчастных случаев на производстве: к постановке проблемы
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Так, Кассационным определением от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <16> суд установил, что контролирующий орган обоснованно подписал акт расследования с особым мнением, принял решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом, помимо оценки административных актов, дается оценка объективных причин случая и его обстоятельств. Так, пострадавший производил действия в интересах и по поручению работодателя. В связи с этим по результатам дополнительных мероприятий государственный инспектор законно и обоснованно квалифицировал несчастный случай в качестве связанного с производством.
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Так, Кассационным определением от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <16> суд установил, что контролирующий орган обоснованно подписал акт расследования с особым мнением, принял решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом, помимо оценки административных актов, дается оценка объективных причин случая и его обстоятельств. Так, пострадавший производил действия в интересах и по поручению работодателя. В связи с этим по результатам дополнительных мероприятий государственный инспектор законно и обоснованно квалифицировал несчастный случай в качестве связанного с производством.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случаях разногласий, возникших между членами комиссии (включая председателя комиссии) в ходе расследования несчастного случая, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях (о его обстоятельствах, причинах, лицах, допустивших нарушения установленных ТК РФ требований, учете, квалификации и других), решение принимается большинством голосов членов комиссии (включая председателя комиссии). При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, должны подписать акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) и изложить свое аргументированное особое мнение, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Отказ членов комиссии (включая председателя комиссии), не согласных с принятым решением, от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н, не допускается (п. 31 Положения).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случаях разногласий, возникших между членами комиссии (включая председателя комиссии) в ходе расследования несчастного случая, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях (о его обстоятельствах, причинах, лицах, допустивших нарушения установленных ТК РФ требований, учете, квалификации и других), решение принимается большинством голосов членов комиссии (включая председателя комиссии). При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, должны подписать акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) и изложить свое аргументированное особое мнение, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Отказ членов комиссии (включая председателя комиссии), не согласных с принятым решением, от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н, не допускается (п. 31 Положения).
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 20.04.2022 N 223н
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве), предусмотренные приложением N 2 к настоящему приказу, с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве), предусмотренные приложением N 2 к настоящему приказу, с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2025 N АКПИ25-128
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н>Административный истец фактически не согласен с тем, что государственный инспектор труда, будучи председателем комиссии, после комиссионного расследования группового несчастного случая, подписав акт расследования с особым мнением, самостоятельно провел дополнительное расследование несчастного случая, вопреки процедуре, предусмотренной статьей 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н>Административный истец фактически не согласен с тем, что государственный инспектор труда, будучи председателем комиссии, после комиссионного расследования группового несчастного случая, подписав акт расследования с особым мнением, самостоятельно провел дополнительное расследование несчастного случая, вопреки процедуре, предусмотренной статьей 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
Готовое решение: Как облагаются различные виды выплат взносами на страхование от несчастных случаев
(КонсультантПлюс, 2025)2.8. Как облагаются компенсационные выплаты при вахтовом методе работы взносами на страхование от несчастных случаев
(КонсультантПлюс, 2025)2.8. Как облагаются компенсационные выплаты при вахтовом методе работы взносами на страхование от несчастных случаев
Статья: Масштабные изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации: что нового в сфере охраны труда
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Процессы расследования и регистрации несчастных случаев на рабочем месте претерпели изменения.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Процессы расследования и регистрации несчастных случаев на рабочем месте претерпели изменения.
Статья: Учение А. Пигу об общественном благосостоянии: история и опыт современного прочтения антикризисных финансово-правовых мер
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Во-вторых, особого внимания заслуживает учение А. Пигу об экстерналиях, которые вывели его на экономическую теорию социальных издержек, и механизме использования налогов и дотаций (субсидий) в достижении общественного благосостояния <4>. Речь идет о внешних эффектах, которые распространялись на лиц, непосредственно не участвующих в данном виде деятельности (производстве или потреблении). Эти экстерналии, считал А. Пигу, возникают потому, что ресурсы и продукты движутся в различных направлениях и через разных лиц. Например, построенную предприятием дорогу могут бесплатно использовать другие лица, которые не финансировали ее строительство. Эффект совершенно иного рода образуется при производстве табачных изделий, приносящих прибыль, но ухудшающих состояние здоровья населения, или когда завод выбрасывает на город копоть и дым, загрязняя окружающую среду. В первом случае предельный общественный чистый продукт увеличивается (положительные экстерналии), в последнем - частная выгода превышает общественный продукт (отрицательные экстерналии). Примечательно, что к отрицательным экстерналиям были отнесены несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания, применение детского и женского труда.
(Лушникова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Во-вторых, особого внимания заслуживает учение А. Пигу об экстерналиях, которые вывели его на экономическую теорию социальных издержек, и механизме использования налогов и дотаций (субсидий) в достижении общественного благосостояния <4>. Речь идет о внешних эффектах, которые распространялись на лиц, непосредственно не участвующих в данном виде деятельности (производстве или потреблении). Эти экстерналии, считал А. Пигу, возникают потому, что ресурсы и продукты движутся в различных направлениях и через разных лиц. Например, построенную предприятием дорогу могут бесплатно использовать другие лица, которые не финансировали ее строительство. Эффект совершенно иного рода образуется при производстве табачных изделий, приносящих прибыль, но ухудшающих состояние здоровья населения, или когда завод выбрасывает на город копоть и дым, загрязняя окружающую среду. В первом случае предельный общественный чистый продукт увеличивается (положительные экстерналии), в последнем - частная выгода превышает общественный продукт (отрицательные экстерналии). Примечательно, что к отрицательным экстерналиям были отнесены несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания, применение детского и женского труда.
Статья: Закрепление основных принципов института охраны труда в Российской Федерации, Республиках Беларусь и Казахстан
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В условиях продемонстрированной недостаточной нормативно-правовой определенности содержательной основы и процедурных аспектов расследования публичная администрация принимает административные акты (например, предписания, распоряжения о проведении дополнительного расследования). И обращаясь к предмету судебного контроля законности упомянутых дискреционных административных актов, судебная практика демонстрирует подход, заключающийся в исключении из предмета контроля реализации субъективного права на усмотрение. Так, согласно Кассационному определению от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <19> по делу N 2а-247/2020 суд сформулировал следующие выводы: 1) было реализовано право государственной инспекции труда на отражение особого мнения к акту расследования; 2) обоснованно и законно государственная инспекция труда издала распоряжение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом первой инстанции регламентирование законодателем необходимости проведения в установленных случаях дополнительного расследования обосновывается необходимостью соблюдения баланса интересов работника и работодателя <20>. То есть право публичной администрации на отражение особого мнения к акту расследования воспринимается судебной практикой как не подлежащее ни доказыванию, ни оспариванию. А необходимость проведения дополнительного расследования применительно к подобным случаям из такого права исходит.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В условиях продемонстрированной недостаточной нормативно-правовой определенности содержательной основы и процедурных аспектов расследования публичная администрация принимает административные акты (например, предписания, распоряжения о проведении дополнительного расследования). И обращаясь к предмету судебного контроля законности упомянутых дискреционных административных актов, судебная практика демонстрирует подход, заключающийся в исключении из предмета контроля реализации субъективного права на усмотрение. Так, согласно Кассационному определению от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <19> по делу N 2а-247/2020 суд сформулировал следующие выводы: 1) было реализовано право государственной инспекции труда на отражение особого мнения к акту расследования; 2) обоснованно и законно государственная инспекция труда издала распоряжение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом первой инстанции регламентирование законодателем необходимости проведения в установленных случаях дополнительного расследования обосновывается необходимостью соблюдения баланса интересов работника и работодателя <20>. То есть право публичной администрации на отражение особого мнения к акту расследования воспринимается судебной практикой как не подлежащее ни доказыванию, ни оспариванию. А необходимость проведения дополнительного расследования применительно к подобным случаям из такого права исходит.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как видно из положений ч. 4 комментируемой статьи, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника редакции в процессе выполнения им поручения редакции в особых условиях, осуществляется в форме единовременного пособия и, по нашему мнению, является дополнительной единовременной компенсацией причиненного вреда жизни и здоровью. Она должна выплачиваться в порядке, определенном ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части вреда жизни и здоровью, не покрытого нормами гл. 59 ГК, и в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как видно из положений ч. 4 комментируемой статьи, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сотрудника редакции в процессе выполнения им поручения редакции в особых условиях, осуществляется в форме единовременного пособия и, по нашему мнению, является дополнительной единовременной компенсацией причиненного вреда жизни и здоровью. Она должна выплачиваться в порядке, определенном ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в части вреда жизни и здоровью, не покрытого нормами гл. 59 ГК, и в соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Готовое решение: Как СФР участвует в расследовании несчастных случаев на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Если представитель СФР квалифицирует несчастный случай как нестраховой, он составит особое мнение, которое должно быть приложено к материалам расследования (п. 31 Положения о расследовании несчастных случаев на производстве). На акте о расследовании и (или) на акте о несчастном случае на производстве он сделает запись "С особым мнением (прилагается)".
(КонсультантПлюс, 2025)Если представитель СФР квалифицирует несчастный случай как нестраховой, он составит особое мнение, которое должно быть приложено к материалам расследования (п. 31 Положения о расследовании несчастных случаев на производстве). На акте о расследовании и (или) на акте о несчастном случае на производстве он сделает запись "С особым мнением (прилагается)".
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Руководитель Государственной инспекции труда в Пензенской области подписал распоряжение на проведение дополнительного расследования несчастного случая на основании служебной записки. Причем проведение дополнительного расследования было поручено тому же главному государственному инспектору труда в Пензенской области, который входил в состав комиссии по расследованию несчастного случая и составил особое мнение.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Руководитель Государственной инспекции труда в Пензенской области подписал распоряжение на проведение дополнительного расследования несчастного случая на основании служебной записки. Причем проведение дополнительного расследования было поручено тому же главному государственному инспектору труда в Пензенской области, который входил в состав комиссии по расследованию несчастного случая и составил особое мнение.
Статья: Страховые взносы и соцвыплаты работникам здравоохранения
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)По мнению представителей СФР, страхователь (учреждение здравоохранения) должен начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на дополнительные выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, поскольку это оплата труда в повышенном размере в особых условиях работы.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)По мнению представителей СФР, страхователь (учреждение здравоохранения) должен начислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на дополнительные выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, поскольку это оплата труда в повышенном размере в особых условиях работы.