Особо охраняемые водные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо охраняемые водные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
Статья: Особо охраняемые природные территории местного значения: общая характеристика законодательства и категории
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)22) особо охраняемые водные объекты (Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ);
(Демичев А.А.)
("Экологическое право", 2024, N 5)22) особо охраняемые водные объекты (Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ);
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
(ред. от 31.07.2025)Статья 66. Особо охраняемые водные объекты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)5. Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса, -
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)ВК РФ 2006 г. в значительной степени упростил правовой режим водоохранной зоны водных объектов, в том числе процедуру их установления. Необходимо рассмотреть возможность проектирования индивидуальных водоохранных зон для особо охраняемых водных объектов, которые носят особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, а также для других водных объектов с учетом дополнительных факторов: его местонахождения, способности к естественному очищению, плотности местного населения и их потребностей в использовании водного объекта и прибрежной территории, социально-экономических факторов, специфики водного режима, климатических условий местности. Для повышения качества и эффективности действующего законодательства полезен советский опыт проектирования зон, рассмотренный в настоящей статье.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)ВК РФ 2006 г. в значительной степени упростил правовой режим водоохранной зоны водных объектов, в том числе процедуру их установления. Необходимо рассмотреть возможность проектирования индивидуальных водоохранных зон для особо охраняемых водных объектов, которые носят особое природоохранное, рекреационное и оздоровительное значение, а также для других водных объектов с учетом дополнительных факторов: его местонахождения, способности к естественному очищению, плотности местного населения и их потребностей в использовании водного объекта и прибрежной территории, социально-экономических факторов, специфики водного режима, климатических условий местности. Для повышения качества и эффективности действующего законодательства полезен советский опыт проектирования зон, рассмотренный в настоящей статье.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- часть 5 статьи 8.13 устанавливает ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления;
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- часть 5 статьи 8.13 устанавливает ответственность за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления;
Ситуация: Какие установлены правила и требования при осуществлении гражданами рыболовства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рыболовство может быть запрещено или ограничено на водных объектах на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен (ч. 3 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рыболовство может быть запрещено или ограничено на водных объектах на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен (ч. 3 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
Статья: Правовой режим особо охраняемых природных территорий в Португальской Республике и Российской Федерации
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В российском законодательстве об ООПТ отдельно не выделяются охраняемые морские территории или иные охраняемые водные объекты, как это предусмотрено в законодательстве об ООПТ европейских стран. В то же время в Российской Федерации водные объекты могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами (ст. 66 Водного кодекса Российской Федерации) <11>. Однако особо охраняемые водные объекты не всегда являются ООПТ, они могут быть наделены правовым режимом объектов культурного наследия. Например, в г. Иваново река Талка наделена правовым режимом достопримечательного места федерального значения, в г. Твери "Каскад пяти прудов" - памятника культуры регионального значения <12>. В свое время В.В. Петров причислял историко-культурные территории к отдельному виду территорий и объектов, находящихся под особой охраной государства, отличного от правового режима ООПТ <13>. К сожалению, в Федеральном законе "Об ООПТ" ничего не сказано об особо охраняемых водных объектах. Из содержания указанного Закона следует, что водные объекты либо попадают в границы ООПТ, либо объявляются памятниками природы: например, река Свияга (Республика Татарстан) <14>. Поэтому в Российской Федерации применительно к охране и использованию особо охраняемых водных объектов, имеющих правовой режим ООПТ, требуется ряд бланкетных норм, обеспечивающих системность соответствующего законодательства.
(Батыршина Г.Ф.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В российском законодательстве об ООПТ отдельно не выделяются охраняемые морские территории или иные охраняемые водные объекты, как это предусмотрено в законодательстве об ООПТ европейских стран. В то же время в Российской Федерации водные объекты могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами (ст. 66 Водного кодекса Российской Федерации) <11>. Однако особо охраняемые водные объекты не всегда являются ООПТ, они могут быть наделены правовым режимом объектов культурного наследия. Например, в г. Иваново река Талка наделена правовым режимом достопримечательного места федерального значения, в г. Твери "Каскад пяти прудов" - памятника культуры регионального значения <12>. В свое время В.В. Петров причислял историко-культурные территории к отдельному виду территорий и объектов, находящихся под особой охраной государства, отличного от правового режима ООПТ <13>. К сожалению, в Федеральном законе "Об ООПТ" ничего не сказано об особо охраняемых водных объектах. Из содержания указанного Закона следует, что водные объекты либо попадают в границы ООПТ, либо объявляются памятниками природы: например, река Свияга (Республика Татарстан) <14>. Поэтому в Российской Федерации применительно к охране и использованию особо охраняемых водных объектов, имеющих правовой режим ООПТ, требуется ряд бланкетных норм, обеспечивающих системность соответствующего законодательства.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В Законе N 33-ФЗ перечисляются категории рассматриваемых территорий, а также закрепляется, что законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения (ч. 3 ст. 2). Например, в Московской области определены следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: особо охраняемые водные объекты, природные рекреационные комплексы, природные резерваты, памятники живой природы, ландшафтные парки <1>. В Республике Коми к таким территориям отнесены охраняемые культурно-рекреационные ландшафты и охраняемые природные местности <2>, в Республике Саха (Якутия) - ресурсные резерваты, уникальные озера <3>, в Республике Северная Осетия - Алания - природные рекреационные зоны и природные достопримечательности (включают такие природные объекты, как места массовых скоплений животных, размножения редких видов животных, массового произрастания видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Северная Осетия - Алания, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, деревья и лианы причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, культовые объекты природного происхождения и т.п.) <4>, в Республике Татарстан - рекреационные местности (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, используемые для отдыха и туризма, оздоровления населения и занятые городскими лесами, скверами, парками, садово-парковыми ансамблями) и природные микрозаказники (территории местного значения, в границах которых расположены земельные участки, имеющие особо важное значение для обитания диких животных и особо ценных видов растений, сохранения редких и исчезающих видов диких животных и растений с локальным характером распространения, а также земельные участки, на которых расположены одиночные природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение) <5>, в Республике Хакасия - природные комплексы (в том числе природные ландшафты, природные рекреационные комплексы) и природные объекты (в том числе деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, памятники живой природы, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты) <6>, в Забайкальском крае - микрозаказники (незначительные по площади территории (акватории), имеющие особо важное значение для функционирования отдельных природных группировок животных и особо ценных видов растений, сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов животных и растений с "точечным" характером распространения, а также сохранения особо ценных объектов геологического наследия и природно-культовых урочищ), охраняемые водные объекты, охраняемые зеленые зоны (территории, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, расположенные за пределами границ населенных пунктов и выполняющие природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции), лесопарковые зоны населенных пунктов <7>, в Ярославской области - туристско-рекреационные местности, природные резерваты, природно-культурные местности, болотные комплексы, парки <8> и т.д.