Особенности приема в аспирантуру
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности приема в аспирантуру (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<9> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 июня 2020 г. N 726 "Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020 - 2021 учебный год" // СПС "Гарант". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74176470/ (дата обращения: 20.03.2021).
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<9> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 июня 2020 г. N 726 "Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020 - 2021 учебный год" // СПС "Гарант". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74176470/ (дата обращения: 20.03.2021).
Вопрос: Как принять на работу студентов очной формы обучения?
(Консультация эксперта, 2025)Какие существуют особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним?
(Консультация эксперта, 2025)Какие существуют особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним?
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие в отношении граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), проведения государственной итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
(ред. от 04.11.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие в отношении граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), проведения государственной итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.
Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Лица, завершившие освоение образовательных программ среднего общего образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, а также лица, прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования с особенностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, принимаются в 2023/24, 2024/25, 2025/26, 2026/27 учебных годах на обучение в рамках контрольных цифр приема, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц по программам бакалавриата, программам специалитета по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, или единого государственного экзамена по выбору поступающих, по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки - по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно вне зависимости от места расположения организации, осуществляющей обучение, в которую осуществляется прием.
"Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"8. Лица, завершившие освоение образовательных программ среднего общего образования и успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области до дня их принятия в Российскую Федерацию, а также лица, прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования с особенностями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, принимаются в 2023/24, 2024/25, 2025/26, 2026/27 учебных годах на обучение в рамках контрольных цифр приема, а также за счет средств физических и (или) юридических лиц по программам бакалавриата, программам специалитета по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, или единого государственного экзамена по выбору поступающих, по программам магистратуры, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки - по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно вне зависимости от места расположения организации, осуществляющей обучение, в которую осуществляется прием.
Статья: Самосознание несовершеннолетних осужденных
(Смородинскова И.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Познавательная сложность включает содержательные показатели. Считается, что возрастной процесс познания себя развертывается от наивного незнания до углубленного самопознания. В подростковом возрасте образ себя отличается большей широтой и глубиной содержания, отмечается переход от недифференцированного представления о себе к смене образа себя определенной структуры и организации <6>. Показателями познавательной сложности образа Я в нашем исследовании приняты общий объем содержания и модальный состав.
(Смородинскова И.А., Лукашенко Д.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 3)Познавательная сложность включает содержательные показатели. Считается, что возрастной процесс познания себя развертывается от наивного незнания до углубленного самопознания. В подростковом возрасте образ себя отличается большей широтой и глубиной содержания, отмечается переход от недифференцированного представления о себе к смене образа себя определенной структуры и организации <6>. Показателями познавательной сложности образа Я в нашем исследовании приняты общий объем содержания и модальный состав.
Статья: Оценочные понятия гражданского права: исторический опыт становления и использования
(Аракелян А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Процесс становления и развития оценочных понятий в гражданском праве имеет длительную историю и связан с развитием права, совершенствованием законодательной техники за счет постепенного отказа от казуистичного способа регулирования правоотношений и увеличения абстрактности правовых предписаний. Данный прием юридической техники имел место уже в праве древних государств. Цель научной статьи заключается в выяснении особенностей становления и развития оценочных понятий в гражданском праве через изучение исторического опыта их использования в источниках гражданского права, которые в определенной степени стали основой современного российского гражданского права. Актуальным является также установление причин роста тенденции к применению более гибких методов регулирования гражданско-правовых отношений. В результате сравнительно-правового исследования, анализа исторических источников права и современного законодательства сделан вывод о том, что гражданско-правовые нормы, содержащие оценочные понятия, известны всем правовым системам с самых ранних этапов развития права. Данные правовые конструкции являются неотъемлемой частью правового регулирования. В работе проводится анализ и обосновывается историческая обусловленность устойчивой тенденции к возрастанию в гражданском законодательстве количества норм, содержащих оценочные понятия, преемственность этого процесса. Причиной тому служит совершенствование и развитие законодательной техники, применение более гибких диспозитивных методов регулирования гражданских правоотношений. При этом отмечаются попытки законодателя закрепить основные признаки и содержание, приблизительные критерии отдельных оценочных понятий в нормах права в целях единообразного их применения и ограничения свободы усмотрения правоприменителя.
(Аракелян А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Процесс становления и развития оценочных понятий в гражданском праве имеет длительную историю и связан с развитием права, совершенствованием законодательной техники за счет постепенного отказа от казуистичного способа регулирования правоотношений и увеличения абстрактности правовых предписаний. Данный прием юридической техники имел место уже в праве древних государств. Цель научной статьи заключается в выяснении особенностей становления и развития оценочных понятий в гражданском праве через изучение исторического опыта их использования в источниках гражданского права, которые в определенной степени стали основой современного российского гражданского права. Актуальным является также установление причин роста тенденции к применению более гибких методов регулирования гражданско-правовых отношений. В результате сравнительно-правового исследования, анализа исторических источников права и современного законодательства сделан вывод о том, что гражданско-правовые нормы, содержащие оценочные понятия, известны всем правовым системам с самых ранних этапов развития права. Данные правовые конструкции являются неотъемлемой частью правового регулирования. В работе проводится анализ и обосновывается историческая обусловленность устойчивой тенденции к возрастанию в гражданском законодательстве количества норм, содержащих оценочные понятия, преемственность этого процесса. Причиной тому служит совершенствование и развитие законодательной техники, применение более гибких диспозитивных методов регулирования гражданских правоотношений. При этом отмечаются попытки законодателя закрепить основные признаки и содержание, приблизительные критерии отдельных оценочных понятий в нормах права в целях единообразного их применения и ограничения свободы усмотрения правоприменителя.
Статья: Подготовительные действия по делам об установлении факта принятия наследства
(Филь Г.Г.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 1)Филь Геннадий Геннадьевич, аспирант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии.
(Филь Г.Г.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 1)Филь Геннадий Геннадьевич, аспирант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к специалисту по защите информации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- к опыту практической работы: не менее пяти лет в составе коллективов по выполнению НИОКР в сфере обеспечения защиты сооружений и СССЭ от НД, в том числе не менее трех лет на руководящих должностях (для имеющих высшее образование - специалитет или магистратура в области информационной безопасности); или не менее трех лет в составе коллективов по выполнению НИОКР в сфере обеспечения защиты сооружений и СССЭ от НД, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях (для имеющих высшее образование - аспирантура (адъюнктура)).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- к опыту практической работы: не менее пяти лет в составе коллективов по выполнению НИОКР в сфере обеспечения защиты сооружений и СССЭ от НД, в том числе не менее трех лет на руководящих должностях (для имеющих высшее образование - специалитет или магистратура в области информационной безопасности); или не менее трех лет в составе коллективов по выполнению НИОКР в сфере обеспечения защиты сооружений и СССЭ от НД, в том числе не менее двух лет на руководящих должностях (для имеющих высшее образование - аспирантура (адъюнктура)).
Статья: Риски долговых инвесторов в процессе финансирования инвестиционной деятельности: особенности разделения и инструменты учета интересов
(Виницкая Л.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Виницкая Лилия Александровна, аспирантка кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
(Виницкая Л.А.)
("Юрист", 2022, N 3)Виницкая Лилия Александровна, аспирантка кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Статья: Перспективы применения искусственного интеллекта в арбитраже и основанных на нем альтернативных формах разрешения споров
(Курносов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Рассматривается возможность внедрения технологий искусственного интеллекта в процессуальную форму третейского разбирательства. Делается вывод о недопустимости на текущий момент замены арбитров искусственным интеллектом и изменения процессуальной формы разрешения спора третейским судом, поскольку консервативные требования к форме и содержанию арбитражного соглашения, состязательному порядку рассмотрения спора и особенностям принятия окончательного решения предопределяют возможность признания и приведения в исполнение арбитражных решений компетентными судами. Стремительно распространяющиеся технологии онлайн-урегулирования или онлайн-разрешения споров в сфере электронной коммерции рассматриваются автором как самостоятельное правовое явление, которое нельзя отождествлять с арбитражем. Частные инфраструктурные ресурсы, специфика доказательственной базы в спорах, возможности автоматического исполнения решений предопределяют эффективность блокчейн-арбитража и ODR-платформ по сравнению с иными гибридными формами альтернативного разрешения споров. Будучи принципиально иным механизмом разрешения или урегулирования споров, блокчейн-арбитраж и ODR-процедуры рассматриваются как допустимое поле для внедрения технологий искусственного интеллекта, поскольку решения, принимаемые в соответствующем порядке, на текущий момент не способны иметь юридической силы вне инфраструктуры их принятия и не должны рассматриваться как препятствие для обращения в государственный суд за защитой нарушенного права или охраняемого интереса.
(Курносов А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Рассматривается возможность внедрения технологий искусственного интеллекта в процессуальную форму третейского разбирательства. Делается вывод о недопустимости на текущий момент замены арбитров искусственным интеллектом и изменения процессуальной формы разрешения спора третейским судом, поскольку консервативные требования к форме и содержанию арбитражного соглашения, состязательному порядку рассмотрения спора и особенностям принятия окончательного решения предопределяют возможность признания и приведения в исполнение арбитражных решений компетентными судами. Стремительно распространяющиеся технологии онлайн-урегулирования или онлайн-разрешения споров в сфере электронной коммерции рассматриваются автором как самостоятельное правовое явление, которое нельзя отождествлять с арбитражем. Частные инфраструктурные ресурсы, специфика доказательственной базы в спорах, возможности автоматического исполнения решений предопределяют эффективность блокчейн-арбитража и ODR-платформ по сравнению с иными гибридными формами альтернативного разрешения споров. Будучи принципиально иным механизмом разрешения или урегулирования споров, блокчейн-арбитраж и ODR-процедуры рассматриваются как допустимое поле для внедрения технологий искусственного интеллекта, поскольку решения, принимаемые в соответствующем порядке, на текущий момент не способны иметь юридической силы вне инфраструктуры их принятия и не должны рассматриваться как препятствие для обращения в государственный суд за защитой нарушенного права или охраняемого интереса.
Статья: Процессуальные особенности установления прав на движимое выморочное имущество
(Усцов Д.К.)
("Наследственное право", 2021, N 4)Усцов Данил Константинович, младший научный сотрудник кафедры гражданского права и процесса Юридического института Вятского государственного университета, аспирант, юрист юридической компании "Чистов и партнеры".
(Усцов Д.К.)
("Наследственное право", 2021, N 4)Усцов Данил Константинович, младший научный сотрудник кафедры гражданского права и процесса Юридического института Вятского государственного университета, аспирант, юрист юридической компании "Чистов и партнеры".
Ситуация: Каков порядок обучения в аспирантуре?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Индивидуальный учебный план предусматривает освоение образовательного компонента программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей аспиранта.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Индивидуальный учебный план предусматривает освоение образовательного компонента программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей аспиранта.
Статья: Уголовно-правовой статус лиц, участвующих в государственной аттестации научных кадров
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)В статье исследуется возможность совершения должностных преступлений научным руководителем аспиранта, членом диссертационного совета и руководителем организации, на базе которой он создан. С учетом складывающейся судебной практики, разъяснений Верховного Суда РФ и нормативного регулирования отношений, развивающихся в сфере государственной научной аттестации, принимаемые при ее осуществлении решения охарактеризованы как организационно-распорядительные. Проанализированы особенности квалификации преступлений, совершаемых в связи с подготовкой диссертаций, принятием их к рассмотрению и защитой.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)В статье исследуется возможность совершения должностных преступлений научным руководителем аспиранта, членом диссертационного совета и руководителем организации, на базе которой он создан. С учетом складывающейся судебной практики, разъяснений Верховного Суда РФ и нормативного регулирования отношений, развивающихся в сфере государственной научной аттестации, принимаемые при ее осуществлении решения охарактеризованы как организационно-распорядительные. Проанализированы особенности квалификации преступлений, совершаемых в связи с подготовкой диссертаций, принятием их к рассмотрению и защитой.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования каждого уровня - с 1 марта 2022 г. до 1 сентября 2027 г. действует Приказ Минобрнауки от 06.08.2021 N 722 (бакалавриат и специалитет). При наличии у поступающих среднего профессионального или высшего образования перечень испытаний устанавливается самой образовательной организацией (ч. 6 ст. 70 комментируемого Закона). Перечень вступительных испытаний для поступления в магистратуру и аспирантуру также устанавливается организацией самостоятельно;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования каждого уровня - с 1 марта 2022 г. до 1 сентября 2027 г. действует Приказ Минобрнауки от 06.08.2021 N 722 (бакалавриат и специалитет). При наличии у поступающих среднего профессионального или высшего образования перечень испытаний устанавливается самой образовательной организацией (ч. 6 ст. 70 комментируемого Закона). Перечень вступительных испытаний для поступления в магистратуру и аспирантуру также устанавливается организацией самостоятельно;