Особенности приема на обучение в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности приема на обучение в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<9> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 июня 2020 г. N 726 "Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020 - 2021 учебный год" // СПС "Гарант". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74176470/ (дата обращения: 20.03.2021).
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)<9> Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 15 июня 2020 г. N 726 "Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020 - 2021 учебный год" // СПС "Гарант". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74176470/ (дата обращения: 20.03.2021).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - сейчас они содержатся в разд. X Приказа Минобрнауки от 21.08.2020 N 1076 (бакалавриат, специалитет, магистратура), разд. V Приказа Минобрнауки от 06.08.2021 N 721 (аспирантура);
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - сейчас они содержатся в разд. X Приказа Минобрнауки от 21.08.2020 N 1076 (бакалавриат, специалитет, магистратура), разд. V Приказа Минобрнауки от 06.08.2021 N 721 (аспирантура);
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования, научным специальностям устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей.
Статья: Цифровые технологии и арбитраж
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Очевидно, что все эти выводы применимы в арбитраже. Можно с уверенностью сказать, что для замены арбитров машинами не требуется выполнение условия о том, чтобы эти машины были совершенными. Если их эффективность будет выше эффективности арбитров-людей, рациональные спорящие стороны будут все чаще делать свой выбор в пользу автоматизированного арбитража. Однако такая эффективность должна быть экспериментально доказана количественными (статистическими) методами, возможно, по аналогии с интеллектуальными системами в судебно-экспертной деятельности <29>. Интеллектуальные машины также не должны быть более эффективными по всем характеристикам, достаточно, чтобы они превосходили арбитров в одной или более характеристиках, при условии, что в остальных показателях они не хуже. Выскажем гипотезу, что в арбитраже эти тезисы будут приняты спокойнее, нежели в правосудии. Традиционная конструкция эффективности позволит сбалансировать преимущества и риски применения современных информационных технологий в арбитраже.
(Курочкин С.А.)
("Третейский суд", 2022, N 2/3)Очевидно, что все эти выводы применимы в арбитраже. Можно с уверенностью сказать, что для замены арбитров машинами не требуется выполнение условия о том, чтобы эти машины были совершенными. Если их эффективность будет выше эффективности арбитров-людей, рациональные спорящие стороны будут все чаще делать свой выбор в пользу автоматизированного арбитража. Однако такая эффективность должна быть экспериментально доказана количественными (статистическими) методами, возможно, по аналогии с интеллектуальными системами в судебно-экспертной деятельности <29>. Интеллектуальные машины также не должны быть более эффективными по всем характеристикам, достаточно, чтобы они превосходили арбитров в одной или более характеристиках, при условии, что в остальных показателях они не хуже. Выскажем гипотезу, что в арбитраже эти тезисы будут приняты спокойнее, нежели в правосудии. Традиционная конструкция эффективности позволит сбалансировать преимущества и риски применения современных информационных технологий в арбитраже.
Статья: Формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Согласованному словарю терминов в области образования, принятому на 51-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О Согласованном словаре терминов в области образования" (Постановление N 51-20, принятое в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020) очная форма - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых образовательной организацией (учреждением), реализующей различные образовательные программы, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с национальным законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно Согласованному словарю терминов в области образования, принятому на 51-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О Согласованном словаре терминов в области образования" (Постановление N 51-20, принятое в г. Санкт-Петербурге 27.11.2020) очная форма - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых образовательной организацией (учреждением), реализующей различные образовательные программы, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с национальным законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья: Об особенностях трудовой деятельности водителей
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)При указании режима труда и отдыха водителя следует учесть особенности, установленные законодательством, о которых расскажем ниже.
(Давыдова Е.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)При указании режима труда и отдыха водителя следует учесть особенности, установленные законодательством, о которых расскажем ниже.
Ситуация: Как перевестись из одного вуза в другой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации. Общий порядок перевода обучающихся на сетевую форму реализации образовательных программ не распространяется (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 2 Порядка N 607; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации. Общий порядок перевода обучающихся на сетевую форму реализации образовательных программ не распространяется (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 2 Порядка N 607; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
Статья: Профилактика профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы
(Кевля Ф.И., Зауторова Э.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)<10> Зауторова Э.В. Гендерные особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы: моногр. М.: НИИ ФСИН России, 2020. 112 с.
(Кевля Ф.И., Зауторова Э.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 2)<10> Зауторова Э.В. Гендерные особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы: моногр. М.: НИИ ФСИН России, 2020. 112 с.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инженеру по промышленной безопасности?
(Консультация эксперта, 2025)В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации).
(Консультация эксперта, 2025)В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендации по применению профессиональных стандартов в организации).
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Разлучение братьев и сестер - это не просто неудобство для семьи. Неплохо, если учебные заведения недалеко от дома, но для детей 6 - 8 лет представляет опасность перемещение, особенно в крупных городах, самостоятельно. При этом не всегда семья полная и у обоих родителей или дедушек, бабушек, других родственников есть возможность водить детей в разные детсады, школы и обратно, особенно в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки, когда планируется обучение по сменам, без продленного дня и т.п. Если в семье не один ребенок, но даже если всего два ребенка, но каждый из них учится в разных школах, то проблема доставки детей к началу занятий, а, как правило, это раннее утро, в разные ОО, зачастую находящиеся на значительном расстоянии, представляется делом не простым, в том числе с учетом начала времени занятости родителей. А если в семье более двух детей, то проблема еще более актуальная, а это, в свою очередь, ведет к ограничению права детей на нормальное образование. При этом нелегко обеспечить и безопасное передвижение в ОО, а с ним взаимосвязано и право на полноценный отдых, а родителям не так легко осуществлять трудовую деятельность, если мать воспитывает ребенка одна, без отца. Актуальной является ситуация, при которой многодетные семьи могут изменить место жительства, и вместе с тем прием в одну школу также является весьма затруднительным, прежде всего в крупных городах. Принятый Закон стал не первой попыткой разрешения проблем обучения братьев и сестер в одной школе, однако предыдущие проекты, как правило, не связывали предлагаемые изменения с семейными отношениями, с правом ребенка не просто получить образование, а реализовать его в контексте семейных отношений, возможностью жить и воспитываться в семье, правом на общение с братьями и сестрами. Так, в 2019 году депутатами Государственной думы Д.Е. Шилковым, В.Л. Пашиным, А.В. Андрейченко и другими был внесен проект федерального закона N 670563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <5>, направленный на установление права первоочередного зачисления на обучение по ООП ДО и НОО в ОО отдельных категорий граждан, а именно детей педагогических работников, в школы, в которых работают их родители; младших детей в семьях с тремя и более детьми на обучение в учреждения, в которых обучаются их старшие братья и сестры, за исключением приема на обучение в порядке перевода и который был отклонен, поскольку право на образование в Российской Федерации, независимо от происхождения, социального и должностного положения, имеют все дети, а, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона, правила приема в ОО на обучение по ООП ДО и НОО должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а также прием в ОО граждан, имеющих право на получение образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная ОО. Кроме того, определение отдельных случаев первоочередного приема детей в ОО на обучение по ООП ДО и НОО не только расходится с одним из конституционных принципов системы образования в Российской Федерации, но и ставит в неравные условия детей работников иных (в том числе и бюджетных) сфер. Ранее, в 2015 г. Новгородской областной Думой был внесен проект федерального закона N 784450-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения права граждан из многодетных семей на получение общего образования в одной ГМОО)", а также проекты федерального закона N 233214-6 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <6>, N 319426-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <7>, которые были отклонены как ограничивающие территориальную доступность образовательных организаций для тех, кто проживает рядом с ОО. Предлагаемые Федеральным законом меры направлены на поддержку и способствуют многодетности, обеспечению прав детей. При реализации норм названного Федерального закона и выработки подзаконных актов необходимо учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. В настоящее время на федеральном уровне вопросы приема в ОО граждан регулируются Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <8>, которые обеспечивают прием в ОО граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на соответствующей территории, за которой закреплена ОО. Письмом Минпросвещения России от 3 февраля 2020 г. N ВБ-159/04 "О порядке приема в образовательные организации в 2020 году" <9> разъяснено, что в силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в РФ" прием на обучение в ОО проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)Разлучение братьев и сестер - это не просто неудобство для семьи. Неплохо, если учебные заведения недалеко от дома, но для детей 6 - 8 лет представляет опасность перемещение, особенно в крупных городах, самостоятельно. При этом не всегда семья полная и у обоих родителей или дедушек, бабушек, других родственников есть возможность водить детей в разные детсады, школы и обратно, особенно в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки, когда планируется обучение по сменам, без продленного дня и т.п. Если в семье не один ребенок, но даже если всего два ребенка, но каждый из них учится в разных школах, то проблема доставки детей к началу занятий, а, как правило, это раннее утро, в разные ОО, зачастую находящиеся на значительном расстоянии, представляется делом не простым, в том числе с учетом начала времени занятости родителей. А если в семье более двух детей, то проблема еще более актуальная, а это, в свою очередь, ведет к ограничению права детей на нормальное образование. При этом нелегко обеспечить и безопасное передвижение в ОО, а с ним взаимосвязано и право на полноценный отдых, а родителям не так легко осуществлять трудовую деятельность, если мать воспитывает ребенка одна, без отца. Актуальной является ситуация, при которой многодетные семьи могут изменить место жительства, и вместе с тем прием в одну школу также является весьма затруднительным, прежде всего в крупных городах. Принятый Закон стал не первой попыткой разрешения проблем обучения братьев и сестер в одной школе, однако предыдущие проекты, как правило, не связывали предлагаемые изменения с семейными отношениями, с правом ребенка не просто получить образование, а реализовать его в контексте семейных отношений, возможностью жить и воспитываться в семье, правом на общение с братьями и сестрами. Так, в 2019 году депутатами Государственной думы Д.Е. Шилковым, В.Л. Пашиным, А.В. Андрейченко и другими был внесен проект федерального закона N 670563-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <5>, направленный на установление права первоочередного зачисления на обучение по ООП ДО и НОО в ОО отдельных категорий граждан, а именно детей педагогических работников, в школы, в которых работают их родители; младших детей в семьях с тремя и более детьми на обучение в учреждения, в которых обучаются их старшие братья и сестры, за исключением приема на обучение в порядке перевода и который был отклонен, поскольку право на образование в Российской Федерации, независимо от происхождения, социального и должностного положения, имеют все дети, а, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона, правила приема в ОО на обучение по ООП ДО и НОО должны обеспечивать прием всех граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня, а также прием в ОО граждан, имеющих право на получение образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная ОО. Кроме того, определение отдельных случаев первоочередного приема детей в ОО на обучение по ООП ДО и НОО не только расходится с одним из конституционных принципов системы образования в Российской Федерации, но и ставит в неравные условия детей работников иных (в том числе и бюджетных) сфер. Ранее, в 2015 г. Новгородской областной Думой был внесен проект федерального закона N 784450-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части обеспечения права граждан из многодетных семей на получение общего образования в одной ГМОО)", а также проекты федерального закона N 233214-6 "О внесении изменений в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <6>, N 319426-6 "О внесении изменения в статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <7>, которые были отклонены как ограничивающие территориальную доступность образовательных организаций для тех, кто проживает рядом с ОО. Предлагаемые Федеральным законом меры направлены на поддержку и способствуют многодетности, обеспечению прав детей. При реализации норм названного Федерального закона и выработки подзаконных актов необходимо учитывать следующие проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной практике. В настоящее время на федеральном уровне вопросы приема в ОО граждан регулируются Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <8>, которые обеспечивают прием в ОО граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на соответствующей территории, за которой закреплена ОО. Письмом Минпросвещения России от 3 февраля 2020 г. N ВБ-159/04 "О порядке приема в образовательные организации в 2020 году" <9> разъяснено, что в силу ч. 1 ст. 55 Федерального закона "Об образовании в РФ" прием на обучение в ОО проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Статья: Особенности правового сознания студентов ведомственного вуза ФСИН России и социального вуза
(Цветкова Н.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)<17> Мовсисян В.А., Цветкова Н.А. Особенности правового сознания и склонность к нарушению социальных норм у студенческой молодежи // Ученые записки РГСУ. 2020. N 2. С. 13 - 21.
(Цветкова Н.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)<17> Мовсисян В.А., Цветкова Н.А. Особенности правового сознания и склонность к нарушению социальных норм у студенческой молодежи // Ученые записки РГСУ. 2020. N 2. С. 13 - 21.
Статья: Административные акты нормативного характера
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)<3> См., в частности: Богдановская И.Ю. Делегированные акты как вторичный источник права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. N 3. С. 36 - 48; Малиновская В.М. Делегированное законодательство в системе источников романо-германского права // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Сб. ст. / Отв. ред. А.А. Малиновский, Е.Н. Трикоз. Вып. 1. М.: РГ-Пресс, 2020. С. 17 - 24.
(Кощеева Е.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)<3> См., в частности: Богдановская И.Ю. Делегированные акты как вторичный источник права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. N 3. С. 36 - 48; Малиновская В.М. Делегированное законодательство в системе источников романо-германского права // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Сб. ст. / Отв. ред. А.А. Малиновский, Е.Н. Трикоз. Вып. 1. М.: РГ-Пресс, 2020. С. 17 - 24.
Статья: Организация воспитательной работы с обучающимися в вузах ФСИН России в период пандемии: опыт Академии ФСИН России
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Ну, и в завершение хотим привести некоторые выдержки из научных изысканий наших коллег, ученых-педагогов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина: "Вузовское сообщество продемонстрировало солидарность и стремление к консолидации своих усилий в деле организации эффективной образовательной деятельности в новых условиях... В условиях пандемии оказались крайне востребованными результаты работы по созданию электронной информационно-образовательной среды. Новая ситуация потребовала инициативы от отдельно взятых управленческих команд и повысила их ответственность за результаты деятельности. Каждый российский вуз уникален, поэтому общих стандартов и шаблонов при принятии решений быть не могло" <4>. Конечно, впереди предстоит еще большая работа, но образовательные организации ФСИН России уже имеют успешный опыт организации воспитательной работы с обучающимися в условиях пандемии.
(Кириллова Т.В., Кузнецов М.И.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 5)Ну, и в завершение хотим привести некоторые выдержки из научных изысканий наших коллег, ученых-педагогов Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина: "Вузовское сообщество продемонстрировало солидарность и стремление к консолидации своих усилий в деле организации эффективной образовательной деятельности в новых условиях... В условиях пандемии оказались крайне востребованными результаты работы по созданию электронной информационно-образовательной среды. Новая ситуация потребовала инициативы от отдельно взятых управленческих команд и повысила их ответственность за результаты деятельности. Каждый российский вуз уникален, поэтому общих стандартов и шаблонов при принятии решений быть не могло" <4>. Конечно, впереди предстоит еще большая работа, но образовательные организации ФСИН России уже имеют успешный опыт организации воспитательной работы с обучающимися в условиях пандемии.