Основы кассового обслуживания исполнения бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы кассового обслуживания исполнения бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Казначейское обслуживание исполнения бюджетов возникло на основе существовавшего с 2006 г. правового института "кассовое обслуживание исполнения бюджетов". Благодаря созданию системы казначейских платежей значительно изменилось содержание ранее существовавшего правового института - он наполнился новыми правовыми нормами. Претерпели трансформацию и сами отношения, связанные с зачислением платежей в бюджеты бюджетной системы и осуществлением платежей из них с использованием единых счетов бюджетов.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Казначейское обслуживание исполнения бюджетов возникло на основе существовавшего с 2006 г. правового института "кассовое обслуживание исполнения бюджетов". Благодаря созданию системы казначейских платежей значительно изменилось содержание ранее существовавшего правового института - он наполнился новыми правовыми нормами. Претерпели трансформацию и сами отношения, связанные с зачислением платежей в бюджеты бюджетной системы и осуществлением платежей из них с использованием единых счетов бюджетов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2006 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"Необходимость обеспечения действенного и стабильного механизма защиты бюджетных прав субъектов Российской Федерации и их равноправия во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации обусловливает определение основ порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, основ взаимодействия Федерального казначейства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также форм и мер ответственности Федерального казначейства за ненадлежащее исполнение возложенных на него функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне федерального закона.
"По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"Необходимость обеспечения действенного и стабильного механизма защиты бюджетных прав субъектов Российской Федерации и их равноправия во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации обусловливает определение основ порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, основ взаимодействия Федерального казначейства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также форм и мер ответственности Федерального казначейства за ненадлежащее исполнение возложенных на него функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне федерального закона.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723)
Статья: Казначейские платежи как объект бюджетно-правового регулирования
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Появление понятия "казначейский платеж" стало возможным благодаря включению в Бюджетный кодекс РФ новой главы о системе казначейских платежей (далее - СКП), основой названия которого и стало рассматриваемое понятие. До создания СКП при открытии единых счетов бюджетов в Банке России формы расчетов и регулирование платежей из бюджетов в бюджеты не требовали выделения на уровне законодательства отдельного понятия, связанного с осуществлением расчетов при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Вопросы взаимодействия Банка России и Казначейства России (далее - казначейство) регулировались преимущественно финансово-правовыми нормами банковского права, а регулирование отношений между казначейством и финансовыми органами, участниками бюджетного процесса не требовало отдельной главы, поскольку основы казначейского обслуживания строились на принципе открытия каждому публично-правовому образованию отдельного единого счета бюджета как банковского счета в Банке России.
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Появление понятия "казначейский платеж" стало возможным благодаря включению в Бюджетный кодекс РФ новой главы о системе казначейских платежей (далее - СКП), основой названия которого и стало рассматриваемое понятие. До создания СКП при открытии единых счетов бюджетов в Банке России формы расчетов и регулирование платежей из бюджетов в бюджеты не требовали выделения на уровне законодательства отдельного понятия, связанного с осуществлением расчетов при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Вопросы взаимодействия Банка России и Казначейства России (далее - казначейство) регулировались преимущественно финансово-правовыми нормами банковского права, а регулирование отношений между казначейством и финансовыми органами, участниками бюджетного процесса не требовало отдельной главы, поскольку основы казначейского обслуживания строились на принципе открытия каждому публично-правовому образованию отдельного единого счета бюджета как банковского счета в Банке России.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Отдельные бюджетные полномочия финансового органа городского, сельского поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией городского, сельского поселения и местной администрацией муниципального района.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;
Статья: Очередные поправки, внесенные в Инструкцию N 191н
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)- на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 2)- на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Установление основ финансового, налогового и бюджетного законодательства относится к исключительному ведению Российской Федерации (например, закреплены единые основы финансового законодательства, администрирование всех налогов налоговой системы Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство обеспечивает реализацию принципа единства кассы, закрепленного в Бюджетном кодексе РФ, и исполняет бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) и предопределяет создание государственных информационных систем в сфере публичных финансов, созданных преимущественно на основе правовых актов государственных органов для достижения сформулированной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" цели - реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами. Следует отметить, что в силу множественности существующих информационных систем, "обслуживающих" сферу публичных финансов, каждой из них присущи более специфичные и конкретные цели их функционирования.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Установление основ финансового, налогового и бюджетного законодательства относится к исключительному ведению Российской Федерации (например, закреплены единые основы финансового законодательства, администрирование всех налогов налоговой системы Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство обеспечивает реализацию принципа единства кассы, закрепленного в Бюджетном кодексе РФ, и исполняет бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) и предопределяет создание государственных информационных систем в сфере публичных финансов, созданных преимущественно на основе правовых актов государственных органов для достижения сформулированной Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" цели - реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами. Следует отметить, что в силу множественности существующих информационных систем, "обслуживающих" сферу публичных финансов, каждой из них присущи более специфичные и конкретные цели их функционирования.