Основы кассового обслуживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы кассового обслуживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком схемы дробления бизнеса в целях сохранения права на применение УСН взаимозависимыми компаниями, оказывающими коммунальные услуги населению, и доначислил налоги. Суд пришел к выводу о непредставлении налоговым органом достаточных доказательств недобросовестности налогоплательщика. Суд отметил, что организации созданы в разные периоды, их создание не связано с фактом приближения налогоплательщика к порогу, ограничивающему применение УСН. Все компании работали в разных сегментах жилищно-коммунального хозяйства и управления жилым фондом, имели раздельную специализацию, тарифную политику, самостоятельно вели налоговый, кадровый учет, вели раздельный документооборот, от своего имени заключали договоры при осуществлении своей деятельности, самостоятельно несли текущие расходы, имели обособленное имущество и транспортные средства, отдельные лицензии на осуществление деятельности в сфере оказания услуг ЖКХ, надлежаще зарегистрированную собственную контрольно-кассовую технику. Суд отметил, что единый журнал заявок и отсутствие кадрового разделения, на которые указывает инспекция, могут свидетельствовать не об отсутствии самостоятельной хозяйственной деятельности организаций, а о сокращении расходов и создании для потенциальных клиентов максимально выгодных условий обслуживания, что не доказывает нарушение налогового законодательства. Представленные налогоплательщиком расчеты, основанные на финансовом анализе результатов деятельности группы компаний, а также сравнительном анализе соотношения сумм налогов и взносов, исчисленных самостоятельно группой компаний, находящихся на УСН, и сумм налогов и взносов, начисленных в ходе проверки с учетом перевода организаций на общую систему налогообложения, опровергают довод налогового органа о наличии реальных потерь бюджета при осуществлении деятельности группой взаимозависимых лиц. Налоговый орган не представил доказательств того, что необоснованная налоговая выгода являлась исключительным мотивом образования группы взаимозависимых компаний. Суд признал доначисление налогов по общей системе налогообложения незаконным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о создании налогоплательщиком схемы дробления бизнеса в целях сохранения права на применение УСН взаимозависимыми компаниями, оказывающими коммунальные услуги населению, и доначислил налоги. Суд пришел к выводу о непредставлении налоговым органом достаточных доказательств недобросовестности налогоплательщика. Суд отметил, что организации созданы в разные периоды, их создание не связано с фактом приближения налогоплательщика к порогу, ограничивающему применение УСН. Все компании работали в разных сегментах жилищно-коммунального хозяйства и управления жилым фондом, имели раздельную специализацию, тарифную политику, самостоятельно вели налоговый, кадровый учет, вели раздельный документооборот, от своего имени заключали договоры при осуществлении своей деятельности, самостоятельно несли текущие расходы, имели обособленное имущество и транспортные средства, отдельные лицензии на осуществление деятельности в сфере оказания услуг ЖКХ, надлежаще зарегистрированную собственную контрольно-кассовую технику. Суд отметил, что единый журнал заявок и отсутствие кадрового разделения, на которые указывает инспекция, могут свидетельствовать не об отсутствии самостоятельной хозяйственной деятельности организаций, а о сокращении расходов и создании для потенциальных клиентов максимально выгодных условий обслуживания, что не доказывает нарушение налогового законодательства. Представленные налогоплательщиком расчеты, основанные на финансовом анализе результатов деятельности группы компаний, а также сравнительном анализе соотношения сумм налогов и взносов, исчисленных самостоятельно группой компаний, находящихся на УСН, и сумм налогов и взносов, начисленных в ходе проверки с учетом перевода организаций на общую систему налогообложения, опровергают довод налогового органа о наличии реальных потерь бюджета при осуществлении деятельности группой взаимозависимых лиц. Налоговый орган не представил доказательств того, что необоснованная налоговая выгода являлась исключительным мотивом образования группы взаимозависимых компаний. Суд признал доначисление налогов по общей системе налогообложения незаконным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Казначейское обслуживание исполнения бюджетов возникло на основе существовавшего с 2006 г. правового института "кассовое обслуживание исполнения бюджетов". Благодаря созданию системы казначейских платежей значительно изменилось содержание ранее существовавшего правового института - он наполнился новыми правовыми нормами. Претерпели трансформацию и сами отношения, связанные с зачислением платежей в бюджеты бюджетной системы и осуществлением платежей из них с использованием единых счетов бюджетов.
(Артюхин Р.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Казначейское обслуживание исполнения бюджетов возникло на основе существовавшего с 2006 г. правового института "кассовое обслуживание исполнения бюджетов". Благодаря созданию системы казначейских платежей значительно изменилось содержание ранее существовавшего правового института - он наполнился новыми правовыми нормами. Претерпели трансформацию и сами отношения, связанные с зачислением платежей в бюджеты бюджетной системы и осуществлением платежей из них с использованием единых счетов бюджетов.
Статья: Экономические меры противодействия легализации: анализ судебной практики
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Статья посвящена вопросам правоприменения и правовой квалификации мер противодействия легализации, которые применяют банки по отношению к клиентам, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании. Приводятся аргументы за и против договорных способов противодействия легализации. На основе исследования судебной практики о правомерности взимания заградительного тарифа авторы делают вывод о том, что судебная система до настоящего дня не выработала единого подхода к определению его правовой природы.
(Ефремов В.В., Завьялов С.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2020, N 12)Статья посвящена вопросам правоприменения и правовой квалификации мер противодействия легализации, которые применяют банки по отношению к клиентам, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании. Приводятся аргументы за и против договорных способов противодействия легализации. На основе исследования судебной практики о правомерности взимания заградительного тарифа авторы делают вывод о том, что судебная система до настоящего дня не выработала единого подхода к определению его правовой природы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"При выявлении случаев недостоверности отчетности о производстве и доходах кооператива или запущенности бухгалтерского учета банк вправе прекратить кредитование и кассово - расчетное обслуживание кооператива.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"При выявлении случаев недостоверности отчетности о производстве и доходах кооператива или запущенности бухгалтерского учета банк вправе прекратить кредитование и кассово - расчетное обслуживание кооператива.
Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Также отмечаем, что согласно подпунктам 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе кассовое обслуживание организаций и физических лиц, а также отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-14/21515)Также отмечаем, что согласно подпунктам 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе кассовое обслуживание организаций и физических лиц, а также отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Статья: Штраф за грубые нарушения в учете
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н <2> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо иметь в виду, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н <2> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо иметь в виду, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В частности, к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; определение основ казначейского обслуживания; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов; иные бюджетные полномочия (ст. 7 БК РФ).
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования распределения расходов на исполнение обязательства
(Лукьяненко М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Известно, что отношения между банком и его клиентом осуществляются на основе договора, содержанием которого является обязанность банка по принятию и зачислению на счет клиента адресованных ему платежей, а также выполнение поручений клиента по переводам и выдаче наличных денежных средств, в свою очередь, клиент обязан уплатить банку предусмотренное договором вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание, которое устанавливается по операциям банком по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(Лукьяненко М.Ф.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Известно, что отношения между банком и его клиентом осуществляются на основе договора, содержанием которого является обязанность банка по принятию и зачислению на счет клиента адресованных ему платежей, а также выполнение поручений клиента по переводам и выдаче наличных денежных средств, в свою очередь, клиент обязан уплатить банку предусмотренное договором вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание, которое устанавливается по операциям банком по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В корпоративной практике последних лет заметно обострение интереса к данной конструкции корпоративного договора. Повышенное внимание к ней крупных банков, на долгосрочной основе сотрудничающих в сфере системного кредитования и расчетно-кассового обслуживания с компаниями реального сектора экономики, в общем не стало неожиданным. Вовлечение же иных заинтересованных участников системы корпоративно-правовых отношений, не являющихся совладельцами компании, в такого рода сделки позволяет сделать вывод о том, что в области "квазикорпоративной" контрактации наблюдаются масштабные в перспективе поиски новых моделей. Обратимся к конкретным примерам.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В корпоративной практике последних лет заметно обострение интереса к данной конструкции корпоративного договора. Повышенное внимание к ней крупных банков, на долгосрочной основе сотрудничающих в сфере системного кредитования и расчетно-кассового обслуживания с компаниями реального сектора экономики, в общем не стало неожиданным. Вовлечение же иных заинтересованных участников системы корпоративно-правовых отношений, не являющихся совладельцами компании, в такого рода сделки позволяет сделать вывод о том, что в области "квазикорпоративной" контрактации наблюдаются масштабные в перспективе поиски новых моделей. Обратимся к конкретным примерам.
Вопрос: Как оформить корпоративную карту?
(Консультация эксперта, 2025)Подготовлено на основе материала
(Консультация эксперта, 2025)Подготовлено на основе материала
Статья: Незаконные финансовые операции: теория и практика противодействия
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)- инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц (выдача, доставка (перевозка) денежных средств клиентам).
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)- инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц (выдача, доставка (перевозка) денежных средств клиентам).
Статья: Искажена отчетность. Привлекут ли руководителя к ответственности?
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Согласно п. 3 Инструкции 157н <3> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 5)Согласно п. 3 Инструкции 157н <3> при ведении бухучета учреждениям, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что данные бухучета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности; в бухучете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.
Статья: Казначейские платежи как объект бюджетно-правового регулирования
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Появление понятия "казначейский платеж" стало возможным благодаря включению в Бюджетный кодекс РФ новой главы о системе казначейских платежей (далее - СКП), основой названия которого и стало рассматриваемое понятие. До создания СКП при открытии единых счетов бюджетов в Банке России формы расчетов и регулирование платежей из бюджетов в бюджеты не требовали выделения на уровне законодательства отдельного понятия, связанного с осуществлением расчетов при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Вопросы взаимодействия Банка России и Казначейства России (далее - казначейство) регулировались преимущественно финансово-правовыми нормами банковского права, а регулирование отношений между казначейством и финансовыми органами, участниками бюджетного процесса не требовало отдельной главы, поскольку основы казначейского обслуживания строились на принципе открытия каждому публично-правовому образованию отдельного единого счета бюджета как банковского счета в Банке России.
(Артюхин Р.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)Появление понятия "казначейский платеж" стало возможным благодаря включению в Бюджетный кодекс РФ новой главы о системе казначейских платежей (далее - СКП), основой названия которого и стало рассматриваемое понятие. До создания СКП при открытии единых счетов бюджетов в Банке России формы расчетов и регулирование платежей из бюджетов в бюджеты не требовали выделения на уровне законодательства отдельного понятия, связанного с осуществлением расчетов при кассовом обслуживании исполнения бюджетов. Вопросы взаимодействия Банка России и Казначейства России (далее - казначейство) регулировались преимущественно финансово-правовыми нормами банковского права, а регулирование отношений между казначейством и финансовыми органами, участниками бюджетного процесса не требовало отдельной главы, поскольку основы казначейского обслуживания строились на принципе открытия каждому публично-правовому образованию отдельного единого счета бюджета как банковского счета в Банке России.