Основной закон республики Саха
Подборка наиболее важных документов по запросу Основной закон республики Саха (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предварительный нормоконтроль конституционных поправок в конституционных (уставных) советах субъектов РФ
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Скорее всего, это происходит из-за неясности в понимании законодателем Якутии и самим Конституционным советом вопроса: на соответствие каким нормам Конституции Якутии должны проверяться конституционные поправки? Дело в том, что, в отличие от гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ, аналогичная гл. 1 Конституции Якутии не имеет приоритета перед иными нормами Основного закона Якутии, а это, в свою очередь, порождает неопределенность в вопросе о том, как проверять нормы на соответствие друг другу, если их юридическая сила (после принятия и вступления в силу поправок) будет равнозначна.
(Алексеев А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Скорее всего, это происходит из-за неясности в понимании законодателем Якутии и самим Конституционным советом вопроса: на соответствие каким нормам Конституции Якутии должны проверяться конституционные поправки? Дело в том, что, в отличие от гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ, аналогичная гл. 1 Конституции Якутии не имеет приоритета перед иными нормами Основного закона Якутии, а это, в свою очередь, порождает неопределенность в вопросе о том, как проверять нормы на соответствие друг другу, если их юридическая сила (после принятия и вступления в силу поправок) будет равнозначна.
Статья: Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан)
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В отличие от КС РБ, КС РС(Я) непосредственно наделен полномочием по толкованию Конституции (Основного закона) Саха (Якутии) по обращениям Главы Республики, народного депутата Республики, Правительства Республики, прокурора Саха (Якутии), представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования (ч. 1 ст. 3 КЗ о КС РС(Я)). Но при этом норма об официальном характере толкования КС РС(Я) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и обязательности этого толкования для всех органов власти, должностных лиц, общественных объединений, организаций и граждан содержится не в конституционном или законодательном акте, а в Регламенте КС РС(Я) (ч. 3 ст. 39), что совершенно не соответствует ее значимости.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)В отличие от КС РБ, КС РС(Я) непосредственно наделен полномочием по толкованию Конституции (Основного закона) Саха (Якутии) по обращениям Главы Республики, народного депутата Республики, Правительства Республики, прокурора Саха (Якутии), представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования (ч. 1 ст. 3 КЗ о КС РС(Я)). Но при этом норма об официальном характере толкования КС РС(Я) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и обязательности этого толкования для всех органов власти, должностных лиц, общественных объединений, организаций и граждан содержится не в конституционном или законодательном акте, а в Регламенте КС РС(Я) (ч. 3 ст. 39), что совершенно не соответствует ее значимости.
Нормативные акты
"Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве"
(Совершено в г. Санкт-Петербурге 27.11.2012)
(ред. от 25.05.2018)Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
(Совершено в г. Санкт-Петербурге 27.11.2012)
(ред. от 25.05.2018)Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 23
"Об одобрении проекта дополнительного соглашения к Соглашению между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.11.2012"Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
"Об одобрении проекта дополнительного соглашения к Соглашению между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Саха (Якутия) о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве от 27.11.2012"Правительство Санкт-Петербурга в лице Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича, действующего на основании Устава Санкт-Петербурга, с одной стороны, и Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Главы Республики Саха (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича, действующего на основании Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), с другой стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами,
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<7> Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (с изм. на 26 мая 2021 г.) // Нормативные правовые акты (sakha.gov.ru).
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<7> Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (с изм. на 26 мая 2021 г.) // Нормативные правовые акты (sakha.gov.ru).
Статья: Полномочия конституционных советов республик в составе Российской Федерации: первые шаги правового регулирования
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Нельзя обойти вниманием и полномочие конституционного совета по толкованию республиканской конституции. Несмотря на то что в Саха (Якутии), Башкортостане и Татарстане конституционные советы "причастны" <5> к этому процессу, все же здесь можно видеть разные подходы. В соответствии с законодательством этих республик по обращениям надлежащих субъектов Конституционный совет Республики Саха (Якутия), например, "дает толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", Конституционный совет Республики Башкортостан "готовит проект толкования Конституции Республики Башкортостан", а Конституционный совет Республики Татарстан "разъясняет положения Конституции Республики Татарстан". В результате толкования конституции в Республике Саха (Якутия) будет принято "постановление" Конституционного совета, в Республике Башкортостан - "проект толкования" Конституционного совета, который будет направлен в республиканский парламент для подготовки и принятия "постановления" парламента о толковании, а в Республике Татарстан - "разъяснение" Конституционного совета. При этом ни в одной из конституций названных республик не содержится указания на субъект толкования республиканской конституции, только в Регламенте Государственного Собрания Республики Башкортостан <6> (ст. 114.1) можно увидеть, что толкование конституции входит в полномочие парламента. Очевидно, что на уровне субъектов Российской Федерации толкование основных законов либо будет потеряно, либо повсеместно перейдет в компетенцию регионального парламента.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Нельзя обойти вниманием и полномочие конституционного совета по толкованию республиканской конституции. Несмотря на то что в Саха (Якутии), Башкортостане и Татарстане конституционные советы "причастны" <5> к этому процессу, все же здесь можно видеть разные подходы. В соответствии с законодательством этих республик по обращениям надлежащих субъектов Конституционный совет Республики Саха (Якутия), например, "дает толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", Конституционный совет Республики Башкортостан "готовит проект толкования Конституции Республики Башкортостан", а Конституционный совет Республики Татарстан "разъясняет положения Конституции Республики Татарстан". В результате толкования конституции в Республике Саха (Якутия) будет принято "постановление" Конституционного совета, в Республике Башкортостан - "проект толкования" Конституционного совета, который будет направлен в республиканский парламент для подготовки и принятия "постановления" парламента о толковании, а в Республике Татарстан - "разъяснение" Конституционного совета. При этом ни в одной из конституций названных республик не содержится указания на субъект толкования республиканской конституции, только в Регламенте Государственного Собрания Республики Башкортостан <6> (ст. 114.1) можно увидеть, что толкование конституции входит в полномочие парламента. Очевидно, что на уровне субъектов Российской Федерации толкование основных законов либо будет потеряно, либо повсеместно перейдет в компетенцию регионального парламента.
Статья: Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Анализ указанных выше республиканских законов о конституционных советах показывает, что решения совета не носят обязательный характер. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Глава Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления могут внести изменения соответственно в законы Республики Саха (Якутия), иные нормативные правовые акты в случае, если решением Конституционного совета установлено их несоответствие Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия). А согласно ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан и ч. 5 ст. 3 Закона Республики Адыгея заключения Конституционного совета носят рекомендательный характер.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Анализ указанных выше республиканских законов о конституционных советах показывает, что решения совета не носят обязательный характер. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Глава Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления могут внести изменения соответственно в законы Республики Саха (Якутия), иные нормативные правовые акты в случае, если решением Конституционного совета установлено их несоответствие Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия). А согласно ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан и ч. 5 ст. 3 Закона Республики Адыгея заключения Конституционного совета носят рекомендательный характер.
Статья: Конституционный совет субъекта Российской Федерации: законодательство и практика
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)- дает заключение о соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) <12> законов Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования Главой Республики Саха (Якутия).
(Курманов М.М.)
("Юрист", 2024, N 6)- дает заключение о соответствии Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) <12> законов Республики Саха (Якутия) до их подписания и обнародования Главой Республики Саха (Якутия).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. См. законодательную практику: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)"; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" и т.д.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. См. законодательную практику: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)"; Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" и т.д.
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)<54> См.: Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года N 2355-З N 621-VI "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)". URL: https://docs.cntd.ru/document/574747373 (дата обращения: 22.05.2023).
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)<54> См.: Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года N 2355-З N 621-VI "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)". URL: https://docs.cntd.ru/document/574747373 (дата обращения: 22.05.2023).
Статья: Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)КЗ о КС (ч. 1 ст. 2) декларирует осуществление Конституционным советом деятельности на основе в том числе принципов организационной самостоятельности и функциональной независимости. Но при этом в тексте присяги конституционного советника (ч. 5 ст. 5 КЗ о КС) говорится о том, что он подчинен не только Конституции РФ, федеральным законам, Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия), но и законам Республики Саха (Якутия). Последнее вряд ли можно считать допустимым, с учетом того, что в компетенцию Конституционного совета входит в том числе проверка законов Республики на соответствие Конституции (Основному Закону) Саха (Якутии). Конституционный советник исходя из этого при осуществлении своей деятельности может быть подчинен только одному закону Республики - КЗ о КС.
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)КЗ о КС (ч. 1 ст. 2) декларирует осуществление Конституционным советом деятельности на основе в том числе принципов организационной самостоятельности и функциональной независимости. Но при этом в тексте присяги конституционного советника (ч. 5 ст. 5 КЗ о КС) говорится о том, что он подчинен не только Конституции РФ, федеральным законам, Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия), но и законам Республики Саха (Якутия). Последнее вряд ли можно считать допустимым, с учетом того, что в компетенцию Конституционного совета входит в том числе проверка законов Республики на соответствие Конституции (Основному Закону) Саха (Якутии). Конституционный советник исходя из этого при осуществлении своей деятельности может быть подчинен только одному закону Республики - КЗ о КС.
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
Статья: Конституционная модель взаимодействия в конституционных актах современной России
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<6> Статья 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 N 908-XII) (ред. от 24.11.2022) // Ил Тумэн. N 47. 15.11.2002.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<6> Статья 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 N 908-XII) (ред. от 24.11.2022) // Ил Тумэн. N 47. 15.11.2002.
Статья: Риски, связанные с отменой ограничения занятия одним и тем же лицом должности главы субъекта Российской Федерации более двух сроков подряд
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2909.
(Ахременко А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2909.