Основания вхождения в группу лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания вхождения в группу лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная практика по делам, связанным с применением статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Стоит также упомянуть случаи, когда субъекты хозяйственной деятельности настаивали на том, что любое основание вхождения в группу лиц по признакам статьи 9 Закона N 135-ФЗ свидетельствует об отсутствии между ними конкуренции и является основанием для применения к ним исключения, предусмотренного частью 7 статьи 11 названного Закона (иммунитета против преследования за картели).
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Стоит также упомянуть случаи, когда субъекты хозяйственной деятельности настаивали на том, что любое основание вхождения в группу лиц по признакам статьи 9 Закона N 135-ФЗ свидетельствует об отсутствии между ними конкуренции и является основанием для применения к ним исключения, предусмотренного частью 7 статьи 11 названного Закона (иммунитета против преследования за картели).
Статья: Антимонопольный иммунитет в картелях и иных формах группового антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Хозяйствующие субъекты обосновывают отсутствие сговоров, доказывая, что любое основание вхождения в группу лиц свидетельствует об отсутствии в ней конкуренции и неприменимость к участникам ст. 11 Закона о защите конкуренции. Практика применения ограниченных положениями ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции антикартельного иммунитета формировалась неоднозначной и противоречивой, в результате чего она становится объектом исследования высшей судебной инстанции.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Хозяйствующие субъекты обосновывают отсутствие сговоров, доказывая, что любое основание вхождения в группу лиц свидетельствует об отсутствии в ней конкуренции и неприменимость к участникам ст. 11 Закона о защите конкуренции. Практика применения ограниченных положениями ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции антикартельного иммунитета формировалась неоднозначной и противоречивой, в результате чего она становится объектом исследования высшей судебной инстанции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"К лицу, формально вошедшему в группу лиц, может не применяться правовой режим этой группы, если при рассмотрении дела будет установлено, что в действительности данное лицо автономно в определении своего поведения на товарном рынке, например, в связи с отсутствием у других участников группы достаточных правовых (договорных, корпоративных) и организационных (управленческих) средств влияния на его поведение. В частности, при оценке вхождения организаций в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 7, 8 части 1 статьи 9 Закона, суд вправе учесть, что отношения между гражданами, являющимися родственниками, отсутствуют и организации, участниками которых являются данные физические лица, ведут не связанные между собой виды деятельности.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"К лицу, формально вошедшему в группу лиц, может не применяться правовой режим этой группы, если при рассмотрении дела будет установлено, что в действительности данное лицо автономно в определении своего поведения на товарном рынке, например, в связи с отсутствием у других участников группы достаточных правовых (договорных, корпоративных) и организационных (управленческих) средств влияния на его поведение. В частности, при оценке вхождения организаций в группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 7, 8 части 1 статьи 9 Закона, суд вправе учесть, что отношения между гражданами, являющимися родственниками, отсутствуют и организации, участниками которых являются данные физические лица, ведут не связанные между собой виды деятельности.
Статья: Государственный контроль за внутригрупповыми сделками с активами стратегического хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)В первую очередь необходимо обратить внимание на важнейшую категорию конкурентного права - группу лиц, которая представляет собой совокупность физических и юридических лиц, действующих в едином экономическом интересе и связанных между собой в силу определенных связей. Основания вхождения лиц в одну группу перечислены в ст. 9 Закона N 135-ФЗ.
(Мазуренко В.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)В первую очередь необходимо обратить внимание на важнейшую категорию конкурентного права - группу лиц, которая представляет собой совокупность физических и юридических лиц, действующих в едином экономическом интересе и связанных между собой в силу определенных связей. Основания вхождения лиц в одну группу перечислены в ст. 9 Закона N 135-ФЗ.
Последние изменения: Аффилированные лица АО
(КонсультантПлюс, 2025)Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), органы госвласти и органы местного самоуправления, а также Банк России не следует относить к аффилированным лицам юрлиц, в том числе по основаниям вхождения в группу лиц по признакам, определенным в ст. 9 Закона о защите конкуренции. Сведения о них не нужно включать в списки аффилированных лиц финансовых и иных организаций.
(КонсультантПлюс, 2025)Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), органы госвласти и органы местного самоуправления, а также Банк России не следует относить к аффилированным лицам юрлиц, в том числе по основаниям вхождения в группу лиц по признакам, определенным в ст. 9 Закона о защите конкуренции. Сведения о них не нужно включать в списки аффилированных лиц финансовых и иных организаций.
Статья: Сделки экономической концентрации в рамках процедуры банкротства
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в случае, если такие лица, согласно учредительным документам, могут реализовывать те полномочия, которые прямо предусмотрены Законом о банкротстве, причин для прекращения их вхождения в группу лиц по основаниям, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, не имеется.
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в случае, если такие лица, согласно учредительным документам, могут реализовывать те полномочия, которые прямо предусмотрены Законом о банкротстве, причин для прекращения их вхождения в группу лиц по основаниям, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, не имеется.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Вместе с тем доказывание наличия контроля по основаниям вхождения в группу лиц, отличным от предусмотренных в ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, направлено на установление наличия конкуренции между участниками группы лиц, наличия у них статуса конкурентов на товарном рынке, относящемся к предмету расследования.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)Вместе с тем доказывание наличия контроля по основаниям вхождения в группу лиц, отличным от предусмотренных в ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, направлено на установление наличия конкуренции между участниками группы лиц, наличия у них статуса конкурентов на товарном рынке, относящемся к предмету расследования.