Основания роспуска государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания роспуска государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Но особенно сильно от поправки пострадал принцип разделения властей, ибо роль Президента в государственном механизме стала еще более непропорционально значительной. Он (и только он) получил право косвенного вето на федеральные конституционные законы и законы субъектов Федерации, повторного косвенного вето на обычные федеральные законы, четвертое основание роспуска Государственной Думы, полномочия осуществлять общее руководство Правительством РФ, инициировать досрочное прекращение полномочий судей, назначать и освобождать от должности практически всю вертикаль прокуроров и т.д.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)Но особенно сильно от поправки пострадал принцип разделения властей, ибо роль Президента в государственном механизме стала еще более непропорционально значительной. Он (и только он) получил право косвенного вето на федеральные конституционные законы и законы субъектов Федерации, повторного косвенного вето на обычные федеральные законы, четвертое основание роспуска Государственной Думы, полномочия осуществлять общее руководство Правительством РФ, инициировать досрочное прекращение полномочий судей, назначать и освобождать от должности практически всю вертикаль прокуроров и т.д.
Статья: Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Еще одной важной проблемой, касающейся выбора кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и связанной с другими этапами формирования Правительства РФ, является возможность использования Президентом РФ процедуры назначения кандидатуры для роспуска Государственной Думы. В случае представления Президентом РФ в первый раз Государственной Думе заведомо "слабой" кандидатуры, которую с высокой долей вероятности депутаты отклонят, или во второй раз, после отклонения Государственной Думой предложенной в первый раз кандидатуры, глава государства вправе представить "слабую" кандидатуру и в третий раз. В этом случае по результатам ее отклонения и в третий раз у Президента РФ возникает право распустить Государственную Думу. Согласимся с тем, что данное обстоятельство создает дополнительные, достаточно формальные основания для роспуска Государственной Думы <6>. Несогласие Государственной Думы с кандидатурой (кандидатурами), предложенной (предложенными) Президентом РФ, подчеркивает независимость правительства от парламента, и в некоторых научных источниках даже называется "президентским правительством" <7>. После роспуска Государственной Думы Президент РФ вправе назначить не только отклоненную три раза кандидатуру, но и такую, которая ранее не представлялась на утверждение Государственной Думе. Впоследствии, после назначения, согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ, глава государства имеет право единолично освободить от должности "слабого" Председателя Правительства РФ. При роспуске Государственной Думы Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, которые проводятся через три месяца со дня роспуска Государственной Думы <8>. Срок назначения Председателя Правительства РФ без участия Государственной Думы не конституционализирован, но исходя из принципа непрерывности деятельности правительства Президенту РФ необходимо как можно скорее произвести данное назначение. Полагаем, что разумным сроком назначения главы правительства в данном случае является неделя и его следует закрепить в Конституции РФ. Президент РФ вправе не распускать Государственную Думу после трехкратного отклонения кандидатур главы правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ) и сохранить вновь сформированное правительство, но в будущем возрастут политические риски противостояния парламента и правительства. Предлагаемым некоторыми учеными сдерживающим фактором реализации полномочия Президента РФ по роспуску Государственной Думы в вышеописанном случае может явиться назначение Советом Федерации новых выборов главы государства <9>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П
"По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"Из предписываемого Конституцией Российской Федерации согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (статья 80, часть 2) вытекает, в частности, необходимость поиска согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, предполагающего выбор того или иного варианта решения данного вопроса. Недостижение согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов как конституционный способ обеспечения непрерывного функционирования установленных Конституцией Российской Федерации органов государственной власти, включая назначение Председателя Правительства Российской Федерации, формирование Правительства Российской Федерации в целом и нового состава Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы в данном случае является конституционно - правовой мерой, адекватной ее отказу дать Президенту Российской Федерации согласие на назначение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации. При этом предложение Президентом Российской Федерации не одной, а нескольких кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, как стремление согласовать с Государственной Думой позиции по данному вопросу, при недостижении согласия может служить основанием для роспуска Государственной Думы.
"По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"Из предписываемого Конституцией Российской Федерации согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (статья 80, часть 2) вытекает, в частности, необходимость поиска согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, предполагающего выбор того или иного варианта решения данного вопроса. Недостижение согласия по кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов как конституционный способ обеспечения непрерывного функционирования установленных Конституцией Российской Федерации органов государственной власти, включая назначение Председателя Правительства Российской Федерации, формирование Правительства Российской Федерации в целом и нового состава Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы в данном случае является конституционно - правовой мерой, адекватной ее отказу дать Президенту Российской Федерации согласие на назначение представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации. При этом предложение Президентом Российской Федерации не одной, а нескольких кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, как стремление согласовать с Государственной Думой позиции по данному вопросу, при недостижении согласия может служить основанием для роспуска Государственной Думы.
Статья: Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации: развитие и современное состояние
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)4. Выражение недоверия Правительству РФ или отказ в доверии к нему со стороны Государственной Думы. Это является формой правительственной ответственности перед парламентом. Данную меру можно назвать санкцией лишь в том случае, если к этому юридическому факту добавится решение Президента РФ, который имеет право либо отправить Правительство РФ в отставку, либо распустить Государственную Думу. На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что президент находится в абсолютно беспроигрышной ситуации, однако это не совсем так. Несомненно, вотум недоверия правительству является серьезным способом воздействия нижней палаты парламента на правительство. И для президента, который хотя и обладает альтернативной возможностью роспуска Государственной Думы, такое последствие не очень желательно, так как есть вероятность усиления политической роли оппонентов в новом созыве Государственной Думы. Здесь следует упомянуть, что нормативно введены ограничения на инициирование процедуры недоверия к правительству. Ограничения касаются срока после избрания Государственной Думы до выражения недоверия правительству (1 год), периода от начала процедуры отрешения Президента РФ от должности до окончательного принятия решения по этому вопросу и других оснований, указанных в ч. 6 ст. 117 Конституции РФ <21>.
(Хагба Е.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)4. Выражение недоверия Правительству РФ или отказ в доверии к нему со стороны Государственной Думы. Это является формой правительственной ответственности перед парламентом. Данную меру можно назвать санкцией лишь в том случае, если к этому юридическому факту добавится решение Президента РФ, который имеет право либо отправить Правительство РФ в отставку, либо распустить Государственную Думу. На первый взгляд может сложиться впечатление о том, что президент находится в абсолютно беспроигрышной ситуации, однако это не совсем так. Несомненно, вотум недоверия правительству является серьезным способом воздействия нижней палаты парламента на правительство. И для президента, который хотя и обладает альтернативной возможностью роспуска Государственной Думы, такое последствие не очень желательно, так как есть вероятность усиления политической роли оппонентов в новом созыве Государственной Думы. Здесь следует упомянуть, что нормативно введены ограничения на инициирование процедуры недоверия к правительству. Ограничения касаются срока после избрания Государственной Думы до выражения недоверия правительству (1 год), периода от начала процедуры отрешения Президента РФ от должности до окончательного принятия решения по этому вопросу и других оснований, указанных в ч. 6 ст. 117 Конституции РФ <21>.
Статья: О некоторых вопросах реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации
(Тхабисимова Л.А., Ахъядов Э.С.-М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Примечательно, что до 2004 г. роспуск законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации мог осуществляться только на основании федерального закона, проект которого вносился в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ.
(Тхабисимова Л.А., Ахъядов Э.С.-М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Примечательно, что до 2004 г. роспуск законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации мог осуществляться только на основании федерального закона, проект которого вносился в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ.
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Из концепции президентской власти возникают и обширные полномочия, дающие возможность президенту активно влиять и на другую ветвь государственной власти - законодательную. Эти имеющиеся в распоряжении главы государства "сдержки и противовесы" в отношении к законодательной власти отдельно закреплены в ст. 84 Конституции РФ. Речь идет о назначении выборов в Государственную Думу; возможности роспуска Государственной Думы в предусмотренных законом случаях; возможности назначения референдума по своему усмотрению; праве внесения законопроектов в Государственную Думу; праве подписывать и обнародовать федеральные законы; праве обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти направления деятельности президента в целом отвечают идее взаимодействия "разделенных" властей и соответствуют мировой практике взаимоотношений глав государств и парламентов демократических стран.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Из концепции президентской власти возникают и обширные полномочия, дающие возможность президенту активно влиять и на другую ветвь государственной власти - законодательную. Эти имеющиеся в распоряжении главы государства "сдержки и противовесы" в отношении к законодательной власти отдельно закреплены в ст. 84 Конституции РФ. Речь идет о назначении выборов в Государственную Думу; возможности роспуска Государственной Думы в предусмотренных законом случаях; возможности назначения референдума по своему усмотрению; праве внесения законопроектов в Государственную Думу; праве подписывать и обнародовать федеральные законы; праве обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти направления деятельности президента в целом отвечают идее взаимодействия "разделенных" властей и соответствуют мировой практике взаимоотношений глав государств и парламентов демократических стран.
Статья: Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Федеральным Собранием
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
(Васильев В.Г.)
("Современное право", 2020, N 12)Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Эти случаи предусмотрены статьями 111, 112 и 117 [3]. Все они связаны либо с совместным с Президентом РФ формированием Правительства РФ либо с выражением Государственной Думой недоверия Правительству РФ или отказом Государственной Думой в доверии Правительству РФ. Причем п. 4 ст. 117 Конституции РФ (как и п. 4 ст. 115) претерпел изменения в сторону смягчения позиций сторон. В прежней редакции Конституции РФ предусматривалось, что в случае отказа Государственной Думой в доверии Правительству РФ "Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы..." [4]. В новой редакции Конституции РФ записана более мягкая формулировка: "Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". Далее дается трехмесячный срок для урегулирования конфликта между двумя важнейшими органами государственной власти Российской Федерации. И только в случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии откажет, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы [3].
Статья: Вотум недоверия Правительству РФ: форма парламентского контроля или политический демарш?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)В этой связи не вполне адекватным представляется различие правовых последствий принятия вотума недоверия по инициативе Государственной Думы и такого же решения по запросу Председателя Правительства РФ. В первом случае Президент РФ может только не согласиться с принятым Думой решением, а вопрос о ее роспуске или отставке Правительства РФ будет поставлен только при повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия (причем в диспозитивной форме, т.е. как право, но не обязанность Президента РФ). Если же Государственная Дума откажет в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя (фактически приняв такое же решение), Президент РФ сразу получает основание для роспуска парламента или отставки Правительства РФ (не стоит и говорить, что последнее маловероятно). А вот при повторном отказе в доверии у Президента возникает уже обязанность принять одно из этих решений.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)В этой связи не вполне адекватным представляется различие правовых последствий принятия вотума недоверия по инициативе Государственной Думы и такого же решения по запросу Председателя Правительства РФ. В первом случае Президент РФ может только не согласиться с принятым Думой решением, а вопрос о ее роспуске или отставке Правительства РФ будет поставлен только при повторном, в течение трех месяцев, выражении недоверия (причем в диспозитивной форме, т.е. как право, но не обязанность Президента РФ). Если же Государственная Дума откажет в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя (фактически приняв такое же решение), Президент РФ сразу получает основание для роспуска парламента или отставки Правительства РФ (не стоит и говорить, что последнее маловероятно). А вот при повторном отказе в доверии у Президента возникает уже обязанность принять одно из этих решений.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Регламент Государственной Думы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Регламент Государственной Думы
Статья: Перспективы совершенствования конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации перед парламентом Российской Федерации
(Стрельников А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Другим важным недостатком является новое основание для роспуска Государственной Думы, введенное в 2020 г. Так, Президент РФ имеет право распускать Государственную Думу РФ в случае, если после трехкратного отклонения представленных ею кандидатур более одной трети должностей членов Правительства (за исключением должностей федеральных министров, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент) остаются вакантными (ст. 112 ч. 4 Конституции РФ). Кроме того, Президент вправе после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур на данные должности в любом случае их назначить, выразив свое несогласие с решением нижней палаты парламента. Такое полномочие, по нашему мнению, снижает роль парламента, поскольку итоговое решение остается за Президентом РФ. В части 3 ст. 112 Конституции подчеркивается, что Президент не вправе отказать в назначении на должность лиц, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, но при этом он вправе назначить кандидатуры, которые нижней палатой парламента не были утверждены, что, по нашему мнению, не является логичным. Председатель Правительства как должностное лицо является зависимым от Президента, именно Президент может освободить его от должности, а не Государственная Дума, поэтому маловероятно, что Председатель Правительства будет вносить кандидатуры на утверждение в Государственную Думу, не согласовав их с Президентом. Таким образом, получается, что роль парламента в настоящий момент по-прежнему нуждается в усилении. По аналогии представляется важным ввести формулировку, согласно которой Президент не вправе назначить на должности кандидатуры заместителей федеральных министров, заместителей Председателя Правительства, если они не были утверждены Государственной Думой. И в связи с этим возможно несколько вариантов: 1) ввести обязанность для Председателя Правительства при однократном отклонении кандидатур, представленных Государственной Думой, вносить другие кандидатуры; 2) ввести обязанность Председателя Правительства при трехкратном отклонении кандидатур Государственной Думой представить другие кандидатуры; 3) ввести право Государственной Думы предлагать собственные кандидатуры, если кандидатуры, предложенные Председателем Правительства, трижды не были утверждены. С учетом вышеизложенного последний вариант представляется наиболее рациональным.
(Стрельников А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Другим важным недостатком является новое основание для роспуска Государственной Думы, введенное в 2020 г. Так, Президент РФ имеет право распускать Государственную Думу РФ в случае, если после трехкратного отклонения представленных ею кандидатур более одной трети должностей членов Правительства (за исключением должностей федеральных министров, руководство которыми осуществляет непосредственно Президент) остаются вакантными (ст. 112 ч. 4 Конституции РФ). Кроме того, Президент вправе после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур на данные должности в любом случае их назначить, выразив свое несогласие с решением нижней палаты парламента. Такое полномочие, по нашему мнению, снижает роль парламента, поскольку итоговое решение остается за Президентом РФ. В части 3 ст. 112 Конституции подчеркивается, что Президент не вправе отказать в назначении на должность лиц, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, но при этом он вправе назначить кандидатуры, которые нижней палатой парламента не были утверждены, что, по нашему мнению, не является логичным. Председатель Правительства как должностное лицо является зависимым от Президента, именно Президент может освободить его от должности, а не Государственная Дума, поэтому маловероятно, что Председатель Правительства будет вносить кандидатуры на утверждение в Государственную Думу, не согласовав их с Президентом. Таким образом, получается, что роль парламента в настоящий момент по-прежнему нуждается в усилении. По аналогии представляется важным ввести формулировку, согласно которой Президент не вправе назначить на должности кандидатуры заместителей федеральных министров, заместителей Председателя Правительства, если они не были утверждены Государственной Думой. И в связи с этим возможно несколько вариантов: 1) ввести обязанность для Председателя Правительства при однократном отклонении кандидатур, представленных Государственной Думой, вносить другие кандидатуры; 2) ввести обязанность Председателя Правительства при трехкратном отклонении кандидатур Государственной Думой представить другие кандидатуры; 3) ввести право Государственной Думы предлагать собственные кандидатуры, если кандидатуры, предложенные Председателем Правительства, трижды не были утверждены. С учетом вышеизложенного последний вариант представляется наиболее рациональным.
Статья: К вопросу об актуальных проблемах конституционно-правовой ответственности высших органов государственной власти и должностных лиц в свете внесенных поправок в Конституцию Российской Федерации
(Акчурина А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)А вот новеллы поправок к Конституции РФ, касающиеся места Государственной Думы Российской Федерации в системе норм о конституционной ответственности, получили развитие сразу по двум направлениям: и нижней палаты парламента как карательной инстанции, применяющей меры принуждения в отношении подконтрольных участников конституционных правоотношений, и как органа законодательной власти коллективного субъекта конституционной ответственности, подлежащего роспуску в случае задействования механизма сдержек и противовесов. С одной стороны, можно говорить об усилении функций Государственной Думы с точки зрения несения перед нею иными субъектами конституционного права так называемой позитивной ответственности через призму полномочий по заслушиванию ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" части 1 статьи 103 Конституции РФ), осуществлению парламентского контроля путем направления парламентских запросов руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (статья 103.1 Конституции Российской Федерации), и др. С другой стороны, в Конституции Российской Федерации с учетом внесенных в нее в 2020 году поправок появилось новое основание для роспуска Государственной Думы - как контрмера, в противовес на введенное полномочие по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации). Если ранее основания для роспуска Государственной Думы содержались только в статьях 111, 117 Конституции Российской Федерации, то теперь согласно части 1 статьи 109 Конституции Российской Федерации роспуск Государственной Думы Президентом РФ возможен в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ.
(Акчурина А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)А вот новеллы поправок к Конституции РФ, касающиеся места Государственной Думы Российской Федерации в системе норм о конституционной ответственности, получили развитие сразу по двум направлениям: и нижней палаты парламента как карательной инстанции, применяющей меры принуждения в отношении подконтрольных участников конституционных правоотношений, и как органа законодательной власти коллективного субъекта конституционной ответственности, подлежащего роспуску в случае задействования механизма сдержек и противовесов. С одной стороны, можно говорить об усилении функций Государственной Думы с точки зрения несения перед нею иными субъектами конституционного права так называемой позитивной ответственности через призму полномочий по заслушиванию ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" части 1 статьи 103 Конституции РФ), осуществлению парламентского контроля путем направления парламентских запросов руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (статья 103.1 Конституции Российской Федерации), и др. С другой стороны, в Конституции Российской Федерации с учетом внесенных в нее в 2020 году поправок появилось новое основание для роспуска Государственной Думы - как контрмера, в противовес на введенное полномочие по утверждению кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации). Если ранее основания для роспуска Государственной Думы содержались только в статьях 111, 117 Конституции Российской Федерации, то теперь согласно части 1 статьи 109 Конституции Российской Федерации роспуск Государственной Думы Президентом РФ возможен в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ.
Статья: Институт досрочного прекращения полномочий в механизме обеспечения конституционного статуса парламента
(Червинская А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Конституционное право зарубежных стран демонстрирует здесь весьма широкое разнообразие подходов к конституционному регулированию роспуска палат парламента, что не всегда разделяется современным российским конституционным правом. Так, Конституция Бельгии (ст. 46) допускает роспуск королем Палаты представителей примерно по тем же основаниям, что и роспуск Государственной Думы ФС РФ в России Президентом РФ, однако в Бельгии, в отличие от Российской Федерации, роспуск Палаты представителей влечет за собой роспуск и Сената. В Германии (ст. 63 Конституции ФРГ) роспуск Федеральным президентом Бундестага не влечет за собой роспуск Бундесрата, хотя обстоятельства данного действия во многом сопоставимы с конституционным регулированием Бельгии и Испании (Федеральный президент должен либо назначить Федерального канцлера своим решением, либо распустить Бундестаг, если последний не смог поддержать кандидатуру Федерального канцлера конституционным большинством голосов).
(Червинская А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 12)Конституционное право зарубежных стран демонстрирует здесь весьма широкое разнообразие подходов к конституционному регулированию роспуска палат парламента, что не всегда разделяется современным российским конституционным правом. Так, Конституция Бельгии (ст. 46) допускает роспуск королем Палаты представителей примерно по тем же основаниям, что и роспуск Государственной Думы ФС РФ в России Президентом РФ, однако в Бельгии, в отличие от Российской Федерации, роспуск Палаты представителей влечет за собой роспуск и Сената. В Германии (ст. 63 Конституции ФРГ) роспуск Федеральным президентом Бундестага не влечет за собой роспуск Бундесрата, хотя обстоятельства данного действия во многом сопоставимы с конституционным регулированием Бельгии и Испании (Федеральный президент должен либо назначить Федерального канцлера своим решением, либо распустить Бундестаг, если последний не смог поддержать кандидатуру Федерального канцлера конституционным большинством голосов).
Вопрос: Какой порядок досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 3 ст. 4 Закона о статусе депутата полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 3 ст. 4 Закона о статусе депутата полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае: