Основания для отмены требования об уплате налога



Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отмены требования об уплате налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган направил обществу требование об уплате налогов в связи с наличием отрицательного сальдо ЕНС. В связи с приостановлением исполнения судебного акта налоговый орган исключил суммы налогов из требования, а после отмены приостановления исполнения включил эти же суммы обратно. Налоговый орган направил суммы, перечисленные обществом в уплату НДФЛ, в счет погашения задолженности по налогу на прибыль, поскольку в момент уплаты НДФЛ срок его уплаты еще не наступил, но у общества имелась задолженность по налогу на прибыль. Налогоплательщик не согласился с данными действиями налогового органа и требовал признать их незаконными, так как налоговый орган неправильно применил нормы о приостановлении исполнения и неправомерно применил зачет, нарушив очередность платежей. Суд отметил, что налоговый орган исключил задолженность при приостановлении исполнения и обратно включил ее после отмены приостановление полностью в соответствии с законом, итоговое отрицательное сальдо ЕНС является бесспорным основанием для направления требования об уплате налогов. Также суд отметил, что при зачете ключевую роль играет дата возникновения требования, поскольку на момент зачета у налогоплательщика существовала недоимка по налогу на прибыль, а срок уплаты НДФЛ еще не наступил, действия налогового органа являются правомерными.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Суд, исследовав материалы дела, установил, что ИФНС было выставлено требование об уплате налога, на основании которого после вступления в силу решения суда, признавшего взыскиваемую недоимку обоснованной, было вынесено решение о взыскании. Впоследствии суд кассационной инстанции отменил решение суда, которое признавало недоимку обоснованной, и исполнение решения инспекции было приостановлено обеспечительными мерами.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)
Суд, исследовав материалы дела, установил, что ИФНС было выставлено требование об уплате налога, на основании которого после вступления в силу решения суда, признавшего взыскиваемую недоимку обоснованной, было вынесено решение о взыскании. Впоследствии суд кассационной инстанции отменил решение суда, которое признавало недоимку обоснованной, и исполнение решения инспекции было приостановлено обеспечительными мерами.
Статья: Должен ли налоговый орган предупреждать бизнес о взыскании налогов?
(Веселов А.В.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)
Но и в АС Московского округа компания поддержки не нашла. Рассмотрев материалы дела, проверив соответствие выводов судей нижестоящих инстанций, оценив обоснованность применения судами правовых норм и исследовав доводы кассационной жалобы и возражения судьи пришли к заключению, что оснований для отмены ранее вынесенных решений нет.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС"
7. Таким образом, пункт 1 и абзац первый пункта 3 статьи 75, абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 2, пункт 3 и абзац первый пункта 5 статьи 100, пункты 1 и 7, абзац второй пункта 8 и пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - притом что пеня, установленная федеральным законодателем как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности плательщиком по день ее исполнения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена вышестоящим налоговым органом или судом принятого по результатам выездной налоговой проверки решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения налогоплательщику акта проверки, если оно признано существенным нарушением требований налогового законодательства, о чем во всяком случае свидетельствует установленная в рамках рассмотрения заявления об отмене решения налогового органа утрата им возможности принудительного взыскания налоговой задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и отказала обществу в удовлетворении требований, обратив внимание на следующее.
показать больше документов