Основания для освобождения от исполнительского сБора
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для освобождения от исполнительского сБора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Уменьшение исполнительского сбора или освобождение от его уплаты в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Иные лица [за исключением субъектов предпринимательской деятельности - ред.] могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Иные лица [за исключением субъектов предпринимательской деятельности - ред.] могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 112 "Исполнительский сбор" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"Между тем, принятые меры не свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы и не могут быть приняты в качестве основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как реализация права на мирное урегулирование, не относится к непреодолимой силе и само по себе основанием для освобождения от исполнительского сбора не является."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как добиться освобождения от исполнительского сбора
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях могут освободить от взыскания исполнительского сбора
(КонсультантПлюс, 2025)1. В каких случаях могут освободить от взыскания исполнительского сбора
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Прежде из ст. 112 Закона об исполнительном производстве следовали только два основания для освобождения должников от данного вида ответственности: обстоятельства непреодолимой силы для предпринимателей, отсутствие вины и принятие необходимых мер по исполнению для физических лиц; предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта. Негласно перечень дополнялся в методических рекомендациях для ФССП, изложенных в письме ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/16, арестом счетов должника до истечения срока на добровольное исполнение. В настоящее время правоприменительная практика формирует устойчивое представление о моратории как автономном основании для освобождения от исполнительского сбора. При этом допустимость неисполнения требования исполнительного документа в данном случае прямо санкционирована государством. Если ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве возлагала на должника обязанность уведомить судебного пристава о невозможности исполнения (представить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы), то анализ мораторной практики демонстрирует, что такого уведомления не требуется. Исполнительное производство по умолчанию подлежит приостановлению, а исполнительский сбор, как следствие, не взыскивается.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Прежде из ст. 112 Закона об исполнительном производстве следовали только два основания для освобождения должников от данного вида ответственности: обстоятельства непреодолимой силы для предпринимателей, отсутствие вины и принятие необходимых мер по исполнению для физических лиц; предоставление отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта. Негласно перечень дополнялся в методических рекомендациях для ФССП, изложенных в письме ФССП России от 8 июля 2014 года N 0001/16, арестом счетов должника до истечения срока на добровольное исполнение. В настоящее время правоприменительная практика формирует устойчивое представление о моратории как автономном основании для освобождения от исполнительского сбора. При этом допустимость неисполнения требования исполнительного документа в данном случае прямо санкционирована государством. Если ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве возлагала на должника обязанность уведомить судебного пристава о невозможности исполнения (представить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы), то анализ мораторной практики демонстрирует, что такого уведомления не требуется. Исполнительное производство по умолчанию подлежит приостановлению, а исполнительский сбор, как следствие, не взыскивается.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть основания приостановить исполнительное производство, вас также освободят от уплаты исполнительского сбора, а ранее вынесенные постановления о его взыскании отменят (п. 9 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
(КонсультантПлюс, 2025)Если есть основания приостановить исполнительное производство, вас также освободят от уплаты исполнительского сбора, а ранее вынесенные постановления о его взыскании отменят (п. 9 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В настоящее время сохраняет свое действие Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2019 г. N 3-КГ18-18 (Республика Коми), согласно которому дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не исследовали указанные должником основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, не учли, что нарушение сроков исполнения решения суда произошло ввиду необходимости получения должником субвенции из бюджета субъекта РФ и проведения электронного аукциона, не выяснили, имелись ли у должника иные организационно-правовые механизмы исполнения решения суда.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В настоящее время сохраняет свое действие Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2019 г. N 3-КГ18-18 (Республика Коми), согласно которому дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не исследовали указанные должником основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, не учли, что нарушение сроков исполнения решения суда произошло ввиду необходимости получения должником субвенции из бюджета субъекта РФ и проведения электронного аукциона, не выяснили, имелись ли у должника иные организационно-правовые механизмы исполнения решения суда.
Статья: К вопросу о презумпции виновности в условиях защиты гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
(Степин А.Б.)
("Юрист", 2022, N 12)В условиях защиты гражданских прав в административном порядке презумпция виновности реализуется в управлении процессуальной деятельностью при распределении бремени доказывания между сторонами публично-правового конфликта. Одна сторона (лицо, обратившееся в суд) обязана доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы заявителя (административного истца) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдены ли сроки обращения в суд, а другая сторона (орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие)) - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок и такие основания установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). При рассмотрении дел об административных правонарушениях презумпция виновности сохраняется, несмотря на то что лицо, привлеченное (либо не привлеченное (ст. 3.7 КоАП РФ)) к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Во всех случаях вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. В условиях защиты гражданских прав в административном порядке участники отношений доказывают: принадлежность на праве собственности имущества, подпадающего под санкцию нормы КоАП РФ (например, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ), как основание для исключения из судебного акта выводов о конфискации имущества; фактическую рыночную стоимость имущества (товара, предмета правонарушения) или тяжелое финансовое положение участника экономических отношений как основание для снижения размера административного штрафа (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ); наличие обстоятельств, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, как основание для освобождения от взыскания исполнительского сбора (ст. 401 ГК РФ); наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как условие освобождения от административной ответственности и замены штрафа на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ) и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)было признано не соответствующим Конституции РФ - постольку, поскольку оно в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)было признано не соответствующим Конституции РФ - постольку, поскольку оно в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний п. 1 ст. 81 Закона 1997 г. об исполнительном производстве.