Основания для объявления выговора
Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для объявления выговора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Какие существуют основания для объявления работнику дисциплинарного взыскания - выговора
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Какие существуют основания для объявления работнику дисциплинарного взыскания - выговора
Типовая ситуация: Дисциплинарное взыскание: виды и основания применения
(Издательство "Главная книга", 2025)Выговор объявляют за повторное нарушение или серьезный проступок. Например, когда водитель нарушил ПДД и компания заплатила за это штраф.
(Издательство "Главная книга", 2025)Выговор объявляют за повторное нарушение или серьезный проступок. Например, когда водитель нарушил ПДД и компания заплатила за это штраф.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(ред. от 29.09.2025)За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена вина истца в совершении вменяемого ему дисциплинарного проступка, при этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный законом, нарушен работодателем не был, основания для объявления выговора у работодателя имелись, заявленные исковые требования о признании незаконным и отмене вышеназванного приказа были оставлены судом без удовлетворения.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена вина истца в совершении вменяемого ему дисциплинарного проступка, при этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный законом, нарушен работодателем не был, основания для объявления выговора у работодателя имелись, заявленные исковые требования о признании незаконным и отмене вышеназванного приказа были оставлены судом без удовлетворения.
Готовое решение: Какая ответственность установлена для работника за разглашение коммерческой тайны
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия могут быть признаны однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей. За совершение такого нарушения можно уволить работника по соответствующему основанию, но вы вправе "смягчить" наказание, объявив замечание или выговор (ч. 1 ст. 22, ч. 1, 3 ст. 192 ТК РФ). Например, если работник случайно проговорился, выдав постороннему сведения, составляющие коммерческую тайну, ему можно объявить замечание или выговор. А если он сделал это сознательно, что повлекло серьезные негативные последствия для компании, вы вправе его уволить по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Такие действия могут быть признаны однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей. За совершение такого нарушения можно уволить работника по соответствующему основанию, но вы вправе "смягчить" наказание, объявив замечание или выговор (ч. 1 ст. 22, ч. 1, 3 ст. 192 ТК РФ). Например, если работник случайно проговорился, выдав постороннему сведения, составляющие коммерческую тайну, ему можно объявить замечание или выговор. А если он сделал это сознательно, что повлекло серьезные негативные последствия для компании, вы вправе его уволить по пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Статья: Необычные основания для лишения работника премии
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Ситуация 3. Работник одевается не в форменную одежду. Сотрудник (горный мастер) в рабочее время в рабочем вагончике был застукан не в спецодежде, да к тому же в домашней обуви (сланцах), что послужило основанием для объявления ему выговора и лишения премии, ведь согласно ЛНА организации и должностной инструкции работника это было запрещено.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Ситуация 3. Работник одевается не в форменную одежду. Сотрудник (горный мастер) в рабочее время в рабочем вагончике был застукан не в спецодежде, да к тому же в домашней обуви (сланцах), что послужило основанием для объявления ему выговора и лишения премии, ведь согласно ЛНА организации и должностной инструкции работника это было запрещено.
Статья: Вводим дресс-код для работников с оглядкой на судебную практику
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Согласно должностной инструкции работник обязан находиться на рабочем месте в форменной одежде. И согласно тому же кодексу находиться в форме работник обязан в течение всего рабочего дня. Обусловлено это спецификой работы. Выход на смену в брюках, которые не соответствуют форменной одежде, - это прямое нарушение трудовой дисциплины. А значит, у работодателя были все основания для объявления выговора.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Согласно должностной инструкции работник обязан находиться на рабочем месте в форменной одежде. И согласно тому же кодексу находиться в форме работник обязан в течение всего рабочего дня. Обусловлено это спецификой работы. Выход на смену в брюках, которые не соответствуют форменной одежде, - это прямое нарушение трудовой дисциплины. А значит, у работодателя были все основания для объявления выговора.
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Какие существуют основания для объявления дисциплинарного взыскания - выговора работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Какие существуют основания для объявления дисциплинарного взыскания - выговора работнику учреждения
Статья: Привлечение к работе в ночное время особых работников: требования закона и нюансы практики
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Если работник отказывается от ночной работы на законных основаниях, его нельзя за это наказать: объявить выговор или замечание, уволить.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 8)Если работник отказывается от ночной работы на законных основаниях, его нельзя за это наказать: объявить выговор или замечание, уволить.
Статья: Особенности правового регулирования организации местного самоуправления на текущем этапе
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Так, статья 74 Федерального закона дополняется частями, предусматривающими право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выносить предупреждение, объявлять выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также право отрешать от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если эти лица в установленный срок не приняли в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора. Здесь наблюдается следование складывающейся тенденции выстраивания административной вертикали, притом что органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти, а вхождение местного самоуправления в единую систему публичной власти вовсе не означает непосредственной подчиненности должностных лиц муниципальных образований должностным лицам государства. Мы видим также, что федеральный законодатель предваряет в действующем Федеральном законе подобные нормы готовящегося к окончательному принятию Законопроекта.
(Юркова С.Н.)
("Местное право", 2025, N 1)Так, статья 74 Федерального закона дополняется частями, предусматривающими право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выносить предупреждение, объявлять выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также право отрешать от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если эти лица в установленный срок не приняли в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора. Здесь наблюдается следование складывающейся тенденции выстраивания административной вертикали, притом что органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти, а вхождение местного самоуправления в единую систему публичной власти вовсе не означает непосредственной подчиненности должностных лиц муниципальных образований должностным лицам государства. Мы видим также, что федеральный законодатель предваряет в действующем Федеральном законе подобные нормы готовящегося к окончательному принятию Законопроекта.
Статья: Закон об "обнулении" сроков полномочий губернаторов: что ждет российский федерализм и местное самоуправление
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Во-вторых, усилен инструментарий федерального принуждения. В частности, институт утраты высшим должностным лицом субъекта доверия Президента РФ вернулся к действовавшей в 2004 - 2012 гг. конструкции, не предполагавшей конкретизации оснований такой утраты, т.е. предоставлявшей Президенту РФ полную свободу усмотрения в данном вопросе. Закон предусматривает и дополнительные, хотя и более мягкие виды взысканий, налагаемых Президентом РФ на главу субъекта РФ, - предупреждение и выговор. Упрощено основание для вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ. Согласно действующему Закону N 184-ФЗ такому предупреждению должно предшествовать два последовательных судебных решения, вторым из которых полагается установить, что в результате уклонения законодательного органа субъекта РФ от принятия мер по исполнению первого решения созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. Это сложное построение в принятом Законе отсутствует: согласно ему Президент РФ выносит предупреждение, основываясь на факте неисполнения решения суда в течение шести месяцев.
(Гриценко Е., Кряжков В., Брежнев О., Лексин И., Малютин Н.)
("Закон", 2021, N 12)Во-вторых, усилен инструментарий федерального принуждения. В частности, институт утраты высшим должностным лицом субъекта доверия Президента РФ вернулся к действовавшей в 2004 - 2012 гг. конструкции, не предполагавшей конкретизации оснований такой утраты, т.е. предоставлявшей Президенту РФ полную свободу усмотрения в данном вопросе. Закон предусматривает и дополнительные, хотя и более мягкие виды взысканий, налагаемых Президентом РФ на главу субъекта РФ, - предупреждение и выговор. Упрощено основание для вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу субъекта РФ. Согласно действующему Закону N 184-ФЗ такому предупреждению должно предшествовать два последовательных судебных решения, вторым из которых полагается установить, что в результате уклонения законодательного органа субъекта РФ от принятия мер по исполнению первого решения созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц. Это сложное построение в принятом Законе отсутствует: согласно ему Президент РФ выносит предупреждение, основываясь на факте неисполнения решения суда в течение шести месяцев.
Готовое решение: Как применить к работнику дисциплинарное взыскание за нарушение правил внутреннего трудового распорядка
(КонсультантПлюс, 2025)Если, оценив все обстоятельства, вы решили, что основания для наказания есть, издайте приказ об объявлении работнику замечания или выговора. Ознакомьте с ним работника под подпись в течение трех рабочих дней с даты издания (не считая времени отсутствия работника на работе). А если он откажется ознакомиться, составьте акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если, оценив все обстоятельства, вы решили, что основания для наказания есть, издайте приказ об объявлении работнику замечания или выговора. Ознакомьте с ним работника под подпись в течение трех рабочих дней с даты издания (не считая времени отсутствия работника на работе). А если он откажется ознакомиться, составьте акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).
Статья: Прямая выборность, компетенция и ответственность как основы перспективного развития местного самоуправления в России
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Действующая регламентация форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления показывает их несоизмеримость и неэффективность. В связи с этим федеральный законодатель, вместо того чтобы повысить "доступность" ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления для населения как основного интерсанта существования местного самоуправления, убирает из законопроекта N 40361-8 единственный, пусть и почти не реализуемый на практике, институт ответственности "отзыв выборного должностного лица". При этом усиливается "внесудебное" воздействие со стороны органов государственной власти на органы местного самоуправления. Так, ст. 25 Закона N 414-ФЗ четко указывает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. Мало того, как было отмечено ранее, государственные полномочия передаются без согласия муниципальных властей, отказ органов местного самоуправления от наделяемых государственных полномочий невозможен, так еще и глава субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения им предупреждения главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора без подтверждения каких-либо фактов в судебном порядке. Зачем же тогда нужна ч. 3 ст. 21 Закона N 131-ФЗ, предусматривающая право органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления? Почему для применения положений ст. 25 Закона N 414-ФЗ в части отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации судебные процедуры не нужны, а вот для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации по ст. 74 Закона N 131-ФЗ они необходимы и обязательны? Какую цель и логику преследует законодатель, внедряя в нишу единой системы публичной власти органы местного самоуправления, как названный подход к формированию ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления способствует заявленному в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ взаимодействию и достижению целей названной системы? Скорее, это формирование управленческой вертикали внутри властной иерархии органов власти без какого-либо существенного участия населения и с уменьшением влияния и воздействия "институтов" правосудия.
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Действующая регламентация форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления показывает их несоизмеримость и неэффективность. В связи с этим федеральный законодатель, вместо того чтобы повысить "доступность" ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления для населения как основного интерсанта существования местного самоуправления, убирает из законопроекта N 40361-8 единственный, пусть и почти не реализуемый на практике, институт ответственности "отзыв выборного должностного лица". При этом усиливается "внесудебное" воздействие со стороны органов государственной власти на органы местного самоуправления. Так, ст. 25 Закона N 414-ФЗ четко указывает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. Мало того, как было отмечено ранее, государственные полномочия передаются без согласия муниципальных властей, отказ органов местного самоуправления от наделяемых государственных полномочий невозможен, так еще и глава субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения им предупреждения главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора без подтверждения каких-либо фактов в судебном порядке. Зачем же тогда нужна ч. 3 ст. 21 Закона N 131-ФЗ, предусматривающая право органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления? Почему для применения положений ст. 25 Закона N 414-ФЗ в части отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации судебные процедуры не нужны, а вот для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации по ст. 74 Закона N 131-ФЗ они необходимы и обязательны? Какую цель и логику преследует законодатель, внедряя в нишу единой системы публичной власти органы местного самоуправления, как названный подход к формированию ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления способствует заявленному в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ взаимодействию и достижению целей названной системы? Скорее, это формирование управленческой вертикали внутри властной иерархии органов власти без какого-либо существенного участия населения и с уменьшением влияния и воздействия "институтов" правосудия.