Осмотр территорий нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр территорий нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 92 "Осмотр" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела основанием для проведения в порядке п. 1 ст. 92 НК РФ осмотра территории, помещений, документов и предметов налогоплательщика послужило неисполнение им решения о доначислении недоимки и требования об уплате.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела основанием для проведения в порядке п. 1 ст. 92 НК РФ осмотра территории, помещений, документов и предметов налогоплательщика послужило неисполнение им решения о доначислении недоимки и требования об уплате.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.1 "Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество в отношении принадлежащих налогоплательщику административного здания и гаража. Суд установил, что общество является плательщиком ЕСХН. Включение административного здания в список объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, признано судом неправомерным, поскольку отсутствуют доказательства использования не менее 20 процентов здания в качестве офисных помещений. В отношении гаража суд указал на непредставление налоговым органом доказательств неиспользования налогоплательщиком данного объекта в сельскохозяйственной деятельности. Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом фотоматериалы, указав, что НК РФ не предоставляет налоговым органом право проводить осмотр территорий или помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, а представленные налоговым органом фотоматериалы содержат изображение принадлежащего обществу гаража снаружи, двери боксов не открывались, фотофиксация содержимого гаража не осуществлялась, что не может служить подтверждением неиспользования гаража в сельскохозяйственной деятельности. Суд указал на соблюдение обществом условий для применения освобождения от уплаты налога на имущество в связи с переходом на ЕСХН, поскольку налоговый орган не доказал осуществление обществом иного вида деятельности, кроме сельскохозяйственной.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество в отношении принадлежащих налогоплательщику административного здания и гаража. Суд установил, что общество является плательщиком ЕСХН. Включение административного здания в список объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, признано судом неправомерным, поскольку отсутствуют доказательства использования не менее 20 процентов здания в качестве офисных помещений. В отношении гаража суд указал на непредставление налоговым органом доказательств неиспользования налогоплательщиком данного объекта в сельскохозяйственной деятельности. Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом фотоматериалы, указав, что НК РФ не предоставляет налоговым органом право проводить осмотр территорий или помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, а представленные налоговым органом фотоматериалы содержат изображение принадлежащего обществу гаража снаружи, двери боксов не открывались, фотофиксация содержимого гаража не осуществлялась, что не может служить подтверждением неиспользования гаража в сельскохозяйственной деятельности. Суд указал на соблюдение обществом условий для применения освобождения от уплаты налога на имущество в связи с переходом на ЕСХН, поскольку налоговый орган не доказал осуществление обществом иного вида деятельности, кроме сельскохозяйственной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"24. Пунктом 1 статьи 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"24. Пунктом 1 статьи 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)1. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:
Статья: Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Между тем, если говорить о нормативном регулировании, то в п. 1 ст. 92 НК РФ прямо предусмотрено произведение осмотра территорий, помещений лишь проверяемого лица.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)Между тем, если говорить о нормативном регулировании, то в п. 1 ст. 92 НК РФ прямо предусмотрено произведение осмотра территорий, помещений лишь проверяемого лица.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Любопытно, что и ВАС РФ ранее отклонял доводы налогоплательщиков о том, что ст. 92 НК РФ допускает осмотр территорий и помещений только проверяемого налогоплательщика, а не третьих лиц - его контрагентов <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Любопытно, что и ВАС РФ ранее отклонял доводы налогоплательщиков о том, что ст. 92 НК РФ допускает осмотр территорий и помещений только проверяемого налогоплательщика, а не третьих лиц - его контрагентов <1>.
Готовое решение: Искажение налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни
(КонсультантПлюс, 2025)осматривают помещения, территории, документы и предметы (ст. 92 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)осматривают помещения, территории, документы и предметы (ст. 92 НК РФ).
Статья: Зависимость сроков процессуальных проверок по сообщениям о совершении налоговых проверок от информации, содержащейся в материалах налоговых органов
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.
(Горобец Д.Г.)
("Юрист", 2021, N 12)Полномочия налоговых органов, порядок и средства проведения камеральных и выездных налоговых проверок, установленные налоговым законодательством, достаточны и эффективны для выявления факта нарушения налогового законодательства. Примечательна их схожесть с проверочными и следственными действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос в качестве свидетеля физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 90 НК РФ), осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ), истребование у проверяемого лица необходимых для проверки документов (п. 1 ст. 93 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 1 ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта и специалиста (ст. 95 и 96 НК РФ) позволяют установить общественно опасное действие - нарушение налогового законодательства и его последствие - неуплату налогов, причинную связь между ними, а также способ, место и время их совершения. По сути, налоговыми проверками (камеральными и выездными) устанавливаются обстоятельства, образующие объективную сторону налогового преступления (разумеется, речь идет о налоговых нарушениях, повлекших непоступление в бюджет налогов в уголовно наказуемых размерах). Формализуются результаты налоговых проверок в актах налоговых проверок и решениях о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения <2>.
Статья: Выездная налоговая проверка: процедурные моменты
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
Статья: Выемка после проверки. Возможна ли?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Судьи обратили внимание, что "положения абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ в совокупности с содержанием статьи 93 НК РФ свидетельствуют о праве налогового органа на совершение определенных действий в целях обеспечения достоверности результатов налоговой проверки. В случае если должностное лицо налогового органа не располагает точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, производству выемки может предшествовать осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ". Арбитры указали, что проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов компании в период выемки не противоречит положениям НК РФ.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Судьи обратили внимание, что "положения абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ в совокупности с содержанием статьи 93 НК РФ свидетельствуют о праве налогового органа на совершение определенных действий в целях обеспечения достоверности результатов налоговой проверки. В случае если должностное лицо налогового органа не располагает точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, производству выемки может предшествовать осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ". Арбитры указали, что проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов компании в период выемки не противоречит положениям НК РФ.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)2) осмотр территорий, помещений проверяемого лица в соответствии со ст. 92 НК РФ;
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)2) осмотр территорий, помещений проверяемого лица в соответствии со ст. 92 НК РФ;
Готовое решение: Как налоговая инспекция проводит осмотр территорий, помещений, документов и предметов
(КонсультантПлюс, 2025)Положения о доступе на вашу территорию (помещение) и порядке проведения осмотра тоже общие (ст. ст. 91, 92 НК РФ). Однако Постановление об осмотре при проведении налогового мониторинга вынесут по другой форме.
(КонсультантПлюс, 2025)Положения о доступе на вашу территорию (помещение) и порядке проведения осмотра тоже общие (ст. ст. 91, 92 НК РФ). Однако Постановление об осмотре при проведении налогового мониторинга вынесут по другой форме.
Готовое решение: Мероприятия налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)провести осмотр помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)провести осмотр помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ);