Осмотр территории налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр территории налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о взыскании и обеспечении взыскания обязательных платежей: Плательщик налога (взносов) оспаривает обеспечительные меры в связи с решением по итогам проверки (запрет на отчуждение или залог имущества, блокировку счетов)
(КонсультантПлюс, 2025)факт того, что Налоговый орган знал о наличии и стоимости имущества (например, письмами в Налоговый орган, вынесенным ранее решением о принятии обеспечительных мер, протоколом осмотра Налоговым органом территорий, помещений, документов, предметов) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)факт того, что Налоговый орган знал о наличии и стоимости имущества (например, письмами в Налоговый орган, вынесенным ранее решением о принятии обеспечительных мер, протоколом осмотра Налоговым органом территорий, помещений, документов, предметов) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, НДФЛ, единый налог по УСН, сделав вывод об утрате налогоплательщиком права на применение ЕНВД и УСН. При определении налоговых обязательств инспекцией применялся расчетный метод. Суд признал доначисление правомерным. Суд установил, что в ходе проверки налогоплательщик не представил первичные бухгалтерские и иные документы, необходимые для определения размера полученных доходов и произведенных расходов, сославшись на прекращение обязанности по их хранению. Также налогоплательщик ссылался на некорректность запроса инспекцией сведений об аналогичных налогоплательщиках и, соответственно, неверное определение налоговых обязательств. Суд указал, что налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений налогоплательщика, непредставления необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениями установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Определение сумм налогов на основании данных об иных аналогичных налогоплательщиках не является единственно возможным способом расчета налоговых обязательств. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе применить расчетный метод на основании имеющейся информации о налогоплательщике. В данном случае расчет был произведен на основании сведений, содержащихся в платежных документах, выписках о движении денежных средств по расчетным счетам предпринимателя, полученных от контрагентов информации и документов, а также документов, полученных в ходе камеральных налоговых проверок. Суд пришел к выводу, что при применении расчетного метода инспекция правомерно использовала имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.
Статья: Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)- ст. 92 НК РФ не запрещает осмотр помещений и территорий третьих лиц, когда у налогового органа есть информация, что такие помещения и территории используются для извлечения прибыли проверяемого лица или что на них могут находиться документы и предметы, связанные с предметом проверки;
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 6)- ст. 92 НК РФ не запрещает осмотр помещений и территорий третьих лиц, когда у налогового органа есть информация, что такие помещения и территории используются для извлечения прибыли проверяемого лица или что на них могут находиться документы и предметы, связанные с предметом проверки;
Готовое решение: Ознакомление с материалами налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Знакомиться с материалами налоговой проверки вы будете на территории налогового органа. Инспекция предоставит вам возможность их осмотреть, сделать выписки, снять копии (п. 2 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690).
(КонсультантПлюс, 2025)Знакомиться с материалами налоговой проверки вы будете на территории налогового органа. Инспекция предоставит вам возможность их осмотреть, сделать выписки, снять копии (п. 2 ст. 101 НК РФ, Письмо Минфина России от 03.09.2018 N 03-02-08/62690).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Процитировав положения ст. 31 и 90 НК РФ, Верховный Суд констатировал, что они (вопреки обжалуемому письму ФНС России) не предусматривают права налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Процитировав положения ст. 31 и 90 НК РФ, Верховный Суд констатировал, что они (вопреки обжалуемому письму ФНС России) не предусматривают права налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Порядок проведения осмотра территорий и помещений налогоплательщика при проведении как налогового мониторинга, так и выездных и камеральных проверок регламентируется ст. 92 НК РФ. Несмотря на то что согласно п. 1 ст. 91 НК РФ налоговый орган может получить доступ на территорию и в помещение налогоплательщика в процессе налогового мониторинга только при проверке деклараций по НДС с суммой налога к возмещению и при иных исключительных случаях, сам факт проведения осмотра налоговым органом и получения доступа к территориям и помещениям налогоплательщика говорит о вертикальных правоотношениях участников налогового мониторинга.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Порядок проведения осмотра территорий и помещений налогоплательщика при проведении как налогового мониторинга, так и выездных и камеральных проверок регламентируется ст. 92 НК РФ. Несмотря на то что согласно п. 1 ст. 91 НК РФ налоговый орган может получить доступ на территорию и в помещение налогоплательщика в процессе налогового мониторинга только при проверке деклараций по НДС с суммой налога к возмещению и при иных исключительных случаях, сам факт проведения осмотра налоговым органом и получения доступа к территориям и помещениям налогоплательщика говорит о вертикальных правоотношениях участников налогового мониторинга.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В этом случае налоговый орган вправе провести осмотр офиса (территории) "родственной" фирмы и осуществить выемку документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В этом случае налоговый орган вправе провести осмотр офиса (территории) "родственной" фирмы и осуществить выемку документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика.