Осмотр территории налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Осмотр территории налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.1 "Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество в отношении принадлежащих налогоплательщику административного здания и гаража. Суд установил, что общество является плательщиком ЕСХН. Включение административного здания в список объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, признано судом неправомерным, поскольку отсутствуют доказательства использования не менее 20 процентов здания в качестве офисных помещений. В отношении гаража суд указал на непредставление налоговым органом доказательств неиспользования налогоплательщиком данного объекта в сельскохозяйственной деятельности. Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом фотоматериалы, указав, что НК РФ не предоставляет налоговым органом право проводить осмотр территорий или помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, а представленные налоговым органом фотоматериалы содержат изображение принадлежащего обществу гаража снаружи, двери боксов не открывались, фотофиксация содержимого гаража не осуществлялась, что не может служить подтверждением неиспользования гаража в сельскохозяйственной деятельности. Суд указал на соблюдение обществом условий для применения освобождения от уплаты налога на имущество в связи с переходом на ЕСХН, поскольку налоговый орган не доказал осуществление обществом иного вида деятельности, кроме сельскохозяйственной.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении перерасчета налога на имущество в отношении принадлежащих налогоплательщику административного здания и гаража. Суд установил, что общество является плательщиком ЕСХН. Включение административного здания в список объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости, признано судом неправомерным, поскольку отсутствуют доказательства использования не менее 20 процентов здания в качестве офисных помещений. В отношении гаража суд указал на непредставление налоговым органом доказательств неиспользования налогоплательщиком данного объекта в сельскохозяйственной деятельности. Суд не принял в качестве доказательств представленные налоговым органом фотоматериалы, указав, что НК РФ не предоставляет налоговым органом право проводить осмотр территорий или помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки, а представленные налоговым органом фотоматериалы содержат изображение принадлежащего обществу гаража снаружи, двери боксов не открывались, фотофиксация содержимого гаража не осуществлялась, что не может служить подтверждением неиспользования гаража в сельскохозяйственной деятельности. Суд указал на соблюдение обществом условий для применения освобождения от уплаты налога на имущество в связи с переходом на ЕСХН, поскольку налоговый орган не доказал осуществление обществом иного вида деятельности, кроме сельскохозяйственной.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.7.6. Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.
Статья: Комментарий к статье 94 НК РФ "Выемка документов и предметов"
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае, если должностное лицо налогового органа не располагает точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, то производству выемки должен предшествовать осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2022 N 305-ЭС22-10514 по делу N А40-86457/2021, Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N 305-ЭС22-2684 по делу N А40-35042/2021, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 305-ЭС22-2669 по делу N А40-34955/2021, Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2020 N 305-ЭС20-2116 по делу N А40-58951/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-26097/2019 по делу N А40-58932/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2019 N Ф05-18129/2019 по делу N А40-245268/2018, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 N 09АП-2814/2022 по делу N А40-169986/2021).
(Черезов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В случае, если должностное лицо налогового органа не располагает точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, то производству выемки должен предшествовать осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов в соответствии со статьей 92 НК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2022 N 305-ЭС22-10514 по делу N А40-86457/2021, Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2022 N 305-ЭС22-2684 по делу N А40-35042/2021, Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2022 N 305-ЭС22-2669 по делу N А40-34955/2021, Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2020 N 305-ЭС20-2116 по делу N А40-58951/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2020 N Ф05-26097/2019 по делу N А40-58932/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2019 N Ф05-18129/2019 по делу N А40-245268/2018, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 N 09АП-2814/2022 по делу N А40-169986/2021).
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)2.5. Осмотр территорий и помещений, выемка документов
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)2.5. Осмотр территорий и помещений, выемка документов
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.1. Можно ли осматривать территории и помещения налогоплательщика при камеральной проверке?
Статья: Выездная налоговая проверка: процедурные моменты
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
(Сергеева И.К.)
("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Объективные причины непредоставления налогоплательщиком помещения для проверки должны быть подтверждены фактическими обстоятельствами. Решение о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при наличии письменного заявления проверяемого лица либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. Для принятия такого решения при необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст. 92 НК РФ (п. 2.2 Письма N АС-4-2/13622).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 01.02.2023 N 03-02-07/8170 <О подтверждении полномочий представителя налогоплательщика-организации и основаниях проведения выемки документов и предметов и осмотра при выездной налоговой проверке>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Доверенность могут выдать на совершение определенных действий. Например, чтобы получить акт налоговой проверки или на участие в осмотре территорий, документов и предметов налогоплательщика.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)Доверенность могут выдать на совершение определенных действий. Например, чтобы получить акт налоговой проверки или на участие в осмотре территорий, документов и предметов налогоплательщика.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган решит доказать, что сделка исполнена не тем контрагентом, который заявлен в документах, ему потребуется доказать, что обязанное лицо не исполняло сделку или что ее исполнило другое лицо либо сам налогоплательщик. Для этого будет применяться весь спектр проверочных мероприятий: осмотр территории, допросы свидетелей, истребование документов, анализ хозяйственной деятельности, исследование пропускного режима и пр. (Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ (п. п. 6, 12), от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если налоговый орган решит доказать, что сделка исполнена не тем контрагентом, который заявлен в документах, ему потребуется доказать, что обязанное лицо не исполняло сделку или что ее исполнило другое лицо либо сам налогоплательщик. Для этого будет применяться весь спектр проверочных мероприятий: осмотр территории, допросы свидетелей, истребование документов, анализ хозяйственной деятельности, исследование пропускного режима и пр. (Письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ (п. п. 6, 12), от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Право налогового органа на проведение осмотра взаимосвязано с регламентацией порядка доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Пункты 2 и 3 ст. 91 НК РФ закрепляют, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Право налогового органа на проведение осмотра взаимосвязано с регламентацией порядка доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки. Пункты 2 и 3 ст. 91 НК РФ закрепляют, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
Статья: Выемка после проверки. Возможна ли?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)По завершении контрольного мероприятия инспекторами был составлен акт, а по итогам рассмотрения материалов ВНП было принято решение о проведении дополнительных мероприятий контроля, в рамках которых налоговый орган и издал те самые, по мнению общества, спорные постановления о проведении выемки документов и предметов, а также об осмотре помещений и территорий налогоплательщика.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)По завершении контрольного мероприятия инспекторами был составлен акт, а по итогам рассмотрения материалов ВНП было принято решение о проведении дополнительных мероприятий контроля, в рамках которых налоговый орган и издал те самые, по мнению общества, спорные постановления о проведении выемки документов и предметов, а также об осмотре помещений и территорий налогоплательщика.
Статья: Допускается ли в рамках проверки несколько осмотров одного помещения?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Однако апелляция отменила это решение, указав, что повторный осмотр территории налогоплательщика был проведен в рамках тех полномочий, которыми располагает инспекция. "<...> сам по себе повторный осмотр, на основании оспариваемого постановления, не свидетельствует о нарушении прав юридического лица; наступление каких-либо негативных последствий для общества в результате принятого инспекцией постановления о проведении повторного осмотра, не наступило <...>", - отметили арбитры апелляционной инстанции.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Однако апелляция отменила это решение, указав, что повторный осмотр территории налогоплательщика был проведен в рамках тех полномочий, которыми располагает инспекция. "<...> сам по себе повторный осмотр, на основании оспариваемого постановления, не свидетельствует о нарушении прав юридического лица; наступление каких-либо негативных последствий для общества в результате принятого инспекцией постановления о проведении повторного осмотра, не наступило <...>", - отметили арбитры апелляционной инстанции.
Статья: Судебная доктрина "добросовестного налогового администрирования" как способ защиты процессуальных прав налогоплательщиков
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)В ходе выездной проверки уполномоченные лица вправе осуществлять допросы свидетелей, производить осмотр помещений и территорий налогоплательщика, выносить постановления о назначении экспертиз и проводить иные действия в пределах налогового контроля. Именно в процессе выездных мероприятий выявляются такие нарушения налогового законодательства, которые невозможно или затруднительно зафиксировать при проведении камеральных проверок, поскольку последние основываются преимущественно на анализе представленных деклараций. Для установления подобных нарушений требуются глубокий анализ первичной документации бухгалтерского и налогового учета, а также проведение процедур, требующих взаимодействия с внешними источниками.
(Крохина Ю.А.)
("Адвокатская практика", 2025, N 4)В ходе выездной проверки уполномоченные лица вправе осуществлять допросы свидетелей, производить осмотр помещений и территорий налогоплательщика, выносить постановления о назначении экспертиз и проводить иные действия в пределах налогового контроля. Именно в процессе выездных мероприятий выявляются такие нарушения налогового законодательства, которые невозможно или затруднительно зафиксировать при проведении камеральных проверок, поскольку последние основываются преимущественно на анализе представленных деклараций. Для установления подобных нарушений требуются глубокий анализ первичной документации бухгалтерского и налогового учета, а также проведение процедур, требующих взаимодействия с внешними источниками.