Ошибки заказчика по 223ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки заказчика по 223ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок действия и срок исполнения договора при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...суды обоснованно согласились с выводом управления [ФАС России - ред.], что техническая ошибка, допущенная заказчиком... приводит к размещению недостоверной и противоречивой информации о сроке действия договора и нарушает принцип информационной открытости закупки, основанный на достоверности размещенной информации для неопределенного круга лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды обоснованно согласились с выводом управления [ФАС России - ред.], что техническая ошибка, допущенная заказчиком... приводит к размещению недостоверной и противоречивой информации о сроке действия договора и нарушает принцип информационной открытости закупки, основанный на достоверности размещенной информации для неопределенного круга лиц.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)2. Закупка услуг ОСАГО по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Закупка услуг ОСАГО по Закону N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В практике проведения конкурентных закупок нередки случаи неверного выбора заказчиком способа конкурентной закупки. Хотя Закон 223-ФЗ в общем случае не устанавливает ограничений при выборе способа закупки из числа конкурентных способов <1>, такие ограничения могут встречаться в положении о закупке самого заказчика. В целом выбор способа закупки является правом заказчика при условии отсутствия очевидных злоупотреблений.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В практике проведения конкурентных закупок нередки случаи неверного выбора заказчиком способа конкурентной закупки. Хотя Закон 223-ФЗ в общем случае не устанавливает ограничений при выборе способа закупки из числа конкурентных способов <1>, такие ограничения могут встречаться в положении о закупке самого заказчика. В целом выбор способа закупки является правом заказчика при условии отсутствия очевидных злоупотреблений.
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Какие последствия могут наступить, если в итоговом протоколе открытого электронного конкурса по Закону N 223-ФЗ допущена ошибка
(КонсультантПлюс, 2025)Какие последствия могут наступить, если в итоговом протоколе открытого электронного конкурса по Закону N 223-ФЗ допущена ошибка
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Поддерживая выводы антимонопольного органа о нарушении заказчиком требований пп. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, суды исходили из неправильного толкования и применения данных законоположений в системе действующего правового регулирования, согласно которым в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 13) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 14).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Поддерживая выводы антимонопольного органа о нарушении заказчиком требований пп. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, суды исходили из неправильного толкования и применения данных законоположений в системе действующего правового регулирования, согласно которым в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 13) и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 14).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11. В случае выдачи заказчику уведомления такой заказчик обязан устранить в течение срока, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, указанное в уведомлении несоответствие и разместить в единой информационной системе изменения, внесенные в план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проект таких планов, проект изменений, вносимых в такие планы, либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 5 или пунктом 2 части 7 настоящей статьи, разместить в единой информационной системе утвержденный заказчиком перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)11. В случае выдачи заказчику уведомления такой заказчик обязан устранить в течение срока, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, указанное в уведомлении несоответствие и разместить в единой информационной системе изменения, внесенные в план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проект таких планов, проект изменений, вносимых в такие планы, либо в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 5 или пунктом 2 части 7 настоящей статьи, разместить в единой информационной системе утвержденный заказчиком перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: Поставка товара при выполнении работ. Сложности применения национального режима
(Казанцев Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Новые правила применения национального режима, установленные в начале 2025 г. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - ПП РФ N 1875), на практике иногда создают для заказчика проблемы, связанные с интерпретацией норм в конкретной ситуации, когда хозяйственные отношения не укладываются в простую схему "только поставка товара" или "только выполнение работ". При всей детальности регламентации возникают ситуации, в которых императивные предписания не вполне ясны или могут быть истолкованы двояко. Причем за неверное толкование заказчика ждет наказание.
(Казанцев Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Новые правила применения национального режима, установленные в начале 2025 г. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 (далее - ПП РФ N 1875), на практике иногда создают для заказчика проблемы, связанные с интерпретацией норм в конкретной ситуации, когда хозяйственные отношения не укладываются в простую схему "только поставка товара" или "только выполнение работ". При всей детальности регламентации возникают ситуации, в которых императивные предписания не вполне ясны или могут быть истолкованы двояко. Причем за неверное толкование заказчика ждет наказание.
Статья: Об арбитрабельности споров, вытекающих из отношений, регулируемых Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Из этого антимонопольный орган в своем письме N МШ/26277/23 делает неверный, с нашей точки зрения, вывод, что установление арбитражной оговорки в проекте договора, размещаемого в составе документации и извещения о конкурентной закупке, не соответствует положениям Закона N 223-ФЗ, поскольку не предполагает альтернативного выбора подсудности.
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Из этого антимонопольный орган в своем письме N МШ/26277/23 делает неверный, с нашей точки зрения, вывод, что установление арбитражной оговорки в проекте договора, размещаемого в составе документации и извещения о конкурентной закупке, не соответствует положениям Закона N 223-ФЗ, поскольку не предполагает альтернативного выбора подсудности.
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Ранее мы рассматривали проблему с увеличением трудозатрат на внесение в реестр договоров всех позиций договора с единичными расценками. Добросовестный специалист по закупкам в случае принятия изменений в Закон N 223-ФЗ лишит себя отдыха, но внесет в реестр договоров все позиции договора с единичными расценками. Но что если он допустит ошибку при заведении некоторых позиций?
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)Ранее мы рассматривали проблему с увеличением трудозатрат на внесение в реестр договоров всех позиций договора с единичными расценками. Добросовестный специалист по закупкам в случае принятия изменений в Закон N 223-ФЗ лишит себя отдыха, но внесет в реестр договоров все позиции договора с единичными расценками. Но что если он допустит ошибку при заведении некоторых позиций?
Статья: Обзор практики применения норм о национальном режиме в закупках по Закону N 223-ФЗ
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)- положение о закупке не соответствует ч. 3.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ в части указания способов закупки;
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)- положение о закупке не соответствует ч. 3.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ в части указания способов закупки;
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Очень важно, чтобы члены комиссии заказчика разобрались во всех возможных вариантах подтверждения участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, прежде чем принимать решения о судьбе поступивших заявок. Как показывает практика, многие в этом путаются, что приводит к ошибкам двух видов.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Очень важно, чтобы члены комиссии заказчика разобрались во всех возможных вариантах подтверждения участниками закупки своего соответствия дополнительным требованиям, прежде чем принимать решения о судьбе поступивших заявок. Как показывает практика, многие в этом путаются, что приводит к ошибкам двух видов.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе указывает, что в связи с выполнением предписания комиссии ФАС России N 223ФЗ-647/21 от 08.12.2021 фактически закупка осуществлялась заново, поэтому участникам требовалось подавать заявки заново с соблюдением условия обеспечения заявок со сроком не менее 120 дней со дня окончания срока подачи заявок. По мнению заявителя, положения п. 3.13.10 конкурсной документации в этом случае неприменимы. Считаю данные доводы заявителя ошибочными, противоречащими закону и конкурсной документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)ОАО "РЖД" в апелляционной жалобе указывает, что в связи с выполнением предписания комиссии ФАС России N 223ФЗ-647/21 от 08.12.2021 фактически закупка осуществлялась заново, поэтому участникам требовалось подавать заявки заново с соблюдением условия обеспечения заявок со сроком не менее 120 дней со дня окончания срока подачи заявок. По мнению заявителя, положения п. 3.13.10 конкурсной документации в этом случае неприменимы. Считаю данные доводы заявителя ошибочными, противоречащими закону и конкурсной документации.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Тем самым заказчик провел сравнительный анализ между ГОСТ 32805-2014 и ТУ 5774-005-69920412-2013 только на основании данных, имеющихся на сайтах поставщиков, т.е. без комплексного сравнения согласно ТУ, и тем самым утверждение заказчика, что ему не подходит предлагаемый заявителем товар к поставке, неверно.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)Тем самым заказчик провел сравнительный анализ между ГОСТ 32805-2014 и ТУ 5774-005-69920412-2013 только на основании данных, имеющихся на сайтах поставщиков, т.е. без комплексного сравнения согласно ТУ, и тем самым утверждение заказчика, что ему не подходит предлагаемый заявителем товар к поставке, неверно.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в отношении заявки Заявителя допущена техническая ошибка в части указания ненадлежащего пункта основания отклонения заявки, а именно на основании пункта 11 Информационной карты.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в отношении заявки Заявителя допущена техническая ошибка в части указания ненадлежащего пункта основания отклонения заявки, а именно на основании пункта 11 Информационной карты.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, Комиссия ФАС России в решении от 26.01.2023 N 223ФЗ-26/23 установила нарушение требований пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выдав при этом предписание от 26.01.2023 N 223ФЗ-26/23 (далее - Решение и Предписание).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, Комиссия ФАС России в решении от 26.01.2023 N 223ФЗ-26/23 установила нарушение требований пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выдав при этом предписание от 26.01.2023 N 223ФЗ-26/23 (далее - Решение и Предписание).
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Так, в примере 1 участник закупки неверно сослался на нормативные правовые акты, подлежащие применению в рассматриваемой ситуации. В рамках процедуры обжалования по ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган не вправе рассматривать жалобы на нарушения заказчиком норм Закона N 135-ФЗ (такие дела рассматриваются в рамках гл. 9 Закона N 135-ФЗ). Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и вовсе не применимо к данной ситуации, поскольку регулирует деятельность заказчиков только при проведении закупок по правилам Закона N 44-ФЗ. С учетом обязанности антимонопольного органа при рассмотрении жалоб ограничиваться только доводами жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) неправильно указанные участниками закупки основания для обжалования должны непременно отражаться в возражениях на жалобы.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Так, в примере 1 участник закупки неверно сослался на нормативные правовые акты, подлежащие применению в рассматриваемой ситуации. В рамках процедуры обжалования по ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган не вправе рассматривать жалобы на нарушения заказчиком норм Закона N 135-ФЗ (такие дела рассматриваются в рамках гл. 9 Закона N 135-ФЗ). Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и вовсе не применимо к данной ситуации, поскольку регулирует деятельность заказчиков только при проведении закупок по правилам Закона N 44-ФЗ. С учетом обязанности антимонопольного органа при рассмотрении жалоб ограничиваться только доводами жалобы (ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) неправильно указанные участниками закупки основания для обжалования должны непременно отражаться в возражениях на жалобы.