Ошибки в статистической отчетности
Подборка наиболее важных документов по запросу Ошибки в статистической отчетности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Обществу был доначислен НДПИ в связи с переквалификацией полезного ископаемого с "известняк" на "щебень". Налогоплательщик, не оспаривая выводы налогового органа относительно неправильного определения вида и, соответственно, стоимости единицы добываемого обществом полезного ископаемого, был не согласен с вменяемым инспекцией объемом добытого щебня, полагая, что расчет объемов произведенного щебня произведен некорректно, при использовании неверных формул перевода известняка в щебень вменяемый объем значительно превышает объемы реализации щебня налогоплательщиком, равно как и объемы произведенного щебня, указанные в статистической отчетности предприятия. Общество вело журнал движения горной массы и количество известняка определяло исходя из данных указанного журнала. Налоговый орган количество добытого полезного ископаемого щебня определил расчетным путем, исходя из формулы, указанной в первоначальных редакциях планов развития горных работ как нормирующих документов, а также данных маркшейдерского, оперативного, бухгалтерского и налогового учета, имеющихся в распоряжении налогового органа, - к указанному в декларациях налогоплательщика по НДПИ количеству добытого полезного ископаемого прибавил указанный в журналах движения горной массы объем неубранной горной массы. Суд отметил, что план развития горных работ не определяет и не регулирует порядок расчета выхода готовой продукции - такой расчет определяется недропользователем на основании отчета о доразведке месторождения. Суд пришел к выводу, что налоговым органом неверно определено количество добытого полезного ископаемого щебня, что привело к неправильному доначислению НДПИ, принял для расчета представленную налогоплательщиком формулу и удовлетворил требования общества.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за непредоставление первичных статистических данных (отчетности)
(КонсультантПлюс, 2025)"...18.04.2022 должностным лицом административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения П-2 (Инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности организаций" за 2021 год (не представлена в установленный срок).
(КонсультантПлюс, 2025)"...18.04.2022 должностным лицом административного органа составлена докладная записка на имя руководителя об обнаружении факта нарушения законодательства о предоставлении федеральной статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения П-2 (Инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности организаций" за 2021 год (не представлена в установленный срок).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать показатель "человеко-часы"
(КонсультантПлюс, 2025)У вас возможны риски, например, если вы неправильно рассчитаете показатель "человеко-часы" при заполнении формы статистической отчетности и отправите эти некорректные данные в территориальный орган Росстата. В этом случае вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 13.19 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)У вас возможны риски, например, если вы неправильно рассчитаете показатель "человеко-часы" при заполнении формы статистической отчетности и отправите эти некорректные данные в территориальный орган Росстата. В этом случае вас могут привлечь к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 13.19 КоАП РФ.
Статья: Статотчетность: как отбиться от штрафа за несдачу и каковы новшества с 2025 года
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)Организацию (ИП) могут оштрафовать за непредставление статотчетности, ее несвоевременную сдачу или неверные статистические данные <10>. Первичные штрафы составляют:
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)Организацию (ИП) могут оштрафовать за непредставление статотчетности, ее несвоевременную сдачу или неверные статистические данные <10>. Первичные штрафы составляют:
Нормативные акты
Указание Банка России от 28.06.2024 N 6795-У
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России статистической отчетности страховых брокеров, о порядке сообщения страховыми брокерами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а также о порядке и сроках представления страховыми брокерами в Банк России сведений и документов в отношении их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79971)6. В случае выявления страховым брокером факта представления в Банк России статистической отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей, за любой отчетный период в течение последних 3 лет, предшествующих дню данного выявления, исправленная статистическая отчетность должна быть представлена страховым брокером в Банк России в течение 10 рабочих дней после дня выявления указанного факта.
"О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России статистической отчетности страховых брокеров, о порядке сообщения страховыми брокерами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а также о порядке и сроках представления страховыми брокерами в Банк России сведений и документов в отношении их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2024 N 79971)6. В случае выявления страховым брокером факта представления в Банк России статистической отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей, за любой отчетный период в течение последних 3 лет, предшествующих дню данного выявления, исправленная статистическая отчетность должна быть представлена страховым брокером в Банк России в течение 10 рабочих дней после дня выявления указанного факта.
Приказ Роснедр от 23.12.2024 N 844
"О представлении сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения 1-ЛС за 2024 год"
(вместе с "Методическими указаниями по заполнению годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья" за 2024 г.")Заполнение форм производится полностью в формализованном виде в базе статотчетности в on-line режиме с возможностью использования справочных значений и данных формы предшествующего года, что позволяет избежать повторного ввода одних и тех же сведений и избежать многих ошибок заполнения. Лицензионные сведения первого раздела форм формируются автоматически из реестра лицензий и участков недр ФГИС "АСЛН". Кнопка "Общая справка" в нижнем правом углу экрана описывает последовательность действий при заполнении форм.
"О представлении сведений по форме федерального государственного статистического наблюдения 1-ЛС за 2024 год"
(вместе с "Методическими указаниями по заполнению годовой формы федерального статистического наблюдения N 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья" за 2024 г.")Заполнение форм производится полностью в формализованном виде в базе статотчетности в on-line режиме с возможностью использования справочных значений и данных формы предшествующего года, что позволяет избежать повторного ввода одних и тех же сведений и избежать многих ошибок заполнения. Лицензионные сведения первого раздела форм формируются автоматически из реестра лицензий и участков недр ФГИС "АСЛН". Кнопка "Общая справка" в нижнем правом углу экрана описывает последовательность действий при заполнении форм.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Однако ни из акта проверки, ни из решения невозможно определить, на основании каких первичных документов налоговым органом был определен объем добычи щебня. Определенная величина не соответствует ни аналогичной реализации налогоплательщика, ни данным статистической отчетности 5-ГР, что противоречит п. 1, 2 ст. 339 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 2)Однако ни из акта проверки, ни из решения невозможно определить, на основании каких первичных документов налоговым органом был определен объем добычи щебня. Определенная величина не соответствует ни аналогичной реализации налогоплательщика, ни данным статистической отчетности 5-ГР, что противоречит п. 1, 2 ст. 339 НК РФ.
Статья: "В интересах законности": парадоксы производства в суде надзорной инстанции
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)<19> Ведомственное статистическое наблюдение "Отчет о работе Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 2024 г. (форма N 8-н)" // URL: https://cdep.ru/index.php?id=79&item=8942 (дата обращения: 30.07.2025).
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)<19> Ведомственное статистическое наблюдение "Отчет о работе Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в надзорном порядке за 2024 г. (форма N 8-н)" // URL: https://cdep.ru/index.php?id=79&item=8942 (дата обращения: 30.07.2025).
Статья: Заключение эксперта в доследственном производстве: проблема проверки и оценки
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2024, N 7)Случаи расхождения выводов первичной и повторной экспертиз не единичны. На основе официальных сведений государственной статистической отчетности по повторным экспертизам, выполненным в федеральных бюджетных СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации с 2012 по 2019 г., И. Григорьев констатирует, что "около двух третей заключений повторных экспертиз не подтверждают выводы первичных экспертиз" <14>.
(Овсянников И.В.)
("Законность", 2024, N 7)Случаи расхождения выводов первичной и повторной экспертиз не единичны. На основе официальных сведений государственной статистической отчетности по повторным экспертизам, выполненным в федеральных бюджетных СЭУ Министерства юстиции Российской Федерации с 2012 по 2019 г., И. Григорьев констатирует, что "около двух третей заключений повторных экспертиз не подтверждают выводы первичных экспертиз" <14>.
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)По имеющимся данным <3>, в 2021 г. только поднадзорными прокуратуре органами публичной власти регионального уровня принято 1 066 320 нормативных правовых актов (в 2020 г. - 1 059 708), из которых законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 11 757 (11 548), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 136 562 (141 977), органами местного самоуправления - 918 001 (906 183). Соответствующие показатели определяют масштаб работы прокуроров по нормоконтролю, правомочных добиваться в том числе средствами судопринуждения исправления ошибок, допущенных при таком активном правотворчестве.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)По имеющимся данным <3>, в 2021 г. только поднадзорными прокуратуре органами публичной власти регионального уровня принято 1 066 320 нормативных правовых актов (в 2020 г. - 1 059 708), из которых законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 11 757 (11 548), исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - 136 562 (141 977), органами местного самоуправления - 918 001 (906 183). Соответствующие показатели определяют масштаб работы прокуроров по нормоконтролю, правомочных добиваться в том числе средствами судопринуждения исправления ошибок, допущенных при таком активном правотворчестве.
Статья: Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Отметим, что к вышеуказанным данным ведомственной статистической отчетности следует относиться осторожно, так как в них не учтена латентность, селекция правоприменителей, а также возможная фальсификация в зарегистрированных сведениях, что может привести к ошибкам в оценках необходимого восприятия экономической преступности <12>.
(Зайцев О.А., Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 8)Отметим, что к вышеуказанным данным ведомственной статистической отчетности следует относиться осторожно, так как в них не учтена латентность, селекция правоприменителей, а также возможная фальсификация в зарегистрированных сведениях, что может привести к ошибкам в оценках необходимого восприятия экономической преступности <12>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Полагаем сложившиеся подходы Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации к мониторингу в сфере закупок не в полной мере обоснованными с учетом достижения конечного результата публичных закупок. Представленные данные свидетельствуют исключительно о результатах конкуренции, ошибочная модель которой изначально заложена в действующее российское законодательство. Приоритет процедурному регулированию и административному (антимонопольному) контролю закупок в ущерб финансовому не позволяет достичь ни цели закупок, ни эффективной экономии бюджетных средств. Это подтверждается не только статистическими данными отчетов о мониторинге закупок, но и количеством коррупционных скандалов, а также уголовных дел, возбужденных по результатам контрольных мероприятий в сфере закупок.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Полагаем сложившиеся подходы Минфина России и Счетной палаты Российской Федерации к мониторингу в сфере закупок не в полной мере обоснованными с учетом достижения конечного результата публичных закупок. Представленные данные свидетельствуют исключительно о результатах конкуренции, ошибочная модель которой изначально заложена в действующее российское законодательство. Приоритет процедурному регулированию и административному (антимонопольному) контролю закупок в ущерб финансовому не позволяет достичь ни цели закупок, ни эффективной экономии бюджетных средств. Это подтверждается не только статистическими данными отчетов о мониторинге закупок, но и количеством коррупционных скандалов, а также уголовных дел, возбужденных по результатам контрольных мероприятий в сфере закупок.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В рамках обновленной отчетности по форме 0403203 представляется целесообразным осуществлять сбор статистических данных, в том числе по операциям, которые были ошибочно отнесены к категории операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: В рамках обновленной отчетности по форме 0403203 представляется целесообразным осуществлять сбор статистических данных, в том числе по операциям, которые были ошибочно отнесены к категории операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важным реквизитом являет код ОКВЭД. Как подчеркнуто на интернет-портале ГИРБО, в бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо указывать корректное значение кода ОКВЭД, отражающего вид деятельности, которым организация занималась в том году, за который сдается отчетность. Если код ОКВЭД отличается от кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ, организации необходимо направить заявление на внесение изменений в реестр. Указанный показатель используется в расчете среднеотраслевых показателей, налоговой нагрузки, средней заработной платы и т.д. Также ОКВЭД применяется Росстатом для ведения статистических наблюдений.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важным реквизитом являет код ОКВЭД. Как подчеркнуто на интернет-портале ГИРБО, в бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо указывать корректное значение кода ОКВЭД, отражающего вид деятельности, которым организация занималась в том году, за который сдается отчетность. Если код ОКВЭД отличается от кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ, организации необходимо направить заявление на внесение изменений в реестр. Указанный показатель используется в расчете среднеотраслевых показателей, налоговой нагрузки, средней заработной платы и т.д. Также ОКВЭД применяется Росстатом для ведения статистических наблюдений.
Статья: Может ли прокурор отменить решение нижестоящего прокурора об утверждении обвинительного заключения?
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Указанные два абсолютно разных подхода правоприменения влекут отсутствие единообразия в практике прокурорского надзора, причем не только на уровне Федерации, но и в пределах отдельно взятого региона. К сожалению, наглядно продемонстрировать масштаб проблемы не представляется возможным, поскольку соответствующие строки в формах ведомственной или государственной статистической отчетности отсутствуют. В юридической литературе указанная проблема не упоминается.
(Марченко Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 1)Указанные два абсолютно разных подхода правоприменения влекут отсутствие единообразия в практике прокурорского надзора, причем не только на уровне Федерации, но и в пределах отдельно взятого региона. К сожалению, наглядно продемонстрировать масштаб проблемы не представляется возможным, поскольку соответствующие строки в формах ведомственной или государственной статистической отчетности отсутствуют. В юридической литературе указанная проблема не упоминается.
Статья: Обязательные требования и права медицинских и фармацевтических работников
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2022, N 2)Еще раз позволим себе заметить, что среди перечисленных случаев не все ситуации можно квалифицировать как врачебную ошибку, так как обстоятельства, оговоренные в правовых актах любой отраслевой принадлежности, должны рассматриваться как негативные юридические факты (правонарушения), но не ошибки вследствие заблуждения о естественным образом развивающихся процессах и обстоятельствах. Равным образом, неверная информация, внесенная в медицинскую документацию, - далеко не ошибка, а отступление от положений актов Минздрава России, содержащих обязательные требования, в частности, от 6 марта 2015 г. N 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению", от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению", от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых ФГУ медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" и ряд других.
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2022, N 2)Еще раз позволим себе заметить, что среди перечисленных случаев не все ситуации можно квалифицировать как врачебную ошибку, так как обстоятельства, оговоренные в правовых актах любой отраслевой принадлежности, должны рассматриваться как негативные юридические факты (правонарушения), но не ошибки вследствие заблуждения о естественным образом развивающихся процессах и обстоятельствах. Равным образом, неверная информация, внесенная в медицинскую документацию, - далеко не ошибка, а отступление от положений актов Минздрава России, содержащих обязательные требования, в частности, от 6 марта 2015 г. N 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению", от 15 декабря 2014 г. N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению", от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности", от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых ФГУ медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" и ряд других.