Органы земельного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы земельного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) оспаривает привлечение к ответственности за невыполнение предписания об устранении нарушений земельного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ч. 1, 25 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания органов государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства, например за то, что участок не прекратили использовать не в соответствии с целевым назначением или видом разрешенного использования.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ч. 1, 25 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания органов государственного земельного надзора об устранении нарушений земельного законодательства, например за то, что участок не прекратили использовать не в соответствии с целевым назначением или видом разрешенного использования.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 72 "Муниципальный земельный контроль" ЗК РФ"Позиция заявителя жалобы о том, что акт выездного обследования, подготовленный органом местного самоуправления, не является тем результатом государственного земельного надзора, который может свидетельствовать о не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в силу пунктов 4, 5 статьи 72 ЗК РФ результаты муниципального земельного контроля подлежат направлению в орган государственного земельного надзора, который обязан его рассмотреть."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 19.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как и по каким основаниям можно обжаловать предписания органов земельного надзора (Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор)?
(КонсультантПлюс, 2025)7. Как и по каким основаниям можно обжаловать предписания органов земельного надзора (Росреестр, Россельхознадзор, Росприроднадзор)?
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Приказ Росреестра от 31 марта 2023 г. N П/0107 "О внесении
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
Приказ Росреестра от 17.11.2021 N П/0521
"Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
"Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
Статья: Изменения-2025 для организаций в части имущественных налогов (комментарий к Законам от 12.07.2024 N 176-ФЗ, от 08.08.2024 N 259-ФЗ, от 29.10.2024 N 362-ФЗ, от 29.11.2024 N 416-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Поправка 2. Расширен состав сведений о выявленных нарушениях, влияющих на определение ставки. К примеру, если земельный участок, предназначенный для сельхозпроизводства, не используется по целевому назначению, то инспекция может исчислить за него налог по повышенной ставке (в размере не более 1,5% вместо не более 0,3%). Для этого налоговики должны располагать соответствующими сведениями, полученными от органов земельного контроля (надзора) <8>. По правилам НК РФ до 2025 г. надзорным органам следовало сообщать в ИФНС о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений (а также о том, что нарушения устранены) <9>. А если налоговики в качестве источника сведений о нецелевом использовании участка брали, скажем, результаты выездных обследований органами муниципального земельного контроля или постановление о назначении административного наказания, то это приводило к спору с налогоплательщиками. С этого года состав сведений, которые являются основанием для повышенного налогообложения неправильно используемого участка, расширен <10>. Перечень документов, влияющих на определение ставки, утвержден Приказом ФНС <11>. Помимо выданных предписаний, это могут быть, в частности, постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу решения судов, результаты контрольных (надзорных) мероприятий и т.п.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 2)Поправка 2. Расширен состав сведений о выявленных нарушениях, влияющих на определение ставки. К примеру, если земельный участок, предназначенный для сельхозпроизводства, не используется по целевому назначению, то инспекция может исчислить за него налог по повышенной ставке (в размере не более 1,5% вместо не более 0,3%). Для этого налоговики должны располагать соответствующими сведениями, полученными от органов земельного контроля (надзора) <8>. По правилам НК РФ до 2025 г. надзорным органам следовало сообщать в ИФНС о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений (а также о том, что нарушения устранены) <9>. А если налоговики в качестве источника сведений о нецелевом использовании участка брали, скажем, результаты выездных обследований органами муниципального земельного контроля или постановление о назначении административного наказания, то это приводило к спору с налогоплательщиками. С этого года состав сведений, которые являются основанием для повышенного налогообложения неправильно используемого участка, расширен <10>. Перечень документов, влияющих на определение ставки, утвержден Приказом ФНС <11>. Помимо выданных предписаний, это могут быть, в частности, постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу решения судов, результаты контрольных (надзорных) мероприятий и т.п.
Статья: Новшества-2024 по земельному налогу для организаций (комментарий к Приказу ФНС от 28.08.2023 N ЕД-7-21/577@, Закону от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)- налог (авансы) в отношении используемых не по назначению участков, по которым органы земельного надзора сообщили в ИФНС о выдаче предписаний об устранении нарушений, считают по ставке 1,5% начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения нарушения или его обнаружения проверяющими (если конкретная дата нарушения неизвестна) <12>. Раньше ставка 1,5% вместо 0,3% при нецелевом использовании участка применялась со дня совершения нарушения (или со дня его обнаружения);
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)- налог (авансы) в отношении используемых не по назначению участков, по которым органы земельного надзора сообщили в ИФНС о выдаче предписаний об устранении нарушений, считают по ставке 1,5% начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения нарушения или его обнаружения проверяющими (если конкретная дата нарушения неизвестна) <12>. Раньше ставка 1,5% вместо 0,3% при нецелевом использовании участка применялась со дня совершения нарушения (или со дня его обнаружения);
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Безусловно, отличие будет в полномочиях контролирующих органов <1>. Так, органы муниципального земельного контроля не имеют властных полномочий по пресечению самовольного занятия земельного участка или использования его не по целевому назначению или невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления факта размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, контрольный орган направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт (ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Информация о нарушении ст. 7.1, 8.8 КоАП РФ направляется в Росреестр для привлечения виновного лица к административной ответственности. Согласно ч. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее пяти рабочих дней обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления. Порядок взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного земельного надзора определен Правительством РФ в силу прямого указания на это ч. 6 ст. 72 ЗК РФ <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До устранения собственником или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) государственная регистрация производится не может. Соответственно, сведения об указанных обстоятельствах должны быть внесены в качестве дополнительных в реестр прав на недвижимость.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До устранения собственником или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора) государственная регистрация производится не может. Соответственно, сведения об указанных обстоятельствах должны быть внесены в качестве дополнительных в реестр прав на недвижимость.
Ситуация: Каков порядок проведения муниципального земельного контроля в отношении граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, это указывается в акте. Копия акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом, направляется в орган государственного земельного надзора, который должен рассмотреть акт и принять решение в соответствии с Законом N 248-ФЗ (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ; п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ; п. 6.15 Положения).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, это указывается в акте. Копия акта, составленного в результате проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного во взаимодействии с контролируемым лицом, направляется в орган государственного земельного надзора, который должен рассмотреть акт и принять решение в соответствии с Законом N 248-ФЗ (п. п. 4, 5 ст. 72 ЗК РФ; п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона N 248-ФЗ; п. 6.15 Положения).
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)- по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований три года и более.
(КонсультантПлюс, 2025)- по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований три года и более.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтверждением использования (неиспользования) участка в предпринимательской деятельности служат сведения о результатах обследований, проведенных в рамках государственного и муниципального земельного надзора (контроля), которые органы, осуществляющие этот надзор (контроль), представляют в налоговую инспекцию (п. 18 ст. 396 НК РФ).
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019);
(КонсультантПлюс, 2025)проекты ежегодных планов проведения плановых муниципальных контрольных мероприятий (если положением о муниципальном земельном контроле предусмотрено их проведение) до их утверждения должны быть соотнесены с планами проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, которые формируют территориальные органы земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и соблюсти периодичность проведения мероприятий (п. п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019);
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5 ст. 71 ГрК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном п. 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 5 ст. 71 ГрК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, предусмотренном п. 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов: