Органы управления Банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Органы управления Банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Публичное АО. Приобретение публичного статуса АО
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлением... регистрирующий орган [управление ЦБ РФ - ред.] сообщил об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций вновь созданного общества в связи с нарушением требований статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, то есть ввиду несоблюдения порядка приобретения обществом публичного статуса.
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомлением... регистрирующий орган [управление ЦБ РФ - ред.] сообщил об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций вновь созданного общества в связи с нарушением требований статьи 7.1 Закона об акционерных обществах, то есть ввиду несоблюдения порядка приобретения обществом публичного статуса.
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области связи и информации: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 13.25 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Управление Банка России) привлек Организацию к ответственности по ст. 13.25 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах (неисполнение предусмотренной законодательством обязанности по хранению документов, нарушение установленных порядка и сроков хранения документов (например, отсутствие оригиналов документов, протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета), бухгалтерской отчетности, страховых полисов и др.)).
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Управление Банка России) привлек Организацию к ответственности по ст. 13.25 КоАП РФ за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах (неисполнение предусмотренной законодательством обязанности по хранению документов, нарушение установленных порядка и сроков хранения документов (например, отсутствие оригиналов документов, протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета), бухгалтерской отчетности, страховых полисов и др.)).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли назначить вознаграждение не всем, а только отдельным членам органов управления (совета директоров, правления)? Применимы ли требования Инструкции Банка России N 154-И о системе оплаты труда к отношениям, возникающим при выплате вознаграждения членам органов управления (работникам и неработникам)?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В состав органов управления (правление, совет директоров) банком (АО) входят российские граждане, являющиеся работниками, и иностранные граждане, которые не являются работниками банка и не получают зарплату или вознаграждение по гражданско-правовому договору.
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: В состав органов управления (правление, совет директоров) банком (АО) входят российские граждане, являющиеся работниками, и иностранные граждане, которые не являются работниками банка и не получают зарплату или вознаграждение по гражданско-правовому договору.
Статья: Банк России как орган публичного финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Сферы и системы, в которых и за которыми Банк России осуществляет контрольно-надзорные полномочия, являются ключевыми, поскольку от их стабильности и функционирования напрямую зависит движение денег, возможность аккумулирования и использования фондов денежных средств, при этом осуществляя организационно-правовое взаимодействие с другими органами. Например, обратимся к рассмотрению банковской системы, где главный банк страны реализует надзорные полномочия с момента регистрации кредитных организаций, осуществляя взаимодействие с Федеральной налоговой службой <7>, при осуществлении переводов денежных средств с участием кредитных организаций и субъектов национальной платежной системы, платежных систем, участвующих в операциях по переводу денежных средств, взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Генеральной прокуратурой РФ <8>; отдельно выстроены отношения по обмену информацией с Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой <9> при выполнении полномочий по валютному контролю. Кроме того, формирование Национального финансового совета как органа управления Банка России подтверждает наличие согласованности и взаимодействия при принятии решения представительных, исполнительных органов власти с главным банком государства.
(Антропцева И.О.)
("Банковское право", 2024, N 3)Сферы и системы, в которых и за которыми Банк России осуществляет контрольно-надзорные полномочия, являются ключевыми, поскольку от их стабильности и функционирования напрямую зависит движение денег, возможность аккумулирования и использования фондов денежных средств, при этом осуществляя организационно-правовое взаимодействие с другими органами. Например, обратимся к рассмотрению банковской системы, где главный банк страны реализует надзорные полномочия с момента регистрации кредитных организаций, осуществляя взаимодействие с Федеральной налоговой службой <7>, при осуществлении переводов денежных средств с участием кредитных организаций и субъектов национальной платежной системы, платежных систем, участвующих в операциях по переводу денежных средств, взаимодействует с уполномоченным органом по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и Генеральной прокуратурой РФ <8>; отдельно выстроены отношения по обмену информацией с Федеральной налоговой службой РФ, Федеральной таможенной службой <9> при выполнении полномочий по валютному контролю. Кроме того, формирование Национального финансового совета как органа управления Банка России подтверждает наличие согласованности и взаимодействия при принятии решения представительных, исполнительных органов власти с главным банком государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ
Готовое решение: Какую статистическую отчетность должны представлять субъекты малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)С 2027 г. сбор первичных статистических данных при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью СМСП проводится по перечням первичных статпоказателей, которые утверждает Правительство РФ. При сборе сведений используется ГИС "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных". До 31.12.2026 федеральные органы государственной власти, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют поэтапный переход к сбору сведений с использованием указанной ГИС (ч. 2 ст. 5 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, ст. 3 Федерального закона от 22.07.2024 N 206-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)С 2027 г. сбор первичных статистических данных при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью СМСП проводится по перечням первичных статпоказателей, которые утверждает Правительство РФ. При сборе сведений используется ГИС "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных". До 31.12.2026 федеральные органы государственной власти, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют поэтапный переход к сбору сведений с использованием указанной ГИС (ч. 2 ст. 5 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, ст. 3 Федерального закона от 22.07.2024 N 206-ФЗ).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Мерой по предупреждению банкротства кредитной организации может быть ее реорганизация <1>. Решение о реорганизации кредитной организации, как мере по предупреждению банкротства, может быть принято самостоятельно органом управления кредитной организации. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, в частности, если она:
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Мерой по предупреждению банкротства кредитной организации может быть ее реорганизация <1>. Решение о реорганизации кредитной организации, как мере по предупреждению банкротства, может быть принято самостоятельно органом управления кредитной организации. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации при наличии оснований, предусмотренных Законом о банкротстве, в частности, если она:
Статья: Развитие финансово-правового механизма функционирования платежных систем в новых экономических условиях
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)4) иные федеральные законы, предусматривающие специальные полномочия Банка России по регулированию деятельности платежных систем или их участников (кредитных организаций). Примером такого закона в настоящее время является Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ <15>, статья 20 которого наделяет органы управления Банка России правом принимать оперативные решения, влияющие на деятельность поднадзорных Банку России организаций, для поддержания их нормальной работы в условиях санкций. Соответствующие оперативные решения оформляются либо решениями Совета директоров Банка России, либо ненадзорными предписаниями, адресованными всем кредитным организациям. Такие оперативные решения имеют срочный характер, направлены на отмену, приостановление или корректировку действующего регулирования в интересах национальной безопасности в рамках проводимой Банком России контрсанкционной политики.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)4) иные федеральные законы, предусматривающие специальные полномочия Банка России по регулированию деятельности платежных систем или их участников (кредитных организаций). Примером такого закона в настоящее время является Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ <15>, статья 20 которого наделяет органы управления Банка России правом принимать оперативные решения, влияющие на деятельность поднадзорных Банку России организаций, для поддержания их нормальной работы в условиях санкций. Соответствующие оперативные решения оформляются либо решениями Совета директоров Банка России, либо ненадзорными предписаниями, адресованными всем кредитным организациям. Такие оперативные решения имеют срочный характер, направлены на отмену, приостановление или корректировку действующего регулирования в интересах национальной безопасности в рамках проводимой Банком России контрсанкционной политики.
Статья: Понятие и особенности антикризисного законодательства на рынке банковских услуг
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Таким образом, рассматриваемым антикризисным Законом прямо установлено, что в некоторых случаях решением Совета директоров Банка России могут быть установлены правила поведения поднадзорных субъектов, отличные от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России. При этом решения Совета директоров хотя и требуют по прямому указанию данного Закона публикации в порядке ст. 7 Закона о Банке России, установленном для его нормативных актов, тем не менее не являются нормативными актами Банка России, но имеют приоритет над нормами федерального законодательства. Как отмечает Г.Ф. Ручкина, данные полномочия Совета директоров необходимо закрепить в специальном федеральном законе с учетом длящегося характера правоотношений, связанных с новыми полномочиями органа управления Банка России <22>, что, по нашему мнению, безусловно, могло бы способствовать обеспечению большей системности антикризисного законодательства. Более того, целесообразно закрепление компетенции по выработке антикризисной политики и принятию оперативных антикризисных средств в рамках нее за Национальным финансовым советом Банка России, который имеет паритетное представительство высших органов власти: Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы. Это позволит учесть максимальное количество причин и последствий возможного финансового кризиса. Для гармонизации осуществления поведенческого регулирования и надзора целесообразно ввести также в состав Национального финансового совета представителей Федеральной антимонопольной службы. Целесообразно закрепление в законодательстве полномочий Национального финансового совета Банка России по разработке и утверждению Стратегии антикризисного регулирования финансового рынка и рынка банковских услуг, с включением в нее системы соответствующих средств антикризисного регулирования с учетом всех угроз, в том числе санкционных, затрагивающих все секторы экономики, но влияющих на финансовый рынок.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2025, N 1)Таким образом, рассматриваемым антикризисным Законом прямо установлено, что в некоторых случаях решением Совета директоров Банка России могут быть установлены правила поведения поднадзорных субъектов, отличные от соответствующих требований, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России. При этом решения Совета директоров хотя и требуют по прямому указанию данного Закона публикации в порядке ст. 7 Закона о Банке России, установленном для его нормативных актов, тем не менее не являются нормативными актами Банка России, но имеют приоритет над нормами федерального законодательства. Как отмечает Г.Ф. Ручкина, данные полномочия Совета директоров необходимо закрепить в специальном федеральном законе с учетом длящегося характера правоотношений, связанных с новыми полномочиями органа управления Банка России <22>, что, по нашему мнению, безусловно, могло бы способствовать обеспечению большей системности антикризисного законодательства. Более того, целесообразно закрепление компетенции по выработке антикризисной политики и принятию оперативных антикризисных средств в рамках нее за Национальным финансовым советом Банка России, который имеет паритетное представительство высших органов власти: Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы. Это позволит учесть максимальное количество причин и последствий возможного финансового кризиса. Для гармонизации осуществления поведенческого регулирования и надзора целесообразно ввести также в состав Национального финансового совета представителей Федеральной антимонопольной службы. Целесообразно закрепление в законодательстве полномочий Национального финансового совета Банка России по разработке и утверждению Стратегии антикризисного регулирования финансового рынка и рынка банковских услуг, с включением в нее системы соответствующих средств антикризисного регулирования с учетом всех угроз, в том числе санкционных, затрагивающих все секторы экономики, но влияющих на финансовый рынок.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)страхование вкладов граждан организуется за счет создания ССВ, состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления ССВ, Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций, связанных со страхованием вкладов. ССВ обеспечивает гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)страхование вкладов граждан организуется за счет создания ССВ, состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления ССВ, Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций, связанных со страхованием вкладов. ССВ обеспечивает гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков;
Статья: Классификация ссуд при реструктуризации: как применять Информационное письмо N ИН-08-23/85
("Банковское кредитование", 2025, N 4)<7> "1 - имеется решение уполномоченного органа (органа управления) кредитной организации в соответствии с пунктом 3.10 Положения Банка России N 590-П".
("Банковское кредитование", 2025, N 4)<7> "1 - имеется решение уполномоченного органа (органа управления) кредитной организации в соответствии с пунктом 3.10 Положения Банка России N 590-П".
Статья: Правовой статус центральных банков: сравнительное исследование
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Отсюда следует необходимость проанализировать порядок разработки и принятия единой государственной ДКП. Статьей 12 Закона о ЦБ РФ учрежден Национальный финансовый совет и органы управления Банком России, к полномочиям которого в числе прочего отнесено рассмотрение "проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики" (п. 5 ст. 13). При этом Национальный финансовый совет состоит из представителей обеих палат Федерального собрания, президента, правительства и самого председателя Банка России, что, судя по всему, направлено на обеспечение независимости ЦБ, так как при этом ни у кого не будет большинства в данном органе. Что касается совета директоров Банка России, то его члены "назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации" (ст. 15), что также можно рассматривать как элемент баланса сил в контексте принципа разделения властей.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)Отсюда следует необходимость проанализировать порядок разработки и принятия единой государственной ДКП. Статьей 12 Закона о ЦБ РФ учрежден Национальный финансовый совет и органы управления Банком России, к полномочиям которого в числе прочего отнесено рассмотрение "проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики" (п. 5 ст. 13). При этом Национальный финансовый совет состоит из представителей обеих палат Федерального собрания, президента, правительства и самого председателя Банка России, что, судя по всему, направлено на обеспечение независимости ЦБ, так как при этом ни у кого не будет большинства в данном органе. Что касается совета директоров Банка России, то его члены "назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации" (ст. 15), что также можно рассматривать как элемент баланса сил в контексте принципа разделения властей.
Ситуация: Как и в какой срок можно обратиться за возвратом переплаты по штрафу за нарушение ПДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Банк России, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, если иное не установлено БК РФ (ст. 6 БК РФ).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Значительный объем информации аккумулируется в информационных системах и платформах ФНС России: информация о каждом налогоплательщике, регистрационных действиях, финансовом состоянии, начислении и уплате налогов, результатах проведения камеральных и выездных налоговых проверок, первичных документах бухгалтерского учета при проведении налогового мониторинга, субсидированных кредитах, предоставляемых для развития отдельных отраслей народного хозяйства, применения мер налоговой ответственности, мер административной ответственности в случае дисквалификации органов управления. В информационных системах Банка России содержится значительный объем информации о деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организациях, саморегулируемых организациях, подконтрольных Банку России, субъектах национальной платежной системы, движении денежных средств, применяемых мерах ответственности и иная. Росфинмониторинг осуществляет сбор информации о совершении сделок, отвечающих критериям, требующих контроля. В настоящее время вся указанная выше информация хранится разрозненно и используется непосредственно органом, право на сбор которой предоставлен в рамках возложенных на него полномочий. Она становится источником для принятия управленческих решений, экспертно-аналитической деятельности, которая в дальнейшем используется и для совершенствования законодательства РФ, применения мер, направленных на предупреждение совершения финансовых нарушений.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Значительный объем информации аккумулируется в информационных системах и платформах ФНС России: информация о каждом налогоплательщике, регистрационных действиях, финансовом состоянии, начислении и уплате налогов, результатах проведения камеральных и выездных налоговых проверок, первичных документах бухгалтерского учета при проведении налогового мониторинга, субсидированных кредитах, предоставляемых для развития отдельных отраслей народного хозяйства, применения мер налоговой ответственности, мер административной ответственности в случае дисквалификации органов управления. В информационных системах Банка России содержится значительный объем информации о деятельности кредитных организаций, некредитных финансовых организациях, саморегулируемых организациях, подконтрольных Банку России, субъектах национальной платежной системы, движении денежных средств, применяемых мерах ответственности и иная. Росфинмониторинг осуществляет сбор информации о совершении сделок, отвечающих критериям, требующих контроля. В настоящее время вся указанная выше информация хранится разрозненно и используется непосредственно органом, право на сбор которой предоставлен в рамках возложенных на него полномочий. Она становится источником для принятия управленческих решений, экспертно-аналитической деятельности, которая в дальнейшем используется и для совершенствования законодательства РФ, применения мер, направленных на предупреждение совершения финансовых нарушений.
Статья: Регуляторное воздействие Банка России на финансовый рынок в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 1)Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон, были связаны с установлением новых полномочий, позволяющих Совету директоров Банка России, в отличие от ранее действовавшего порядка принятия Банком России нормативных актов, вносить изменения в регуляторные требования своим решением. Возможно, данная положительная новелла, показавшая свою эффективность в сложных условиях, будет и далее реализована в деятельности регулятора. Тем более принимаемые меры, а также деятельность субъектов финансового рынка показывают быструю адаптацию к сложным условиям. Вместе с тем функции Совета директоров Банка России определены ст. 18 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <4>. Представляется, что анализируемые полномочия Совета директоров необходимо закрепить в специальном федеральном законе с учетом длящегося характера правоотношений, связанных с новыми полномочиями органа управления Банка России. Указанная норма должна содержать условия, при которых Совет директоров может переходить в режим оперативного управления финансовым рынком без внесения соответствующих изменений в федеральные законы, например, к таким условиям следует отнести: проведение специальной военной операции, недружественные действия иностранных государств в отношении российского финансового сектора и др.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2023, N 1)Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон, были связаны с установлением новых полномочий, позволяющих Совету директоров Банка России, в отличие от ранее действовавшего порядка принятия Банком России нормативных актов, вносить изменения в регуляторные требования своим решением. Возможно, данная положительная новелла, показавшая свою эффективность в сложных условиях, будет и далее реализована в деятельности регулятора. Тем более принимаемые меры, а также деятельность субъектов финансового рынка показывают быструю адаптацию к сложным условиям. Вместе с тем функции Совета директоров Банка России определены ст. 18 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <4>. Представляется, что анализируемые полномочия Совета директоров необходимо закрепить в специальном федеральном законе с учетом длящегося характера правоотношений, связанных с новыми полномочиями органа управления Банка России. Указанная норма должна содержать условия, при которых Совет директоров может переходить в режим оперативного управления финансовым рынком без внесения соответствующих изменений в федеральные законы, например, к таким условиям следует отнести: проведение специальной военной операции, недружественные действия иностранных государств в отношении российского финансового сектора и др.