Организация учебного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация учебного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Отнесение к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных учреждениях, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373
(ред. от 25.10.2023)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59599)Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599
(ред. от 25.10.2023)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59599)Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599
Интервью: Борис Елисеев: "Каждому авиатору "ясное" правосознание"
("Юрист", 2021, N 5)- У вуза уже был такой опыт. В 2016 г. государственная комиссия в Москве принимала защиты дипломных работ дистанционно. Студенты находились в наших филиалах высшего образования в Иркутске и Ростове-на-Дону. К слову, необходимость решения именно этой проблемы заставила МГТУ ГА еще в 2015 г. заняться системной разработкой электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения, и принять соответствующие локальные акты. В плане организации учебного процесса, практик мы не испытали особых проблем.
("Юрист", 2021, N 5)- У вуза уже был такой опыт. В 2016 г. государственная комиссия в Москве принимала защиты дипломных работ дистанционно. Студенты находились в наших филиалах высшего образования в Иркутске и Ростове-на-Дону. К слову, необходимость решения именно этой проблемы заставила МГТУ ГА еще в 2015 г. заняться системной разработкой электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения, и принять соответствующие локальные акты. В плане организации учебного процесса, практик мы не испытали особых проблем.
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для воплощения в жизнь намеченной цели необходимо добиваться максимальной результативности в вопросе качества реализации образовательных программ всех уровней. Это требует оптимизации подходов в организации учебного процесса, а также в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов за неукоснительным исполнением законодательства об образовании и, соответственно, за соблюдением конституционного права граждан на образование. В рамках проведенного исследования было установлено наличие определенных сложностей, корректировка которых позволит более успешно решать поставленные задачи.
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для воплощения в жизнь намеченной цели необходимо добиваться максимальной результативности в вопросе качества реализации образовательных программ всех уровней. Это требует оптимизации подходов в организации учебного процесса, а также в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов за неукоснительным исполнением законодательства об образовании и, соответственно, за соблюдением конституционного права граждан на образование. В рамках проведенного исследования было установлено наличие определенных сложностей, корректировка которых позволит более успешно решать поставленные задачи.
Статья: Правовые особенности учета трудозатрат преподавателей высшей медицинской школы
(Седова Н.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Объективная необходимость перехода на смешанную форму организации учебного процесса в высшей медицинской школе обнажила проблемы, которые существовали и ранее, но не влияли так значительно на условия труда преподавателей вузов, как это произошло при доминировании дистанционной формы обучения. Адаптация к ней потребовала дополнительных трудозатрат как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. И оказалось, что правовая регуляция в организации труда работников высшей медицинской школы носит дискретный характер. Некоторые положения прописаны достаточно полно в отдельных законодательных актах, некоторые носят косвенный характер, но есть сферы деятельности преподавателей высшей медицинской школы, нормативов для которых нет вообще. Новые условия организации учебного процесса, научной и воспитательной деятельности в медицинских вузах предполагают ликвидацию односторонности и дефрагментированности их правового обеспечения.
(Седова Н.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)Объективная необходимость перехода на смешанную форму организации учебного процесса в высшей медицинской школе обнажила проблемы, которые существовали и ранее, но не влияли так значительно на условия труда преподавателей вузов, как это произошло при доминировании дистанционной формы обучения. Адаптация к ней потребовала дополнительных трудозатрат как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. И оказалось, что правовая регуляция в организации труда работников высшей медицинской школы носит дискретный характер. Некоторые положения прописаны достаточно полно в отдельных законодательных актах, некоторые носят косвенный характер, но есть сферы деятельности преподавателей высшей медицинской школы, нормативов для которых нет вообще. Новые условия организации учебного процесса, научной и воспитательной деятельности в медицинских вузах предполагают ликвидацию односторонности и дефрагментированности их правового обеспечения.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<59> 24 июля 2020 г. Коваль О.Н. обратилась с заявлением в вуз о возврате уплаченных за обучение денежных средств. Приказом от 28 июля 2020 г. студентка отчислена из университета по собственному желанию. При этом ответчиком истцу отказано в возврате денежных средств с указанием на то, что уплаченные денежные средства уже полностью израсходованы на организацию учебного процесса и возврату не подлежат. Суды исходили из того, что образовательные услуги по обучению на третьем курсе фактически не оказаны, а доказательств несения расходов, связанных с исполнением обязательств по обучению истца на третьем курсе университета, ответчиком не представлено. ВС РФ подчеркнул, что ЗоЗПП регулирует отношения об оказании образовательных услуг. При этом право истца на возврат денежных средств, уплаченных за обучение, не зависит от наличия или отсутствия вины образовательного учреждения, и отказ потребителя от исполнения договора в одностороннем порядке в отсутствие нарушения его прав исполнителем услуг до такого волеизъявления не является критерием применения или неприменения к таким правоотношениям Закона о защите прав потребителей.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)<59> 24 июля 2020 г. Коваль О.Н. обратилась с заявлением в вуз о возврате уплаченных за обучение денежных средств. Приказом от 28 июля 2020 г. студентка отчислена из университета по собственному желанию. При этом ответчиком истцу отказано в возврате денежных средств с указанием на то, что уплаченные денежные средства уже полностью израсходованы на организацию учебного процесса и возврату не подлежат. Суды исходили из того, что образовательные услуги по обучению на третьем курсе фактически не оказаны, а доказательств несения расходов, связанных с исполнением обязательств по обучению истца на третьем курсе университета, ответчиком не представлено. ВС РФ подчеркнул, что ЗоЗПП регулирует отношения об оказании образовательных услуг. При этом право истца на возврат денежных средств, уплаченных за обучение, не зависит от наличия или отсутствия вины образовательного учреждения, и отказ потребителя от исполнения договора в одностороннем порядке в отсутствие нарушения его прав исполнителем услуг до такого волеизъявления не является критерием применения или неприменения к таким правоотношениям Закона о защите прав потребителей.
Статья: Разногласия по графику неполного рабочего времени: позиции судов
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Истец не обязана доказывать объективную необходимость требуемого ею режима неполного рабочего времени, его согласованность с организацией учебного процесса в учреждении. Эти обстоятельства не определены в качестве значимых в ч. 1 ст. 93 ТК РФ и в ч. 3 ст. 256 ТК РФ.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 7)Истец не обязана доказывать объективную необходимость требуемого ею режима неполного рабочего времени, его согласованность с организацией учебного процесса в учреждении. Эти обстоятельства не определены в качестве значимых в ч. 1 ст. 93 ТК РФ и в ч. 3 ст. 256 ТК РФ.
Статья: Влияние университетского устава на развитие высшей школы в Российской империи в XIX веке
(Шмелев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Устав 1884 года можно считать одним из самых жестких университетских уставов в Российской империи. Он состоял из 6 разделов, которые включали в себя структуру университета и органов управления, организацию учебного процесса, права и обязанности студентов и преподавателей. Важно, что по этому Уставу контроль правительственной власти сводился не к указанию, какие научные истины нужно исследовать, и даже не к ограничению свободы мысли, как многие ошибочно полагают. Вмешательство правительственной власти главным образом осуществлялось на этапе выработки и утверждения учебного плана преподавания, что также не может быть поддержано. Следовательно, университетский устав в период Российской империи - законодательный акт, регулирующий деятельность университетского сообщества.
(Шмелев А.А.)
("Современное право", 2024, N 7)Устав 1884 года можно считать одним из самых жестких университетских уставов в Российской империи. Он состоял из 6 разделов, которые включали в себя структуру университета и органов управления, организацию учебного процесса, права и обязанности студентов и преподавателей. Важно, что по этому Уставу контроль правительственной власти сводился не к указанию, какие научные истины нужно исследовать, и даже не к ограничению свободы мысли, как многие ошибочно полагают. Вмешательство правительственной власти главным образом осуществлялось на этапе выработки и утверждения учебного плана преподавания, что также не может быть поддержано. Следовательно, университетский устав в период Российской империи - законодательный акт, регулирующий деятельность университетского сообщества.
Статья: Тенденции развития высшего образования в цифровой экономике
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Так, например, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для планомерной и системной организации учебного процесса в период коронавирусной инфекции для дистанционного обучения студентов используется компьютерное средство "Система дистанционного обучения. Портфолио студента" на сайте вуза. Это средство не только предполагает систематизированный доступ к учебно-методическому обеспечению курсов, но и позволяет эффективно управлять учебным процессом. Технология онлайн-образования активно используется также профессорско-преподавательским составом для проведения занятий в виртуальной образовательной среде, в режиме вебинара, при организации заседаний студенческих научных кружков, круглых столов и международных научно-практических конференций.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)Так, например, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для планомерной и системной организации учебного процесса в период коронавирусной инфекции для дистанционного обучения студентов используется компьютерное средство "Система дистанционного обучения. Портфолио студента" на сайте вуза. Это средство не только предполагает систематизированный доступ к учебно-методическому обеспечению курсов, но и позволяет эффективно управлять учебным процессом. Технология онлайн-образования активно используется также профессорско-преподавательским составом для проведения занятий в виртуальной образовательной среде, в режиме вебинара, при организации заседаний студенческих научных кружков, круглых столов и международных научно-практических конференций.
Статья: Коммерческий подкуп: анализ судебной практики
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Думаю, что в ходе расследования преступления правоохранительные органы изучат процесс подготовки летного состава авиакомпании, ведь вопросы возникают к организации учебного процесса в целом, а также аттестации летного состава. Судя по всему, допуск к управлению новыми моделями самолетов сулит экипажу корабля повышение зарплаты, новые направления полетов и т.д., что, в свою очередь, порождает желание быть первыми в числе "счастливчиков".
(Кирина А.)
("Трудовое право", 2021, N 7)Думаю, что в ходе расследования преступления правоохранительные органы изучат процесс подготовки летного состава авиакомпании, ведь вопросы возникают к организации учебного процесса в целом, а также аттестации летного состава. Судя по всему, допуск к управлению новыми моделями самолетов сулит экипажу корабля повышение зарплаты, новые направления полетов и т.д., что, в свою очередь, порождает желание быть первыми в числе "счастливчиков".
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Как известно, центральным образовательным правоотношением является педагогический процесс, который включает обучение и воспитание <6>. При этом результат образовательной деятельности предполагает сохранение и повышение интеллектуального потенциала человека <7>. Однако качество образования - это не только конкретный результат обучения, который сложно измерить, учитывая значительную долю относительности результата. Речь идет о том, что качество рассматривается как комплексный показатель, который должен учитывать и качество организации учебного процесса, а также соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям <8>.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Как известно, центральным образовательным правоотношением является педагогический процесс, который включает обучение и воспитание <6>. При этом результат образовательной деятельности предполагает сохранение и повышение интеллектуального потенциала человека <7>. Однако качество образования - это не только конкретный результат обучения, который сложно измерить, учитывая значительную долю относительности результата. Речь идет о том, что качество рассматривается как комплексный показатель, который должен учитывать и качество организации учебного процесса, а также соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям <8>.
Статья: Проблемы правового регулирования экономических (хозяйственных) отношений как одно из направлений научных исследований на юридическом факультете Ленгосуниверситета в период с 1944 по 1990-е годы (историографический очерк)
(Лебедев К.К.)
("Третейский суд", 2022, N 4)<25> На юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова эти предметы разделены: наряду с кафедрой гражданского права созданы две кафедры - кафедра предпринимательского права и кафедра коммерческого права и основ правоведения - и читаются два основных курса. Как показывает опыт преподавания предпринимательского (коммерческого) права, возможны и другие варианты организации учебного процесса в юридическом вузе.
(Лебедев К.К.)
("Третейский суд", 2022, N 4)<25> На юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова эти предметы разделены: наряду с кафедрой гражданского права созданы две кафедры - кафедра предпринимательского права и кафедра коммерческого права и основ правоведения - и читаются два основных курса. Как показывает опыт преподавания предпринимательского (коммерческого) права, возможны и другие варианты организации учебного процесса в юридическом вузе.