Организация работы архивов судов
Подборка наиболее важных документов по запросу Организация работы архивов судов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация работы архива в районном суде
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)"Администратор суда", 2023, N 4
(Горюнов В.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)"Администратор суда", 2023, N 4
Статья: Электронный архив суда
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)С 2013 г. в судах общей юрисдикции Российской Федерации были созданы условия для организации работы электронных архивов, с оговоренным условием "при наличии технической возможности" <4>. Речь идет о нескольких Приказах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: от 3 июля 2013 г. N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид", от 19 марта 2019 г. N 56 "Об утверждении Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции" (далее - Инструкция N 56), от 1 июля 2019 г. N 124 "Об утверждении Правил формирования электронного хранилища дел и документов судов общей юрисдикции" <5>. Однако Судебный департамент издал перечисленные выше акты еще до разработки уполномоченным федеральным государственном органом исполнительной власти - Федеральным архивным агентством (Росархивом), Приказа от 15 июня 2020 г. N 69 "Типовые функциональные требования к системам хранения электронных документов в архивах государственных органов" <6> (далее - Типовые требования). В рассматриваемом Приказе определяются функциональные требования к СЭД и СХЭД в государственных органах РФ. Следовательно, на данные общегосударственные правила должен ориентироваться и Судебный департамент, реализуя задачи цифровизации в федеральных судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах России. В том числе посредством деятельности подотчетного ему Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Наряду с понятием "электронный архив" в современном судебном архивном делопроизводстве применимы системообразующие термины, зафиксированные в Типовых требованиях, в том числе: "база данных", "носители информации", "файл документа" и другие. В п. 2.6 Типовых требований закреплены важнейшие правила, образующие перспективные задачи для организации судебного администрирования - это не только создание модели внутреннего взаимодействия СЭД и СХЭД на основе стандартизированных протоколов обмена данными, но и информационное сотрудничество с иными системами, в том числе предоставляющими государственные услуги и исполняющими государственные функции. Практическим инструментарием для создания систем хранения электронных документов, согласно Типовым правилам, является многокритериальный поиск документов и их совокупностей (п. 2.8). Уже на этапе СЭД, то есть до реализации задач архивного делопроизводства, в организациях, стремящихся создавать и хранить массивы документации в электронном виде, должны быть созданы и реализованы системы защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения документа. Таким образом, появление полноценных электронных архивов в судах может быть результатом налаженной текущей работы аппарата судов по формированию электронных файлов всех документов, поступающих и создающихся в ходе судебной деятельности, с учетом видов документационных потоков. Особенность формируемой СЭД в судах заключается в присутствии в ней процессуально значимых для разрешения судебных конфликтов документов, а также судебных актов, вынесенных именем Российской Федерации. Специальный и значимый информационный сегмент образуют документы из СЭД, относимые к непроцессуальным, внепроцессуальным и организационным (в том числе внутренним, управленческим) документам судов.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)С 2013 г. в судах общей юрисдикции Российской Федерации были созданы условия для организации работы электронных архивов, с оговоренным условием "при наличии технической возможности" <4>. Речь идет о нескольких Приказах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации: от 3 июля 2013 г. N 132 "Об утверждении Временного регламента перевода документов федеральных судов общей юрисдикции в электронный вид", от 19 марта 2019 г. N 56 "Об утверждении Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции" (далее - Инструкция N 56), от 1 июля 2019 г. N 124 "Об утверждении Правил формирования электронного хранилища дел и документов судов общей юрисдикции" <5>. Однако Судебный департамент издал перечисленные выше акты еще до разработки уполномоченным федеральным государственном органом исполнительной власти - Федеральным архивным агентством (Росархивом), Приказа от 15 июня 2020 г. N 69 "Типовые функциональные требования к системам хранения электронных документов в архивах государственных органов" <6> (далее - Типовые требования). В рассматриваемом Приказе определяются функциональные требования к СЭД и СХЭД в государственных органах РФ. Следовательно, на данные общегосударственные правила должен ориентироваться и Судебный департамент, реализуя задачи цифровизации в федеральных судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах России. В том числе посредством деятельности подотчетного ему Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Наряду с понятием "электронный архив" в современном судебном архивном делопроизводстве применимы системообразующие термины, зафиксированные в Типовых требованиях, в том числе: "база данных", "носители информации", "файл документа" и другие. В п. 2.6 Типовых требований закреплены важнейшие правила, образующие перспективные задачи для организации судебного администрирования - это не только создание модели внутреннего взаимодействия СЭД и СХЭД на основе стандартизированных протоколов обмена данными, но и информационное сотрудничество с иными системами, в том числе предоставляющими государственные услуги и исполняющими государственные функции. Практическим инструментарием для создания систем хранения электронных документов, согласно Типовым правилам, является многокритериальный поиск документов и их совокупностей (п. 2.8). Уже на этапе СЭД, то есть до реализации задач архивного делопроизводства, в организациях, стремящихся создавать и хранить массивы документации в электронном виде, должны быть созданы и реализованы системы защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения документа. Таким образом, появление полноценных электронных архивов в судах может быть результатом налаженной текущей работы аппарата судов по формированию электронных файлов всех документов, поступающих и создающихся в ходе судебной деятельности, с учетом видов документационных потоков. Особенность формируемой СЭД в судах заключается в присутствии в ней процессуально значимых для разрешения судебных конфликтов документов, а также судебных актов, вынесенных именем Российской Федерации. Специальный и значимый информационный сегмент образуют документы из СЭД, относимые к непроцессуальным, внепроцессуальным и организационным (в том числе внутренним, управленческим) документам судов.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"10. В структуре делопроизводства арбитражного суда особо выделяется организация работы архива.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"10. В структуре делопроизводства арбитражного суда особо выделяется организация работы архива.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления суда апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение суда первой инстанции, указав, что суд апелляционной инстанции, принимая отличное от суда первой инстанции решение, не располагал наряду с письменным ответом профсоюзов работников торговли, данным суду первой инстанции, иными документами, касающимися спорного периода работы Ч. Ответ профсоюза работников торговли, полученный по запросу суда апелляционной инстанции, не содержал иной информации о спорном периоде работы Ч., чем ответ данной организации, направленный в суд первой инстанции, при этом суд апелляционной инстанции не произвел запросы в архивы для получения дополнительных сведений и отклонил ходатайство представителя Ч. о направлении запросов в архивы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления суда апелляционной и кассационной инстанций и оставила в силе решение суда первой инстанции, указав, что суд апелляционной инстанции, принимая отличное от суда первой инстанции решение, не располагал наряду с письменным ответом профсоюзов работников торговли, данным суду первой инстанции, иными документами, касающимися спорного периода работы Ч. Ответ профсоюза работников торговли, полученный по запросу суда апелляционной инстанции, не содержал иной информации о спорном периоде работы Ч., чем ответ данной организации, направленный в суд первой инстанции, при этом суд апелляционной инстанции не произвел запросы в архивы для получения дополнительных сведений и отклонил ходатайство представителя Ч. о направлении запросов в архивы.
Статья: Особенности организации архивного дела в судах России и Беларуси
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Правила работы государственных архивов в Белоруссии определяют их основные полномочия по отношению к источникам комплектования, состоящие в согласовании проектов: сводных номенклатур дел судов (по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет, для районных (городских) судов - с соответствующим государственным архивом и структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполнительного комитета), положений об архивах судов и об экспертных комиссиях судов. На каждый суд - источник комплектования в государственном архиве заводится карточка учета работы государственного архива с организацией <10>, а также наблюдательное дело. В наблюдательное дело включаются: положение об архиве, положение об экспертной комиссии, инструкция по ведению делопроизводства, утверждаемая председателем Верховного суда Республики Беларусь, контрольные экземпляры описей дел постоянного хранения и по личному составу, акты о выделении к уничтожению документов, документы о проведении проверок и другое. Задачи, установленные в Правилах работы архивов государственных органов Республики Беларусь, создают основу для развития локального нормативного правового регулирования в судах. Таких задач пять: комплектование архива документами; учет и обеспечение сохранности документов; обеспечение использования документов; подготовка и передача документов в государственный архив в установленных законодательством Республики Беларусь случаях; осуществление методического руководства и анализ состояния архивного дела.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2022, N 2)Правила работы государственных архивов в Белоруссии определяют их основные полномочия по отношению к источникам комплектования, состоящие в согласовании проектов: сводных номенклатур дел судов (по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет, для районных (городских) судов - с соответствующим государственным архивом и структурным подразделением по архивам и делопроизводству областного (Минского городского) исполнительного комитета), положений об архивах судов и об экспертных комиссиях судов. На каждый суд - источник комплектования в государственном архиве заводится карточка учета работы государственного архива с организацией <10>, а также наблюдательное дело. В наблюдательное дело включаются: положение об архиве, положение об экспертной комиссии, инструкция по ведению делопроизводства, утверждаемая председателем Верховного суда Республики Беларусь, контрольные экземпляры описей дел постоянного хранения и по личному составу, акты о выделении к уничтожению документов, документы о проведении проверок и другое. Задачи, установленные в Правилах работы архивов государственных органов Республики Беларусь, создают основу для развития локального нормативного правового регулирования в судах. Таких задач пять: комплектование архива документами; учет и обеспечение сохранности документов; обеспечение использования документов; подготовка и передача документов в государственный архив в установленных законодательством Республики Беларусь случаях; осуществление методического руководства и анализ состояния архивного дела.
Статья: Надзор за расследованием дел о неуважении к суду
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2021, N 6)<1> См.: Отчеты о работе органов дознания Федеральной службы судебных приставов за 12 месяцев 2019 и 2020 гг. (форма 1-Е) // Архив Управления организации дознания ФССП России.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2021, N 6)<1> См.: Отчеты о работе органов дознания Федеральной службы судебных приставов за 12 месяцев 2019 и 2020 гг. (форма 1-Е) // Архив Управления организации дознания ФССП России.
Статья: Н.И. Тургенев и его концепция судебной реформы
(Чижков С.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)И все же чудесным образом записка Тургенева "Судебная реформа" дошла до нас. Мордвинов еще в 1822 г. для себя собственноручно ее переписал. Когда на рубеже XIX - XX вв. велась работа с архивом Мордвиновых, этот документ был обнаружен и опубликован в шестом томе "Архива графов Мордвиновых". К сожалению, этот важнейший документ русской правовой мысли все еще не введен в научный оборот. Более поздние его работы по вопросам организации судебной системы и суда присяжных, опубликованные в самом конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в., изданы и продолжают издаваться, но не записка. Предлагаем ее вашему вниманию. Документ во многих отношениях действительно уникальный.
(Чижков С.Л.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)И все же чудесным образом записка Тургенева "Судебная реформа" дошла до нас. Мордвинов еще в 1822 г. для себя собственноручно ее переписал. Когда на рубеже XIX - XX вв. велась работа с архивом Мордвиновых, этот документ был обнаружен и опубликован в шестом томе "Архива графов Мордвиновых". К сожалению, этот важнейший документ русской правовой мысли все еще не введен в научный оборот. Более поздние его работы по вопросам организации судебной системы и суда присяжных, опубликованные в самом конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в., изданы и продолжают издаваться, но не записка. Предлагаем ее вашему вниманию. Документ во многих отношениях действительно уникальный.
Статья: Содержание деятельности администратора суда в организации ведения архивного делопроизводства в районных судах Российской Федерации
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Учитывая должностной статус администратора суда как руководителя, а также ориентиры на развитие организационно-управленческих методов в обеспечении судопроизводства <14>, представляется нецелесообразным отказываться от ресурсной возможности администратора суда в оптимизации ведения судебного делопроизводства, в том числе организации архивного дела. На основе проведенного и представленного в настоящей статье эмпирического исследования, принимая во внимание двадцатилетний опыт работы администраторов судов, возможно внести изменения в п. 5 ст. 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", закрепив конкретизированное полномочие указанного должностного лица: "...осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; совместно с начальниками соответствующих структурных подразделений, на основании распоряжений председателя суда, участвует в организации ведения первичного статистического наблюдения и формирования установленных форм отчетности, судебного делопроизводства и архива". Данные изменения ни в коем случае не будут умалять статус администратора суда, а закрепят деятельный характер правоотношений между управлениями Судебного департаментами и ответственными должностными лицами районных судов. Кроме того, предложенная формулировка позволит зафиксировать имеющееся равенство субъектов в соответствии с имеющимися позициями Указа Президента Российской Федерации "О реестре должностей государственной гражданской службы". Должности начальников отделов в районных судах также относятся к ведущей группе должностей категории "руководители" (14-1-3-043). Следовательно, предлагаемые изменения в федеральное законодательство позволят установить принцип взаимодействия администраторов судов (как работников системы Судебного департамента) и начальников отделов районных судов (являющихся работниками судов - органов судебной ветви государственной власти) в содержании: взаимной обусловленности действий и их точного и полного распределения, взаимной ответственности, взаимного стремления к высокому качеству обеспечения правосудия в районном суде. Исходя из имеющихся полномочий управлений Судебного департамента <15> данные федеральные территориальные структуры обязаны осуществлять постоянный мониторинг ведения работы по организации судебного делопроизводства, в том числе и архивного дела, в районных судах. В случае обнаружения ими недостатков администраторы судов должны быть организаторами совершенствования данной деятельности и обеспечивать необходимый контроль исполнения.
(Жолобов Я.Б., Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2021, N 4)Учитывая должностной статус администратора суда как руководителя, а также ориентиры на развитие организационно-управленческих методов в обеспечении судопроизводства <14>, представляется нецелесообразным отказываться от ресурсной возможности администратора суда в оптимизации ведения судебного делопроизводства, в том числе организации архивного дела. На основе проведенного и представленного в настоящей статье эмпирического исследования, принимая во внимание двадцатилетний опыт работы администраторов судов, возможно внести изменения в п. 5 ст. 19 Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", закрепив конкретизированное полномочие указанного должностного лица: "...осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; совместно с начальниками соответствующих структурных подразделений, на основании распоряжений председателя суда, участвует в организации ведения первичного статистического наблюдения и формирования установленных форм отчетности, судебного делопроизводства и архива". Данные изменения ни в коем случае не будут умалять статус администратора суда, а закрепят деятельный характер правоотношений между управлениями Судебного департаментами и ответственными должностными лицами районных судов. Кроме того, предложенная формулировка позволит зафиксировать имеющееся равенство субъектов в соответствии с имеющимися позициями Указа Президента Российской Федерации "О реестре должностей государственной гражданской службы". Должности начальников отделов в районных судах также относятся к ведущей группе должностей категории "руководители" (14-1-3-043). Следовательно, предлагаемые изменения в федеральное законодательство позволят установить принцип взаимодействия администраторов судов (как работников системы Судебного департамента) и начальников отделов районных судов (являющихся работниками судов - органов судебной ветви государственной власти) в содержании: взаимной обусловленности действий и их точного и полного распределения, взаимной ответственности, взаимного стремления к высокому качеству обеспечения правосудия в районном суде. Исходя из имеющихся полномочий управлений Судебного департамента <15> данные федеральные территориальные структуры обязаны осуществлять постоянный мониторинг ведения работы по организации судебного делопроизводства, в том числе и архивного дела, в районных судах. В случае обнаружения ими недостатков администраторы судов должны быть организаторами совершенствования данной деятельности и обеспечивать необходимый контроль исполнения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;
Статья: Цифровая трансформация судебной деятельности в современной России
(Фомин А.А.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Основополагающей автоматизированной информационной системой, обеспечивающей ведение и хранение баз данных арбитражного суда и автоматизацию процессов делопроизводства, является программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство" (ПК САД). В состав комплекса входят подсистемы "Судопроизводство", "Судебная статистика", "Делопроизводство" <6>. Так, в рамках ПК САД возможны: организация распределения судебных дел между судебными коллегиями, составами и судьями; создание текстов процессуальных документов и их последующее опубликование; ведение журналов учета, архива, работа с корреспонденцией, формирование отчетностей (в том числе статистических) и т.д. Все процессы автоматизации делопроизводства обеспечиваются также за счет внедренных в данную информационную систему сервисов "Дело" и "СЭДО".
(Фомин А.А.)
("Администратор суда", 2024, N 3)Основополагающей автоматизированной информационной системой, обеспечивающей ведение и хранение баз данных арбитражного суда и автоматизацию процессов делопроизводства, является программный комплекс "Судебно-арбитражное делопроизводство" (ПК САД). В состав комплекса входят подсистемы "Судопроизводство", "Судебная статистика", "Делопроизводство" <6>. Так, в рамках ПК САД возможны: организация распределения судебных дел между судебными коллегиями, составами и судьями; создание текстов процессуальных документов и их последующее опубликование; ведение журналов учета, архива, работа с корреспонденцией, формирование отчетностей (в том числе статистических) и т.д. Все процессы автоматизации делопроизводства обеспечиваются также за счет внедренных в данную информационную систему сервисов "Дело" и "СЭДО".