Органическое сельское хозяйство
Подборка наиболее важных документов по запросу Органическое сельское хозяйство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Амортизация как источник финансирования и оптимизация затрат при переходе на органическое сельское хозяйство в Российской Федерации
(Клычова Г.С., Овчинникова М.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12
(Клычова Г.С., Овчинникова М.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12
Статья: Устойчивое ("зеленое") развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии
(Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В 2017 г. Международный комитет по развитию органического сельского хозяйства (IFOAM) принял решение о переходе на новый этап развития Organic 3.0, производство которой должно ориентироваться на решение таких глобальных проблем, как смягчение негативных последствий изменения климата, сохранение биоразнообразия, борьба с голодом <21>.
(Воронина Н.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)В 2017 г. Международный комитет по развитию органического сельского хозяйства (IFOAM) принял решение о переходе на новый этап развития Organic 3.0, производство которой должно ориентироваться на решение таких глобальных проблем, как смягчение негативных последствий изменения климата, сохранение биоразнообразия, борьба с голодом <21>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции
(ред. от 31.07.2025)
"Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 8. Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции
Распоряжение Правительства РФ от 04.07.2023 N 1788-р
(ред. от 08.05.2025)
<Об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года>1. Общая характеристика состояния органического
(ред. от 08.05.2025)
<Об утверждении Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года>1. Общая характеристика состояния органического
Статья: Об основных направлениях развития экологического предпринимательства в современной России
(Федорова П.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)- органическое сельское хозяйство (производство аграрной продукции без использования пестицидов и ГМО, развитие городского фермерства и др.);
(Федорова П.А.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)- органическое сельское хозяйство (производство аграрной продукции без использования пестицидов и ГМО, развитие городского фермерства и др.);
Статья: Экономическая экспертиза урожайности: оценка и анализ
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)1. Клычова Г.С., Овчинникова М.С. Тенденции развития рынка органического сельского хозяйства: зарубежный и российский опыт // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. Вып. 12. С. 2204 - 2219. URL: https://doi.org/10.24891/ea.22.12.2204.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)1. Клычова Г.С., Овчинникова М.С. Тенденции развития рынка органического сельского хозяйства: зарубежный и российский опыт // Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. Вып. 12. С. 2204 - 2219. URL: https://doi.org/10.24891/ea.22.12.2204.
Статья: Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Законы Воронежской области и Республики Татарстан воспроизводят нормы из статьи 8 Федерального закона об органической продукции, касающиеся переходного периода для создания органического сельского хозяйства и производства органической продукции и о запрете размещения маркировки оргпродукции на упаковке и таре продукции, произведенной в переходный период. При этом в статье 5 Закона Воронежской области дополнительно введено понятие "параллельное производство". В рамках такого производства производитель оргпродукции может иметь производственные единицы, на которых осуществляется и производство оргпродукции, и традиционное сельскохозяйственное производство. Также в рассматриваемом Законе специально оговаривается условие раздельного хранения продукции и содержания животных при переходе к производству органической продукции в параллельном производстве. Несомненно, региональный законодатель основывается на требовании, закрепленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона об органической продукции, об обособлении производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Законы Воронежской области и Республики Татарстан воспроизводят нормы из статьи 8 Федерального закона об органической продукции, касающиеся переходного периода для создания органического сельского хозяйства и производства органической продукции и о запрете размещения маркировки оргпродукции на упаковке и таре продукции, произведенной в переходный период. При этом в статье 5 Закона Воронежской области дополнительно введено понятие "параллельное производство". В рамках такого производства производитель оргпродукции может иметь производственные единицы, на которых осуществляется и производство оргпродукции, и традиционное сельскохозяйственное производство. Также в рассматриваемом Законе специально оговаривается условие раздельного хранения продукции и содержания животных при переходе к производству органической продукции в параллельном производстве. Несомненно, региональный законодатель основывается на требовании, закрепленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона об органической продукции, об обособлении производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической.
Статья: Доктрина продовольственной безопасности - правовая основа органического производства
(Никодимов И.Ю., Земсков Ю.В., Шаповалов Н.И., Мотякова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Органическое производство приобретает сегодня особую популярность. Не последнюю роль в этом играет право. Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) сельхозпроизводителю предоставляется переходный период, в течение которого он обязан внедрить правила ведения органического сельского хозяйства и начать производство органической продукции согласно действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции. По информации Комитета по сельскому хозяйству ООН, высказанной на пятнадцатой сессии, проходившей в Риме 25 - 29 января 1999 г., в некоторых развитых странах органическое сельское хозяйство стало составлять значительную часть продовольственной системы (10 процентов в Австрии, 7,8 процента в Швейцарии), а во многих других странах темпы роста превышают 20 процентов в год (например, в США, Франции, Японии, Сингапуре) <2>. Подобная тенденция прослеживается в России, при этом делается особый упор на правовое регулирование органического производства.
(Никодимов И.Ю., Земсков Ю.В., Шаповалов Н.И., Мотякова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)Органическое производство приобретает сегодня особую популярность. Не последнюю роль в этом играет право. Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) сельхозпроизводителю предоставляется переходный период, в течение которого он обязан внедрить правила ведения органического сельского хозяйства и начать производство органической продукции согласно действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции. По информации Комитета по сельскому хозяйству ООН, высказанной на пятнадцатой сессии, проходившей в Риме 25 - 29 января 1999 г., в некоторых развитых странах органическое сельское хозяйство стало составлять значительную часть продовольственной системы (10 процентов в Австрии, 7,8 процента в Швейцарии), а во многих других странах темпы роста превышают 20 процентов в год (например, в США, Франции, Японии, Сингапуре) <2>. Подобная тенденция прослеживается в России, при этом делается особый упор на правовое регулирование органического производства.
Статья: Проблемы бухгалтерского учета экологических затрат в растениеводстве на современном этапе
(Клычова Г.С., Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)28. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. N 4-2. С. 114 - 121. URL: https://vestnik-kazgau.ru/images/archive/2019/5/021%20klych%202.pdf.
(Клычова Г.С., Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)28. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. N 4-2. С. 114 - 121. URL: https://vestnik-kazgau.ru/images/archive/2019/5/021%20klych%202.pdf.
Статья: Нефинансовая отчетность организаций: этапы и процедуры подготовки
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р., Мухамедзянов К.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)6. Закирова А.Р., Клычова Г.С., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. N 4-2. С. 114 - 121. URL: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-114-121.
(Клычова Г.С., Салахутдинова Э.Р., Мухамедзянов К.З.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)6. Закирова А.Р., Клычова Г.С., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14. N 4-2. С. 114 - 121. URL: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-114-121.
Статья: Проблемы государственного суверенитета в разрезе глобализации: органическая сельскохозяйственная продукция
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Аналогичная ситуация наблюдается и в Австрии, где предложения Регламента ЕС по ослаблению существующих запретов на производство органической продукции с использованием генетически модифицированных культур представляют опасность для области органической сельскохозяйственной продукции. Австрия использует под сертифицированное органическое сельское хозяйство более 25% имеющихся в стране сельскохозяйственных угодий, и внесение послабления для применения ГМО в производстве пищевых продуктов ставит под угрозу производство национальной органической продукции. Венгрия и Словения находятся в таком же положении, инициативы Регламента ЕС не учитывают конкретных государственных особенностей ведения сельского хозяйства, в том числе органического. BIO Austria - компания, считающаяся одной из крупных организаций в Европе, объединившая органических производителей, трактует, что внесение изменений в действующий Регламент ЕС даст возможность производителям применять генно-инженерные технологии в производстве органической продукции, что является явным противоречием существующим стандартам производства органической продукции не только в Европе, но и во всем мире <14>.
(Гусева Т.А., Гончарова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Аналогичная ситуация наблюдается и в Австрии, где предложения Регламента ЕС по ослаблению существующих запретов на производство органической продукции с использованием генетически модифицированных культур представляют опасность для области органической сельскохозяйственной продукции. Австрия использует под сертифицированное органическое сельское хозяйство более 25% имеющихся в стране сельскохозяйственных угодий, и внесение послабления для применения ГМО в производстве пищевых продуктов ставит под угрозу производство национальной органической продукции. Венгрия и Словения находятся в таком же положении, инициативы Регламента ЕС не учитывают конкретных государственных особенностей ведения сельского хозяйства, в том числе органического. BIO Austria - компания, считающаяся одной из крупных организаций в Европе, объединившая органических производителей, трактует, что внесение изменений в действующий Регламент ЕС даст возможность производителям применять генно-инженерные технологии в производстве органической продукции, что является явным противоречием существующим стандартам производства органической продукции не только в Европе, но и во всем мире <14>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, а также на развитие органического сельского хозяйства.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ, а также на развитие органического сельского хозяйства.
Статья: Организация аналитического учета экологических затрат на предприятиях растениеводства
(Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)20. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 14. N 4. С. 114 - 121. URL: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-114-121.
(Галлямов Э.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)20. Клычова Г.С., Закирова А.Р., Юсупова А.Р., Хайруллина И.М. Развитие бухгалтерского учета при ведении органического сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 14. N 4. С. 114 - 121. URL: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-114-121.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация);
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1) растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация);