Оптимизация налоговых органов



Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимизация налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению налогового органа, налогоплательщик создал схему оптимизации налогообложения с участием взаимозависимых лиц. Предприниматель и его взаимозависимое лицо действовали как единый субъект хозяйственной деятельности. Взаимозависимое лицо не осуществляет реальной деятельности и создано для сохранения льготного режима налогообложения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
По мнению общества, налоговым органом не доказано создание схемы необоснованной налоговой оптимизации путем заключения фиктивных соглашений с физическими лицами, зарегистрированными как самозанятые. В частности, они пользовались своими инструментами, в договорах указывались только конкретные разовые работы.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)
Следующим способом незаконной налоговой оптимизации является так называемая зарплата в конвертах. Еще такую заработную плату принято называть серой <8>. Когда организация-налогоплательщик использует данный способ, она выплачивает своим сотрудникам минимальный размер оплаты труда, установленный российским законодательством, а остальную заработную плату выплачивает теневым способом в так называемых конвертах. Соответственно, такая организация будет выплачивать НДФЛ с доходов своих сотрудников и страховые взносы только с официальной заработной платы, установленной трудовым договором с работником, которая будет существенно ниже его реальной заработной платы. Следовательно, налоговые и страховые отчисления будут тоже существенно ниже тех, которые организация должна уплатить в бюджетную систему страны в рамках закона. По оценкам исследователей объем денежных средств, которые ежегодно не поступают в бюджет от НДФЛ и страховых взносов из-за наличия серых схем выплат заработных плат, составляет около 4,3 трлн руб. в год [7, с. 66]. Поэтому налоговые органы должны выявлять подобные незаконные методы налоговой оптимизации и наказывать налогоплательщиков за их использование, что и происходит на практике. Соответственно, по результатам налоговой проверки работодателю должны быть доначислены неуплаченные суммы НДФЛ и страховых взносов, а также применены меры налоговой ответственности и наложен штраф по статье 122 НК РФ, в отдельных особо крупных случаях сокрытия реальных заработных плат может быть предусмотрена уголовная ответственность по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <9>. Когда налогоплательщик использует такой способ незаконной налоговой оптимизации, налоговый орган может обратить на это внимание по системе 12 критериев риска для компаний, и, в частности, критерия по которому среднемесячная заработная плата работника ниже средней зарплаты в той же категории по региону, где осуществляется деятельность компании и проверить такого недобросовестного работодателя.
Статья: Какие изменения по налогам планируются на 2025 - 2027 гг.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)
Планируется уточнить положения ст. 59 НК РФ о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Так, в целях оптимизации работы налоговых органов будут установлены основания для признания задолженности умершего (признанного умершим) лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае отсутствия в течение трех лет наследников с последующим ее восстановлением, если наследники объявятся. Также до трех лет будет уменьшен существующий пятилетний срок для признания задолженности лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, который исчисляется с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)
Приняв во внимание обычные условия делового оборота, суды учли, что директор должника должен был знать о фактическом наличии вмененной недоимки, отслеживание информации о состоянии расчетов с бюджетом по налогам входит в круг его обязанностей. К тому же задолженность по обязательным платежам доначислена налоговым органом ввиду выявления схемы оптимизации налогообложения, о незаконности которой директор должен был знать, поскольку судебная практика по вопросу о правомерности использования подобной схемы на протяжении длительного периода времени являлась устоявшейся и единообразной.
показать больше документов