Оптимизация налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оптимизация налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщик создал схему оптимизации налогообложения с участием взаимозависимых лиц. Предприниматель и его взаимозависимое лицо действовали как единый субъект хозяйственной деятельности. Взаимозависимое лицо не осуществляет реальной деятельности и создано для сохранения льготного режима налогообложения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, налогоплательщик создал схему оптимизации налогообложения с участием взаимозависимых лиц. Предприниматель и его взаимозависимое лицо действовали как единый субъект хозяйственной деятельности. Взаимозависимое лицо не осуществляет реальной деятельности и создано для сохранения льготного режима налогообложения.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, налоговым органом не доказано создание схемы необоснованной налоговой оптимизации путем заключения фиктивных соглашений с физическими лицами, зарегистрированными как самозанятые. В частности, они пользовались своими инструментами, в договорах указывались только конкретные разовые работы.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, налоговым органом не доказано создание схемы необоснованной налоговой оптимизации путем заключения фиктивных соглашений с физическими лицами, зарегистрированными как самозанятые. В частности, они пользовались своими инструментами, в договорах указывались только конкретные разовые работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Следующим способом незаконной налоговой оптимизации является так называемая зарплата в конвертах. Еще такую заработную плату принято называть серой <8>. Когда организация-налогоплательщик использует данный способ, она выплачивает своим сотрудникам минимальный размер оплаты труда, установленный российским законодательством, а остальную заработную плату выплачивает теневым способом в так называемых конвертах. Соответственно, такая организация будет выплачивать НДФЛ с доходов своих сотрудников и страховые взносы только с официальной заработной платы, установленной трудовым договором с работником, которая будет существенно ниже его реальной заработной платы. Следовательно, налоговые и страховые отчисления будут тоже существенно ниже тех, которые организация должна уплатить в бюджетную систему страны в рамках закона. По оценкам исследователей объем денежных средств, которые ежегодно не поступают в бюджет от НДФЛ и страховых взносов из-за наличия серых схем выплат заработных плат, составляет около 4,3 трлн руб. в год [7, с. 66]. Поэтому налоговые органы должны выявлять подобные незаконные методы налоговой оптимизации и наказывать налогоплательщиков за их использование, что и происходит на практике. Соответственно, по результатам налоговой проверки работодателю должны быть доначислены неуплаченные суммы НДФЛ и страховых взносов, а также применены меры налоговой ответственности и наложен штраф по статье 122 НК РФ, в отдельных особо крупных случаях сокрытия реальных заработных плат может быть предусмотрена уголовная ответственность по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <9>. Когда налогоплательщик использует такой способ незаконной налоговой оптимизации, налоговый орган может обратить на это внимание по системе 12 критериев риска для компаний, и, в частности, критерия по которому среднемесячная заработная плата работника ниже средней зарплаты в той же категории по региону, где осуществляется деятельность компании и проверить такого недобросовестного работодателя.
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Следующим способом незаконной налоговой оптимизации является так называемая зарплата в конвертах. Еще такую заработную плату принято называть серой <8>. Когда организация-налогоплательщик использует данный способ, она выплачивает своим сотрудникам минимальный размер оплаты труда, установленный российским законодательством, а остальную заработную плату выплачивает теневым способом в так называемых конвертах. Соответственно, такая организация будет выплачивать НДФЛ с доходов своих сотрудников и страховые взносы только с официальной заработной платы, установленной трудовым договором с работником, которая будет существенно ниже его реальной заработной платы. Следовательно, налоговые и страховые отчисления будут тоже существенно ниже тех, которые организация должна уплатить в бюджетную систему страны в рамках закона. По оценкам исследователей объем денежных средств, которые ежегодно не поступают в бюджет от НДФЛ и страховых взносов из-за наличия серых схем выплат заработных плат, составляет около 4,3 трлн руб. в год [7, с. 66]. Поэтому налоговые органы должны выявлять подобные незаконные методы налоговой оптимизации и наказывать налогоплательщиков за их использование, что и происходит на практике. Соответственно, по результатам налоговой проверки работодателю должны быть доначислены неуплаченные суммы НДФЛ и страховых взносов, а также применены меры налоговой ответственности и наложен штраф по статье 122 НК РФ, в отдельных особо крупных случаях сокрытия реальных заработных плат может быть предусмотрена уголовная ответственность по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <9>. Когда налогоплательщик использует такой способ незаконной налоговой оптимизации, налоговый орган может обратить на это внимание по системе 12 критериев риска для компаний, и, в частности, критерия по которому среднемесячная заработная плата работника ниже средней зарплаты в той же категории по региону, где осуществляется деятельность компании и проверить такого недобросовестного работодателя.
Статья: Какие изменения по налогам планируются на 2025 - 2027 гг.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется уточнить положения ст. 59 НК РФ о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Так, в целях оптимизации работы налоговых органов будут установлены основания для признания задолженности умершего (признанного умершим) лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае отсутствия в течение трех лет наследников с последующим ее восстановлением, если наследники объявятся. Также до трех лет будет уменьшен существующий пятилетний срок для признания задолженности лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, который исчисляется с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 38)Планируется уточнить положения ст. 59 НК РФ о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании. Так, в целях оптимизации работы налоговых органов будут установлены основания для признания задолженности умершего (признанного умершим) лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае отсутствия в течение трех лет наследников с последующим ее восстановлением, если наследники объявятся. Также до трех лет будет уменьшен существующий пятилетний срок для признания задолженности лица безнадежной к взысканию и ее списания в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа, который исчисляется с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Приняв во внимание обычные условия делового оборота, суды учли, что директор должника должен был знать о фактическом наличии вмененной недоимки, отслеживание информации о состоянии расчетов с бюджетом по налогам входит в круг его обязанностей. К тому же задолженность по обязательным платежам доначислена налоговым органом ввиду выявления схемы оптимизации налогообложения, о незаконности которой директор должен был знать, поскольку судебная практика по вопросу о правомерности использования подобной схемы на протяжении длительного периода времени являлась устоявшейся и единообразной.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Приняв во внимание обычные условия делового оборота, суды учли, что директор должника должен был знать о фактическом наличии вмененной недоимки, отслеживание информации о состоянии расчетов с бюджетом по налогам входит в круг его обязанностей. К тому же задолженность по обязательным платежам доначислена налоговым органом ввиду выявления схемы оптимизации налогообложения, о незаконности которой директор должен был знать, поскольку судебная практика по вопросу о правомерности использования подобной схемы на протяжении длительного периода времени являлась устоявшейся и единообразной.
Статья: Исследование реформ налогового управления в российской практике
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Внедрение АСК "НДС-2" позволило налоговым органам оптимизировать внутрифирменные проверки путем проверки деклараций сразу после их получения на основе электронных книг покупок и продаж, которые должны храниться в АСК [6]. Только за один год применения АСК "НДС-2" количество заявок на возврат НДС, поданных компаниями высокого риска, сократилось в 10 раз [7]. АСК "НДС-2" позволяет определить наличие необоснованных льгот по НДС. Господин Александр Егоричев, начальник отдела внутренних проверок Федеральной налоговой службы Российской Федерации, сказал, что основными пунктами мониторинга через АСК "НДС-2" являются вопросы налоговых деклараций с очевидными нарушениями, сомнительные долги, расхождения в счетах <5>. Благодаря применению АСК "НДС-2" выручка за первое полугодие 2017 г. увеличилась на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5,2 трлн руб.
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Внедрение АСК "НДС-2" позволило налоговым органам оптимизировать внутрифирменные проверки путем проверки деклараций сразу после их получения на основе электронных книг покупок и продаж, которые должны храниться в АСК [6]. Только за один год применения АСК "НДС-2" количество заявок на возврат НДС, поданных компаниями высокого риска, сократилось в 10 раз [7]. АСК "НДС-2" позволяет определить наличие необоснованных льгот по НДС. Господин Александр Егоричев, начальник отдела внутренних проверок Федеральной налоговой службы Российской Федерации, сказал, что основными пунктами мониторинга через АСК "НДС-2" являются вопросы налоговых деклараций с очевидными нарушениями, сомнительные долги, расхождения в счетах <5>. Благодаря применению АСК "НДС-2" выручка за первое полугодие 2017 г. увеличилась на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5,2 трлн руб.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Еще одна значимая проблема носит преимущественно прикладной характер и связана с проводимой оптимизацией территориальных органов исполнительной власти, а также и иных государственных органов, образуемых в городах и районах. Особенно масштабным данный процесс стал в последние годы, будучи во многом связанным с принятием Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 <28>, согласно которому было сокращено 10% федеральных гражданских государственных служащих в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Кабинету министров. Так, в рамках административной реформы за период 2021 - 2023 гг. в 67 субъектах РФ прошла оптимизация территориальных налоговых органов, в том числе связанная с упразднением налоговых инспекций и передачей их полномочий вышестоящим региональным управлениям <29>. С одной стороны, планомерная реализация идеи электронного государства (правительства) способствует осуществлению многих публичных функций (прежде всего оказанию государственных услуг) в онлайн-формате, без непосредственного взаимодействия гражданского служащего и заявителя, что делает работу органа исполнительной власти экстерриториальной. И хотя Государственная программа "Информационное общество" <30> предусматривает перевод до 2030 г. 95% массовых социально значимых услуг в электронный формат, Правительство России констатировало ряд серьезных проблем в достижении данного показателя, поэтому принятая в 2022 г. так называемая Концепция "24/7" <31> предусмотрела экстенсивный рост цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг до конца 2023 г. С другой стороны, массовая реорганизация территориальных органов федеральной исполнительной власти без каких-либо легально установленных параметров создает риск значительного отдаления государства от населения, что может привести к нарушению его прав и свобод, а также значительному снижению потенциала административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Многие авторы также обращают внимание на необходимость более серьезного осмысления начавшейся в 2020 г. административной реформы. Так, А.В. Мартынов, В.В. Черников и И.Ф. Ляпин отмечают отсутствие концептуальных направлений реформы и ее ограниченность только теми органами, которые находятся в ведении Правительства РФ, а также ее нераспространение на "силовой блок" под руководством главы государства <32>; Т.А. Занко обращает внимание на возможность использования инструментария реформы для проведения, как и прежде, субъективной кадровой политики, что не является фактором реальной оптимизации внутренней организации федеральных органов исполнительной власти <33>. Возникает более фундаментальный вопрос о том, какими критериями должна руководствоваться исполнительная власть при выстраивании своей территориальной организации: почему для эффективного осуществления полномочий одним органам достаточно центрального аппарата и региональных управлений, другим - присутствия в административных единицах. Насколько широко должно быть административное усмотрение в этой сфере? Следует согласиться с суждением М.А. Захаровой, что дискреционные полномочия в области создания территориальных органов пока еще не обрели должных нормативных границ, следствие чего - "значительное многообразие подходов к их территориальному построению, что не во всех случаях можно считать оправданным" <34>.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)В современных условиях все чаще привлекаются к ответственности лица по статье УК РФ, посвященной уклонению от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ). Традиционно распространено дробление бизнеса в целях "оптимизации" налогообложения. В случаях, когда подобные схемы обнаруживаются налоговыми и правоохранительными органами, речь может идти не только о налоговой ответственности и необходимости доплатить суммы не уплаченных своевременно налогов, но и об уголовной ответственности, которая становится практически неизбежной, когда речь заходит о группе лиц, организовавшей подобную схему.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)В современных условиях все чаще привлекаются к ответственности лица по статье УК РФ, посвященной уклонению от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ). Традиционно распространено дробление бизнеса в целях "оптимизации" налогообложения. В случаях, когда подобные схемы обнаруживаются налоговыми и правоохранительными органами, речь может идти не только о налоговой ответственности и необходимости доплатить суммы не уплаченных своевременно налогов, но и об уголовной ответственности, которая становится практически неизбежной, когда речь заходит о группе лиц, организовавшей подобную схему.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Несмотря на то что Пояснительная записка к законопроекту также содержит информацию о том, что у налогоплательщика появляется возможность разрешить спорные вопросы с налоговым органом до подачи декларации, данный законопроект носит скорее фискальный характер и направлен на внутреннюю оптимизацию ресурсов налоговых органов и повышение прогнозируемости поступлений налогов в бюджет, а не на правовую определенность в налоговых правоотношениях между участниками налогового мониторинга.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Несмотря на то что Пояснительная записка к законопроекту также содержит информацию о том, что у налогоплательщика появляется возможность разрешить спорные вопросы с налоговым органом до подачи декларации, данный законопроект носит скорее фискальный характер и направлен на внутреннюю оптимизацию ресурсов налоговых органов и повышение прогнозируемости поступлений налогов в бюджет, а не на правовую определенность в налоговых правоотношениях между участниками налогового мониторинга.
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Вышеперечисленные цифровые технологии позволяют сократить трудозатраты сотрудников налоговых органов, что приводит к увеличению их продуктивности и оптимизации налогового органа в целом.
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Вышеперечисленные цифровые технологии позволяют сократить трудозатраты сотрудников налоговых органов, что приводит к увеличению их продуктивности и оптимизации налогового органа в целом.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если автоматизированный анализ выявит признаки возможной незаконной налоговой оптимизации, вопросы со стороны налоговой инспекции практически неизбежны (Письмо ФНС России от 11.11.2024 N АБ-4-20/12835@).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Если автоматизированный анализ выявит признаки возможной незаконной налоговой оптимизации, вопросы со стороны налоговой инспекции практически неизбежны (Письмо ФНС России от 11.11.2024 N АБ-4-20/12835@).