Определение товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 16 "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации" Федерального закона "О защите конкуренции"Признаки ограничения конкуренции (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции) проявляются в определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением и причиненного государству вреда в виде негативных социально-экономических последствий (абз. 3 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.3009 N 11-П). Отсутствие в гражданском законодательстве легальной дефиниции понятия "вред" само по себе не может рассматриваться как вносящее в правовое регулирование неопределенность, не позволяющую субъектам соответствующих правоотношений и правоприменительным органам осознавать и единообразно применять правила поведения, установленные нормами, в которых данное понятие используется, и предвидеть наступление ответственности за их нарушение (п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N 39-П). Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Тот факт, что один из причинителей вреда специальный субъект деликтной ответственности - орган, за который отвечает публичное образование, не исключает применение норм о солидарной ответственности (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.0.2011 N 145).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Вспомним общее определение "товарного рынка" в Законе о защите конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Границы товарного рынка могут быть продуктовыми и географическими. Продуктовые границы товарного рынка - определенный товар, не имеющий заменителей, или совокупность взаимозаменяемых товаров. Географические границы - это территория, при этом географические границы могут быть абсолютно разными, и они не всегда привязаны к территории субъекта (субъектов РФ) или к территории России в целом.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Вспомним общее определение "товарного рынка" в Законе о защите конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Границы товарного рынка могут быть продуктовыми и географическими. Продуктовые границы товарного рынка - определенный товар, не имеющий заменителей, или совокупность взаимозаменяемых товаров. Географические границы - это территория, при этом географические границы могут быть абсолютно разными, и они не всегда привязаны к территории субъекта (субъектов РФ) или к территории России в целом.
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 26 Методики оценки состояния конкуренции при определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям выявляются следующие признаки трансграничности товарного рынка:
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)В соответствии с пунктом 26 Методики оценки состояния конкуренции при определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям выявляются следующие признаки трансграничности товарного рынка:
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"II. Определение временного интервала исследования
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"II. Определение временного интервала исследования
Готовое решение: Как проводить открытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)объединенные товары (работы, услуги) технологически и функционально не связаны, представлены на разных товарных рынках (Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2022 N 305-ЭС21-28588);
(КонсультантПлюс, 2025)объединенные товары (работы, услуги) технологически и функционально не связаны, представлены на разных товарных рынках (Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2022 N 305-ЭС21-28588);
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В свою очередь, определение рыночной стоимости товарного знака, основанное на капитализации, включает следующие процедуры:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)В свою очередь, определение рыночной стоимости товарного знака, основанное на капитализации, включает следующие процедуры:
Статья: Финансовые платформы как новые субъекты конкурентных отношений в контексте цифровизации финансовых рынков
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Финансовые, инвестиционные платформы, являясь продуктом непрерывного развития и изменения (эволюции) в своем первоначальном значении, включают материальные (физические), рыночные и поведенческие условия (факторы), что говорит о цифровой платформе как о полноценной властной участнице рынка, поскольку она организует двухсторонний рынок, не имея при этом активов в виде земли, капитала, материальных ресурсов, обладая самым актуальным ресурсом для такого бизнеса - сетевой инфраструктурой и большими массивами потребительских данных. Д.А. Петров в своей работе ставит проблему глобализации товарного рынка при использовании цифровых технологий, что нивелирует существующее определение товарного рынка, которое утрачивает способность отражения реального положения дел с учетом уже сформированного в некоторых секторах экономики уклада хозяйствования <19>. С такой позицией стоит согласиться ввиду объективных причин учета внешних и внутренних факторов при анализе как географических, так и продуктовых границ, которые теряют фундаментальное понимание при создании национальных цифровых платформ на всех сегментах финансового рынка. Особенность такой модели <20> заключается в том, что на финансовом рынке не возникают проблемы, связанные с необходимостью реального перемещения или потребления материальных ценностей. В основе современной финансовой услуги лежат ускоренный оборот информации о финансовых активах, ускоренная обработка цифровой информации и ее надежная защита. Так формируется полезная стоимость финансовых услуг с помощью современных цифровых технологий. Таким образом, способы оценки рынков финансовых, инвестиционных платформ должны быть иными в сравнении с оценкой традиционных видов рынков. Поэтому выделим ряд особенностей анализа состояния конкуренции на цифровых платформах, которые на данный момент не имеют правового регулирования, однако естественно обусловлены и необходимы при определении границ товарного рынка.
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Финансовые, инвестиционные платформы, являясь продуктом непрерывного развития и изменения (эволюции) в своем первоначальном значении, включают материальные (физические), рыночные и поведенческие условия (факторы), что говорит о цифровой платформе как о полноценной властной участнице рынка, поскольку она организует двухсторонний рынок, не имея при этом активов в виде земли, капитала, материальных ресурсов, обладая самым актуальным ресурсом для такого бизнеса - сетевой инфраструктурой и большими массивами потребительских данных. Д.А. Петров в своей работе ставит проблему глобализации товарного рынка при использовании цифровых технологий, что нивелирует существующее определение товарного рынка, которое утрачивает способность отражения реального положения дел с учетом уже сформированного в некоторых секторах экономики уклада хозяйствования <19>. С такой позицией стоит согласиться ввиду объективных причин учета внешних и внутренних факторов при анализе как географических, так и продуктовых границ, которые теряют фундаментальное понимание при создании национальных цифровых платформ на всех сегментах финансового рынка. Особенность такой модели <20> заключается в том, что на финансовом рынке не возникают проблемы, связанные с необходимостью реального перемещения или потребления материальных ценностей. В основе современной финансовой услуги лежат ускоренный оборот информации о финансовых активах, ускоренная обработка цифровой информации и ее надежная защита. Так формируется полезная стоимость финансовых услуг с помощью современных цифровых технологий. Таким образом, способы оценки рынков финансовых, инвестиционных платформ должны быть иными в сравнении с оценкой традиционных видов рынков. Поэтому выделим ряд особенностей анализа состояния конкуренции на цифровых платформах, которые на данный момент не имеют правового регулирования, однако естественно обусловлены и необходимы при определении границ товарного рынка.
Статья: Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровизации экономики
(Петров Д.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)Все это затрудняет и определение товарного рынка, и анализ состояния конкуренции по существующим правилам, и мониторинг состояния и развития конкуренции, требует пересмотра понятия конкуренции и выработки понятия цифрового товарного рынка.
(Петров Д.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)Все это затрудняет и определение товарного рынка, и анализ состояния конкуренции по существующим правилам, и мониторинг состояния и развития конкуренции, требует пересмотра понятия конкуренции и выработки понятия цифрового товарного рынка.
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Необходимое состояние конкуренции на рынках с участием экосистем может быть достигнуто за счет действующих норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который содержит определение товарного рынка как сферы обращения товара / взаимозаменяемых товаров, в границах которого исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Исходя из этого Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при осуществлении контроля исходит из состояния конкуренции на товарном рынке с учетом его границ, в том числе с учетом воздействия экосистем на товарный рынок и его границы (возможность или целесообразность приобретения товара в рамках экосистемы и за ее пределами).
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Необходимое состояние конкуренции на рынках с участием экосистем может быть достигнуто за счет действующих норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", который содержит определение товарного рынка как сферы обращения товара / взаимозаменяемых товаров, в границах которого исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Исходя из этого Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при осуществлении контроля исходит из состояния конкуренции на товарном рынке с учетом его границ, в том числе с учетом воздействия экосистем на товарный рынок и его границы (возможность или целесообразность приобретения товара в рамках экосистемы и за ее пределами).
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. - Прим. авт.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства. - Прим. авт.
Статья: К вопросу о реализации антимонопольного регулирования и контроля за экономической концентрацией в высокотехнологичном секторе в новых условиях развития цифровых технологий
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)- трудности в определении границ товарных рынков и оценке положения конкретных компаний на нем ввиду того, что традиционные подходы к определению рынка могут быть неадекватны в условиях цифровой экономики, где размываются границы между отраслями и появляются новые виды продуктов и услуг, а также того, что конкуренция на цифровых рынках часто происходит не на уровне цен, а на уровне удобства, функциональности и пользовательского опыта.
(Гриб В.В., Егорова М.А.)
("Юрист", 2025, N 2)- трудности в определении границ товарных рынков и оценке положения конкретных компаний на нем ввиду того, что традиционные подходы к определению рынка могут быть неадекватны в условиях цифровой экономики, где размываются границы между отраслями и появляются новые виды продуктов и услуг, а также того, что конкуренция на цифровых рынках часто происходит не на уровне цен, а на уровне удобства, функциональности и пользовательского опыта.
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Автор не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в рамках данного исследования. По мнению автора, наиболее сбалансированным подходом стало бы гармоничное и аккуратное использование двух критериев в своей комбинации: количественного критерия и критерия определения товарного рынка <4>. Однако постараемся проанализировать, как именно существующая практика относится к малым картельным соглашениям с учетом подхода к количественным аспектам, и кратко опишем опыт иностранных правопорядков.
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Автор не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в рамках данного исследования. По мнению автора, наиболее сбалансированным подходом стало бы гармоничное и аккуратное использование двух критериев в своей комбинации: количественного критерия и критерия определения товарного рынка <4>. Однако постараемся проанализировать, как именно существующая практика относится к малым картельным соглашениям с учетом подхода к количественным аспектам, и кратко опишем опыт иностранных правопорядков.
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Таким образом, применение метода "тест гипотетического монополиста" для определения границ товарного рынка в качестве основного является спорным и вызывает много вопросов на практике. Так, например, еще до внесения изменений в Порядок N 220, которые утвердили "тест гипотетического монополиста" в качестве основного метода определения границ товарного рынка, сложилась негативная судебная практика по данному вопросу (судебное дело N А76-22844/2012) <4>.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Таким образом, применение метода "тест гипотетического монополиста" для определения границ товарного рынка в качестве основного является спорным и вызывает много вопросов на практике. Так, например, еще до внесения изменений в Порядок N 220, которые утвердили "тест гипотетического монополиста" в качестве основного метода определения границ товарного рынка, сложилась негативная судебная практика по данному вопросу (судебное дело N А76-22844/2012) <4>.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Применительно к цифровым рынкам следует учитывать легальное определение товарного рынка. Так, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок является сферой обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Применительно к цифровым рынкам следует учитывать легальное определение товарного рынка. Так, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок является сферой обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.