Определение страны происхождения
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение страны происхождения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввезло товар, включенный в перечень медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов. При декларировании товаров общество заявило о применении льготы на основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, приложив к декларации на товары регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Таможенный орган отказал в применении льготы по уплате НДС, поскольку в декларации на товары заявлена страна происхождения Германия, в то время как в регистрационном удостоверении указано место производства товара Марокко. Суд установил, что ввезенный обществом товар поименован в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688. Суд указал, что действующее законодательство не содержит требований в части определения страны происхождения медицинского изделия. Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Суд пришел к выводу, что понятие "страна происхождения" не может быть применено при решении вопроса о применимой ставке НДС, поскольку ее размер при ввозе медицинских изделий не зависит каким-либо образом от страны происхождения товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввезло товар, включенный в перечень медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов. При декларировании товаров общество заявило о применении льготы на основании Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 688, приложив к декларации на товары регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Таможенный орган отказал в применении льготы по уплате НДС, поскольку в декларации на товары заявлена страна происхождения Германия, в то время как в регистрационном удостоверении указано место производства товара Марокко. Суд установил, что ввезенный обществом товар поименован в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688. Суд указал, что действующее законодательство не содержит требований в части определения страны происхождения медицинского изделия. Так, в соответствии с п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров. Суд пришел к выводу, что понятие "страна происхождения" не может быть применено при решении вопроса о применимой ставке НДС, поскольку ее размер при ввозе медицинских изделий не зависит каким-либо образом от страны происхождения товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О правилах определения и о подтверждении страны происхождения товара.
(Письмо Минфина России от 21.04.2025 N 24-03-08/40157)Вопрос: О правилах определения и о подтверждении страны происхождения товара.
(Письмо Минфина России от 21.04.2025 N 24-03-08/40157)Вопрос: О правилах определения и о подтверждении страны происхождения товара.
Вопрос: Организация поставляет товар на экспорт в Узбекистан. Для поставки организация понесла расходы на проведение экспертизы по определению страны происхождения. Может ли организация учесть данные расходы в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация поставляет товар на экспорт в Узбекистан. Для поставки организация понесла расходы на проведение экспертизы по определению страны происхождения. Может ли организация учесть данные расходы в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация поставляет товар на экспорт в Узбекистан. Для поставки организация понесла расходы на проведение экспертизы по определению страны происхождения. Может ли организация учесть данные расходы в целях налога на прибыль?
Нормативные акты
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<9> "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок".
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)<9> "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок".
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке компьютеров по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ и Постановление Правительства от 23.12.2024 N 1875 не устанавливают особенностей подготовки документов закупки в целях соблюдения минимальной доли закупок товаров российского происхождения. Полагаем, что для целей соблюдения минимальной доли в положении о закупке и документах закупки надо предусмотреть требование о предоставлении участником тех же сведений, что и при запретах, ограничениях и преференциях. Такой вывод можно сделать на основании пп. "а", "б" п. 3 Постановления Правительства от 23.12.2024 N 1875. Для определения страны происхождения товара учитывайте как показатели локализации, так и совокупное количество баллов (Письмо Минпромторга России от 15.05.2025 N 53728/12).
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ и Постановление Правительства от 23.12.2024 N 1875 не устанавливают особенностей подготовки документов закупки в целях соблюдения минимальной доли закупок товаров российского происхождения. Полагаем, что для целей соблюдения минимальной доли в положении о закупке и документах закупки надо предусмотреть требование о предоставлении участником тех же сведений, что и при запретах, ограничениях и преференциях. Такой вывод можно сделать на основании пп. "а", "б" п. 3 Постановления Правительства от 23.12.2024 N 1875. Для определения страны происхождения товара учитывайте как показатели локализации, так и совокупное количество баллов (Письмо Минпромторга России от 15.05.2025 N 53728/12).
Вопрос: Сложность в соблюдении условий непосредственной закупки в рамках правил определения происхождения товаров для развивающихся и наименее развитых стран в связи с вводимыми экономическими ограничениями.
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)9. Изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта (разд. 1 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, заключенного в г. Ялте 20.11.2009).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)9. Изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта (разд. 1 Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, заключенного в г. Ялте 20.11.2009).
Готовое решение: Как в счете-фактуре отразить сведения об импортных товарах
(КонсультантПлюс, 2025)Страна происхождения импортного товара может измениться. Ею будет Россия, если товар пройдет в РФ достаточную переработку (пп. 2 п. 3 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных), пп. 2 п. 4 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран):
(КонсультантПлюс, 2025)Страна происхождения импортного товара может измениться. Ею будет Россия, если товар пройдет в РФ достаточную переработку (пп. 2 п. 3 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных), пп. 2 п. 4 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран):
Статья: Актуальные вопросы классификации товаров в таможенных целях
(Ипатко Л.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)В 2021 г. ФТС России приступила к реализации I этапа (2021 - 2024 гг.) Стратегии-2030, осуществляя работу по достижению целей и выполнению задач по всем стратегическим направлениям. По направлению "Контроль правильности классификации товаров и правильности определения страны происхождения товаров" в 2022 г. таможенными органами были достигнуты следующие результаты:
(Ипатко Л.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)В 2021 г. ФТС России приступила к реализации I этапа (2021 - 2024 гг.) Стратегии-2030, осуществляя работу по достижению целей и выполнению задач по всем стратегическим направлениям. По направлению "Контроль правильности классификации товаров и правильности определения страны происхождения товаров" в 2022 г. таможенными органами были достигнуты следующие результаты:
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)б) несоответствие промышленной продукции критериям определения страны происхождения товара, если в отношении промышленной продукции выдан сертификат о происхождении товара (продукции), или установление для промышленной продукции требований в соответствии с приложением к ПП РФ N 719;
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)б) несоответствие промышленной продукции критериям определения страны происхождения товара, если в отношении промышленной продукции выдан сертификат о происхождении товара (продукции), или установление для промышленной продукции требований в соответствии с приложением к ПП РФ N 719;
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Р. Дюма, анализируя положения Конвенции, обращает особое внимание на содержащееся в п. 4 ст. 5 определение понятия страны происхождения "в связи с тем, что нормы конвенционного права в данном случае неприменимы" <1>. Страной происхождения для литературных произведений считается:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Р. Дюма, анализируя положения Конвенции, обращает особое внимание на содержащееся в п. 4 ст. 5 определение понятия страны происхождения "в связи с тем, что нормы конвенционного права в данном случае неприменимы" <1>. Страной происхождения для литературных произведений считается:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.