Определение степени вины в ДТП
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение степени вины в ДТП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.24 "Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего" КоАП РФ"Однако из приведенных выше разъяснений следует, что определение степени вины каждого из участников ДТП относится исключительно к компетенции суда, но в случае, если из документов, составленных сотрудниками полиции, следует, что за причиненный вред ответственны несколько участников дорожно-транспортного происшествия."
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2025 N 88-7272/2025 (УИД 09RS0004-01-2024-000082-29)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Ответственность ответчика на момент ДТП не была застрахована.
Решение: Удовлетворено в части.Приведенные в кассационной жалобе доводы о неверном определении степени вины участников ДТП, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: Ответственность ответчика на момент ДТП не была застрахована.
Решение: Удовлетворено в части.Приведенные в кассационной жалобе доводы о неверном определении степени вины участников ДТП, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Установление виновника ДТП
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Установление вины в ДТП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Установление вины в ДТП.
Статья: Сравнение специальных систем возмещения вреда, причиненного здоровью участников дорожного движения (на примере Израиля и Франции): поиск оптимальной модели правового регулирования
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Отметим, что в случае умысла или грубой небрежности пострадавший лишается права на какую бы то ни было компенсацию в принципе, что объясняется в доктрине "нейтрализацией причинной связи" <9>. Во всех остальных случаях компенсация для "не-водителей" является полной, более того, в ст. 4 Закона Бадингера установлено специальное правило, согласно которому лица в возрасте меньше шестнадцати лет и старше семидесяти лет, а также лица, страдающие постоянной утратой трудоспособности более чем на 80%, не могут быть лишены компенсации с учетом степени их собственной вины в происшествии. Правила для водителей более традиционны и предполагают, что степень собственной вины водителя (в форме небрежности) в причинении вреда его здоровью учитывается при уменьшении компенсации или отказе в ней. Однако отличие от общего режима гражданской ответственности здесь все же значительно - оценивается именно сопутствующая вина пострадавшего водителя в причинении вреда ему самому, а не другому водителю, т.е. классическое для российской судебной практики определение степени вины каждого из водителей в ДТП в процентах не производится.
(Колесниченко О.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Отметим, что в случае умысла или грубой небрежности пострадавший лишается права на какую бы то ни было компенсацию в принципе, что объясняется в доктрине "нейтрализацией причинной связи" <9>. Во всех остальных случаях компенсация для "не-водителей" является полной, более того, в ст. 4 Закона Бадингера установлено специальное правило, согласно которому лица в возрасте меньше шестнадцати лет и старше семидесяти лет, а также лица, страдающие постоянной утратой трудоспособности более чем на 80%, не могут быть лишены компенсации с учетом степени их собственной вины в происшествии. Правила для водителей более традиционны и предполагают, что степень собственной вины водителя (в форме небрежности) в причинении вреда его здоровью учитывается при уменьшении компенсации или отказе в ней. Однако отличие от общего режима гражданской ответственности здесь все же значительно - оценивается именно сопутствующая вина пострадавшего водителя в причинении вреда ему самому, а не другому водителю, т.е. классическое для российской судебной практики определение степени вины каждого из водителей в ДТП в процентах не производится.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)6. Факт наличия или отсутствия вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия подлежит установлению судом при рассмотрении гражданского дела о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)6. Факт наличия или отсутствия вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия подлежит установлению судом при рассмотрении гражданского дела о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.