Определение придомовой территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Определение придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55.25 "Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, обязанность по содержанию объектов благоустройства определяется в соответствии с правилами благоустройства и распределяется с учетом границ прилегающей и придомовой территории, которые по смыслу приведенных правовых норм не тождественны границе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как и с кого получить возмещение, если на ваш автомобиль упали дерево или снег
(КонсультантПлюс, 2025)Но может быть и ситуация, когда управляющая компания не виновата. Так, в судебной практике встречается позиция о невиновности управляющей компании в падении дерева, поскольку оно не было аварийным и при этом были доказаны опасные погодные явления и надлежащее исполнение обязательств по содержанию и благоустройству придомовой территории (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2020 N 88-18021/2020).
(КонсультантПлюс, 2025)Но может быть и ситуация, когда управляющая компания не виновата. Так, в судебной практике встречается позиция о невиновности управляющей компании в падении дерева, поскольку оно не было аварийным и при этом были доказаны опасные погодные явления и надлежащее исполнение обязательств по содержанию и благоустройству придомовой территории (Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2020 N 88-18021/2020).
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер образуемого под МКД земельного участка (придомовой территории) определяется, в частности, исходя из площади дома (суммарной общей площади всех квартир, нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в доме), территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (п. п. 5, 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер образуемого под МКД земельного участка (придомовой территории) определяется, в частности, исходя из площади дома (суммарной общей площади всех квартир, нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в доме), территории, необходимой для обслуживания площади МКД, плотности застройки. В границы земельного участка под МКД могут быть включены в том числе земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания МКД (п. п. 5, 6 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр).
Нормативные акты
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Одновременно с этим есть субъекты Российской Федерации, в которых прилегающая территория определяется в границах придомовой территории, то есть в границах земельного участка, входящего в соответствии с жилищным законодательством в состав общего имущества в МКД (Хабаровский край, Брянская, Саратовская, Тверская и Тульская области). Этот подход означает, что фактически прилегающая территория для МКД не устанавливается.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Одновременно с этим есть субъекты Российской Федерации, в которых прилегающая территория определяется в границах придомовой территории, то есть в границах земельного участка, входящего в соответствии с жилищным законодательством в состав общего имущества в МКД (Хабаровский край, Брянская, Саратовская, Тверская и Тульская области). Этот подход означает, что фактически прилегающая территория для МКД не устанавливается.
Ситуация: Как осуществляется содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень работ и услуг по содержанию и благоустройству придомовой территории МКД в общем случае определяется собственниками помещений в МКД. Непосредственно обязанности по содержанию и благоустройству придомовой территории в зависимости от способа управления МКД выполняют управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Перечень работ и услуг по содержанию и благоустройству придомовой территории МКД в общем случае определяется собственниками помещений в МКД. Непосредственно обязанности по содержанию и благоустройству придомовой территории в зависимости от способа управления МКД выполняют управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Речь идет о построенных до введения в действие Жилищного кодекса, то есть до 01.03.2005, домах, в отношении которых до сих пор не решен вопрос определения границ придомовой территории.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Речь идет о построенных до введения в действие Жилищного кодекса, то есть до 01.03.2005, домах, в отношении которых до сих пор не решен вопрос определения границ придомовой территории.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Концепцию Закона поддержал и Конституционный Суд РФ. После длительных судебных разбирательств гр. Наталенко В.А. обратился в КС РФ с жалобой о неконституционности отдельных положений ст. 18 Закона N 498-ФЗ, поскольку она позволяет суду произвольно оценивать проявление немотивированной агрессивности собак, отказывать в удовлетворении требований по их отлову и защите прав на благоприятную окружающую среду жильцов многоквартирного дома, нарушенных фактом обитания таких собак на придомовой территории. Определением от 28 марта 2024 г. N 597-О Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы, указав следующее. "Деятельность по обращению с животными без владельцев направлена в первую очередь на поддержание общественной безопасности - как в смысле устранения возможной физической угрозы гражданам от таких животных, так и в смысле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - и на формирование в обществе ответственного отношения к животным (Постановление от 4 декабря 2023 г. N 55-П). Согласующийся с данными конституционными целями п. 4 ч. 1 ст. 18 Закона N 498-ФЗ... возлагает на лиц, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, обязанность определять, проявляет ли такое животное неспровоцированную агрессивность, и исходит из того, что возврат отловленных животных на прежние места их обитания допустим при условии отсутствия агрессивности в их поведении" <8>. Таким образом, поставленный заявителем вопрос о повторном отлове проявляющих агрессию бродячих собак Конституционный Суд РФ перенес в правоприменительную плоскость - в плоскость надлежащего определения агрессивности/неагрессивности животного лицами, осуществляющими деятельность по обращению с животными без владельцев.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)Концепцию Закона поддержал и Конституционный Суд РФ. После длительных судебных разбирательств гр. Наталенко В.А. обратился в КС РФ с жалобой о неконституционности отдельных положений ст. 18 Закона N 498-ФЗ, поскольку она позволяет суду произвольно оценивать проявление немотивированной агрессивности собак, отказывать в удовлетворении требований по их отлову и защите прав на благоприятную окружающую среду жильцов многоквартирного дома, нарушенных фактом обитания таких собак на придомовой территории. Определением от 28 марта 2024 г. N 597-О Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы, указав следующее. "Деятельность по обращению с животными без владельцев направлена в первую очередь на поддержание общественной безопасности - как в смысле устранения возможной физической угрозы гражданам от таких животных, так и в смысле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - и на формирование в обществе ответственного отношения к животным (Постановление от 4 декабря 2023 г. N 55-П). Согласующийся с данными конституционными целями п. 4 ч. 1 ст. 18 Закона N 498-ФЗ... возлагает на лиц, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, обязанность определять, проявляет ли такое животное неспровоцированную агрессивность, и исходит из того, что возврат отловленных животных на прежние места их обитания допустим при условии отсутствия агрессивности в их поведении" <8>. Таким образом, поставленный заявителем вопрос о повторном отлове проявляющих агрессию бродячих собак Конституционный Суд РФ перенес в правоприменительную плоскость - в плоскость надлежащего определения агрессивности/неагрессивности животного лицами, осуществляющими деятельность по обращению с животными без владельцев.