Оплата коммунальных услуг за содержание общедомового имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата коммунальных услуг за содержание общедомового имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Коммунальные платежи по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)...в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом... ФГУП... обязалось нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома и оплачивать коммунальные услуги.
(КонсультантПлюс, 2025)...в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом... ФГУП... обязалось нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома и оплачивать коммунальные услуги.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебный приказ о взыскании членских взносов в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от... N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", на основании положений абзаца одиннадцатого статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выдается мировым судьей в случае, если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (подпункты 1 и 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от... N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", на основании положений абзаца одиннадцатого статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выдается мировым судьей в случае, если заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (подпункты 1 и 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании ущерба с управляющей компании (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из того, что управляющая компания оказывает собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме услуги по надлежащему содержанию общего имущества, размер неустойки следует определять исходя из цены услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, оплачиваемой пользователями коммунальных услуг. Расчет неустойки от суммы ущерба законом не предусмотрен (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2023 по делу N 33-12413/2023).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Исходя из того, что управляющая компания оказывает собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме услуги по надлежащему содержанию общего имущества, размер неустойки следует определять исходя из цены услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, оплачиваемой пользователями коммунальных услуг. Расчет неустойки от суммы ущерба законом не предусмотрен (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2023 по делу N 33-12413/2023).
Ситуация: Что будет, если выйти из ТСЖ, и как это сделать?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плата за коммунальные услуги вносятся собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ, за исключением случаев, когда собственники вносят плату за коммунальные услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если ТСЖ был заключен договор управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (ч. 6, 6.1, 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плата за коммунальные услуги вносятся собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ, за исключением случаев, когда собственники вносят плату за коммунальные услуги соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если ТСЖ был заключен договор управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (ч. 6, 6.1, 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)ВОПРОС 4. На ком лежит обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги в случае передачи квартиры, находящейся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма?
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)ВОПРОС 4. На ком лежит обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги в случае передачи квартиры, находящейся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма?
Статья: Проблемы определения цены в договоре управления многоквартирным домом
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2021, N 6)По мнению Т.А. Борзенковой, цена договора управления выражается в вознаграждении, которое управляющая организация получает за выполнение работ и оказание услуг по договору управления многоквартирным домом <10>. Вероятно, автор рассматривает данное понятие в качестве родового, включающего всю совокупность платежей по данному договору. Собственно же вознаграждение управляющей организации (не связанное с непосредственными работами и услугами по содержанию и ремонту общего имущества) всегда за пределами названных расходов и должно занять свое автономное место в структуре соответствующих платежей, образующих цену договора. Именно таким образом в положениях ЖК РФ (ст. 154) обозначен состав платежей граждан: плата за услуги (работы) по управлению многоквартирным домом и плата за содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные платежи разграничены между собой. В целях эффективности, оперативности и достижения более высокого качественного уровня управление многоквартирным домом должно основываться на формировании здоровой конкуренции на рынке <11>, чему, полагаем, будет способствовать и выделение в договоре стоимости самих управленческих услуг. Конечно, особенности объекта (многоквартирного дома) во многом обуславливают размер вознаграждения, тем не менее прозрачность и открытость его формирования позволит обеспечить добросовестную конкуренцию и оптимальный выбор собственников, станет стимулом к проявлению активности последних в решении определяющих вопросов по выбору способа управления и привлекаемой для этих целей организации. В свете сказанного считаем целесообразным обособление и более конкретное обозначение вознаграждения управляющей организации в составе цены договора.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2021, N 6)По мнению Т.А. Борзенковой, цена договора управления выражается в вознаграждении, которое управляющая организация получает за выполнение работ и оказание услуг по договору управления многоквартирным домом <10>. Вероятно, автор рассматривает данное понятие в качестве родового, включающего всю совокупность платежей по данному договору. Собственно же вознаграждение управляющей организации (не связанное с непосредственными работами и услугами по содержанию и ремонту общего имущества) всегда за пределами названных расходов и должно занять свое автономное место в структуре соответствующих платежей, образующих цену договора. Именно таким образом в положениях ЖК РФ (ст. 154) обозначен состав платежей граждан: плата за услуги (работы) по управлению многоквартирным домом и плата за содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные платежи разграничены между собой. В целях эффективности, оперативности и достижения более высокого качественного уровня управление многоквартирным домом должно основываться на формировании здоровой конкуренции на рынке <11>, чему, полагаем, будет способствовать и выделение в договоре стоимости самих управленческих услуг. Конечно, особенности объекта (многоквартирного дома) во многом обуславливают размер вознаграждения, тем не менее прозрачность и открытость его формирования позволит обеспечить добросовестную конкуренцию и оптимальный выбор собственников, станет стимулом к проявлению активности последних в решении определяющих вопросов по выбору способа управления и привлекаемой для этих целей организации. В свете сказанного считаем целесообразным обособление и более конкретное обозначение вознаграждения управляющей организации в составе цены договора.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До включения 1 октября 2019 г. <4> в число требований приказного производства требований о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива уже имелось разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 о возможности их рассмотрения в приказном производстве. На основании положений абз. 11 ст. 122 ГПК РФ, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдавался в случае, если было заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (пп. 1, 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг. При этом наличие договорных отношений между взыскателем и должником может подтверждаться не только письменным договором, составленным в виде одного документа, подписанного сторонами, но и иными документами, подтверждающими наличие обязательства, и при условии, что у суда не имеется сомнений относительно отсутствия спора о праве.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До включения 1 октября 2019 г. <4> в число требований приказного производства требований о взыскании задолженности по обязательным платежам и взносам с членов товарищества собственников недвижимости и потребительского кооператива уже имелось разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 о возможности их рассмотрения в приказном производстве. На основании положений абз. 11 ст. 122 ГПК РФ, п. 1 ст. 229.2 АПК РФ судебный приказ выдавался в случае, если было заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов, в том числе с членов потребительских кооперативов, а также с товариществ собственников недвижимости (пп. 1, 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ), связанных, например, с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплатой коммунальных услуг. При этом наличие договорных отношений между взыскателем и должником может подтверждаться не только письменным договором, составленным в виде одного документа, подписанного сторонами, но и иными документами, подтверждающими наличие обязательства, и при условии, что у суда не имеется сомнений относительно отсутствия спора о праве.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011, от 19 ноября 2013 г. N 7111/13 по делу N А13-6157/2012 разъяснено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 11 июня 2013 г. N 15066/12 по делу N А55-21717/2011, от 19 ноября 2013 г. N 7111/13 по делу N А13-6157/2012 разъяснено, что жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Ситуация: Каков порядок реализации непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание жилого помещения при непосредственном управлении МКД собственниками помещений включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, а также за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, в этом случае входит в состав платы за соответствующие коммунальные услуги (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за содержание жилого помещения при непосредственном управлении МКД собственниками помещений включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, а также за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, в этом случае входит в состав платы за соответствующие коммунальные услуги (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. 5 ст. 154 ЖК РФ; п. 32 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Ситуация: Как определяется размер платы за содержание жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД.