Оператор обмена цифровых финансовых активов
Подборка наиболее важных документов по запросу Оператор обмена цифровых финансовых активов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие документы необходимо представить в целях подтверждения наличия у юрлица, намеревающегося стать оператором обмена цифровых финансовых активов, технической возможности осуществлять сделки с цифровыми финансовыми активами?
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
Статья: О юридическом посредничестве в цифровом сегменте финансового рынка
(Ионцев М.А.)
("Юридическая наука", 2025, N 1)Оператор обмена ЦФА как юридический посредник
(Ионцев М.А.)
("Юридическая наука", 2025, N 1)Оператор обмена ЦФА как юридический посредник
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 10. Оператор обмена цифровых финансовых активов
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 10. Оператор обмена цифровых финансовых активов
Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
(ред. от 08.08.2024)
"О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов включено в п. 18 комментируемой статьи с 1 января 2021 г. Законом о цифровых финансовых активах, которым предусмотрено следующее:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указание на деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов включено в п. 18 комментируемой статьи с 1 января 2021 г. Законом о цифровых финансовых активах, которым предусмотрено следующее:
Статья: Цифровые финансовые активы и их операторы
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Услуги на рынке ЦФА, связанные с выпуском и совершением сделок с ЦФА, могут оказывать только специальные организации (оператор информационной системы и оператор обмена ЦФА), включенные в соответствующие реестры Банка России. Поэтому для начала целесообразно ознакомиться с перечнем допущенных на рынок операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Услуги на рынке ЦФА, связанные с выпуском и совершением сделок с ЦФА, могут оказывать только специальные организации (оператор информационной системы и оператор обмена ЦФА), включенные в соответствующие реестры Банка России. Поэтому для начала целесообразно ознакомиться с перечнем допущенных на рынок операторов информационных систем и операторов обмена ЦФА.
Статья: Идентификация выгодоприобретателя в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом (далее - организации ООДС), обязаны идентифицировать выгодоприобретателя в случаях, предусмотренных законодательством. Организации ООДС перечислены в ст. 5 Закона N 115-ФЗ. К их числу относятся кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением осуществляющих только инвестиционное консультирование), операторы инвестиционных платформ, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании, организаторы азартных игр, операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом (далее - организации ООДС), обязаны идентифицировать выгодоприобретателя в случаях, предусмотренных законодательством. Организации ООДС перечислены в ст. 5 Закона N 115-ФЗ. К их числу относятся кредитные организации, а также филиалы иностранных банков, через которые иностранные банки осуществляют деятельность на территории РФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением осуществляющих только инвестиционное консультирование), операторы инвестиционных платформ, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании, организаторы азартных игр, операторы финансовых платформ, операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторы обмена цифровых финансовых активов и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) являющиеся электронными денежными средствами. Такой же пункт 5 содержался в ч. 2 комментируемой статьи до того, как она была изложена Законом 2018 г. N 322-ФЗ полностью в новой редакции. Этот пункт был введен с 29 сентября 2011 г. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ <58> в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <59>, в п. 18 ст. 3 которого (в ред. Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <60>) определено следующее: электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа; при этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность оператора финансовой платформы, деятельность по организации привлечения инвестиций, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) являющиеся электронными денежными средствами. Такой же пункт 5 содержался в ч. 2 комментируемой статьи до того, как она была изложена Законом 2018 г. N 322-ФЗ полностью в новой редакции. Этот пункт был введен с 29 сентября 2011 г. Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ <58> в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <59>, в п. 18 ст. 3 которого (в ред. Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <60>) определено следующее: электронные денежные средства - это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа; при этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность оператора финансовой платформы, деятельность по организации привлечения инвестиций, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельность операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и (или) деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 21.04.2025 N 03-07-07/39799 <Об освобождении от НДС услуг операторов инвестиционных платформ>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)От налога на добавленную стоимость (НДС) освобождаются определенные услуги операторов информационных систем (ИС), осуществляющих выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА или операторов инвестиционных платформ, организующих привлечение инвестиций (согласно Федеральному закону от 02.08.2019 N 259-ФЗ). К таким услугам относятся:
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)От налога на добавленную стоимость (НДС) освобождаются определенные услуги операторов информационных систем (ИС), осуществляющих выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА или операторов инвестиционных платформ, организующих привлечение инвестиций (согласно Федеральному закону от 02.08.2019 N 259-ФЗ). К таким услугам относятся:
Готовое решение: Как облагаются налогами операции с цифровыми финансовыми активами (ЦФА) и цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП
(КонсультантПлюс, 2025)От НДС освобождены следующие услуги операторов ИС, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА и (или) операторов инвестиционных платформ, организующих привлечение инвестиций в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ (пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)От НДС освобождены следующие услуги операторов ИС, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена ЦФА и (или) операторов инвестиционных платформ, организующих привлечение инвестиций в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ (пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ):
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В рамках настоящего исследования представляется целесообразным рассмотреть еще несколько новых объектов цифрового публичного финансового контроля, а именно: оператора инвестиционных платформ, оператора финансовых платформ, оператора информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов. Особенностью указанных субъектов является владение информационными платформами, которые предназначены для совершения финансовых сделок, совершения финансовых операций. Кроме того, данные субъекты относятся к некредитным финансовым организациям <1>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В рамках настоящего исследования представляется целесообразным рассмотреть еще несколько новых объектов цифрового публичного финансового контроля, а именно: оператора инвестиционных платформ, оператора финансовых платформ, оператора информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов. Особенностью указанных субъектов является владение информационными платформами, которые предназначены для совершения финансовых сделок, совершения финансовых операций. Кроме того, данные субъекты относятся к некредитным финансовым организациям <1>.
Статья: Статус оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов
(Курбанов Р.А., Налетов К.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Часть 3 ст. 5 Закона N 259-ФЗ обязывает операторов ИС - эмитентов ЦФА утвердить правила их функционирования, в частности: 1) правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информационной системы; 2) требования к их пользователям; правила выпуска ЦФА, способы их учета в системе, внесения записей о них и об их изменениях, ведения их реестра; 3) правила привлечения операторов обмена ЦФА, требования к ним; 4) требования к защите информации и операционной надежности; 5) правила обеспечения доступа обладателей ЦФА к информационной системе; 6) правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.
(Курбанов Р.А., Налетов К.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Часть 3 ст. 5 Закона N 259-ФЗ обязывает операторов ИС - эмитентов ЦФА утвердить правила их функционирования, в частности: 1) правила внесения изменений в алгоритм (алгоритмы) программ информационной системы; 2) требования к их пользователям; правила выпуска ЦФА, способы их учета в системе, внесения записей о них и об их изменениях, ведения их реестра; 3) правила привлечения операторов обмена ЦФА, требования к ним; 4) требования к защите информации и операционной надежности; 5) правила обеспечения доступа обладателей ЦФА к информационной системе; 6) правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.