Оперативное управление это
Подборка наиболее важных документов по запросу Оперативное управление это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 36 ЗК РФ "Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения"4.1.1. Если помещения в здании, расположенном на неделимом участке, принадлежат на праве собственности одному лицу и на праве оперативного управления госучреждению, эти лица вправе заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с указанием на наличие у учреждения права безвозмездного ограниченного пользования участком для осуществления прав на занимаемые помещения (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 168 ГК РФ "Недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта"2.2.7. Условие договора одного из собственников (обладателя права оперативного управления) помещения в многоквартирном доме с управляющей компанией об освобождении этого собственника от обязанности нести расходы на содержание общего имущества ничтожно (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Справка: Что нужно знать об управлении государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)2. Что такое оперативное управление
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 296. Право оперативного управления
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 296. Право оперативного управления
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особым образом регулируются случаи, когда недвижимое имущество является государственной собственностью и при этом не было передано в хозяйственное ведение. В таких случаях оно может быть передано в оперативное управление казенным предприятиям или учреждениям либо закрепляется за казной Российской Федерации или субъекта Федерации. Во всех этих случаях необходимо принятие соответствующего решения Правительством Российской Федерацией или администрацией соответствующего субъекта Федерации как представителями собственников. Как следует из абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, возможна ипотека имущества, находящегося в государственной собственности и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако для этого необходимо соответствующее решение Правительства РФ или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации.
Статья: О правовом статусе нанимателей жилых помещений в бывших ведомственных общежитиях
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Правовой режим бывших ведомственных общежитий, не переданных в муниципальную собственность, не был урегулирован, на наш взгляд, ввиду законодательного запрета на их появление. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан <3>. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о разграничении государственной собственности также предписывалось передать жилищный фонд в ведение органов местного самоуправления <4>. Прямой запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества был установлен положениями и ранее действующего Указа Президента Российской Федерации <5>, а также ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>. Таким образом, в соответствии с требованиями закона включение общежитий в состав приватизируемого предприятиями имущественного комплекса не допускалось. На сохранение за пользователями жилых помещений в бывших общежитиях статуса нанимателей по договору социального найма вне зависимости от перехода государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации указывал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации <7>. Аналогичная позиция поддерживается и в научной литературе <8>.
(Сенотрусова Е.М.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Правовой режим бывших ведомственных общежитий, не переданных в муниципальную собственность, не был урегулирован, на наш взгляд, ввиду законодательного запрета на их появление. Так, в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех жилищных прав граждан <3>. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о разграничении государственной собственности также предписывалось передать жилищный фонд в ведение органов местного самоуправления <4>. Прямой запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества был установлен положениями и ранее действующего Указа Президента Российской Федерации <5>, а также ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <6>. Таким образом, в соответствии с требованиями закона включение общежитий в состав приватизируемого предприятиями имущественного комплекса не допускалось. На сохранение за пользователями жилых помещений в бывших общежитиях статуса нанимателей по договору социального найма вне зависимости от перехода государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации указывал и Пленум Верховного Суда Российской Федерации <7>. Аналогичная позиция поддерживается и в научной литературе <8>.
Готовое решение: Как передать недвижимость в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Договор оперативного управления нужно заключить, если это предусмотрено нормативным правовым актом собственника. В некоторых муниципальных образованиях утверждены типовые договоры оперативного управления.
(КонсультантПлюс, 2025)Договор оперативного управления нужно заключить, если это предусмотрено нормативным правовым актом собственника. В некоторых муниципальных образованиях утверждены типовые договоры оперативного управления.
Статья: Обязанность нотариуса по передаче заявлений в Единый государственный реестр недвижимости: к вопросу о природе и пределах такой обязанности
(Чашкова С.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 8)Превалирование значения действий по передаче имущества над возникшими из договоров обязательственными правами вытекает также из правил, содержащихся в ст. 398 ГК РФ. Право кредитора требовать отобрания вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом лица, не "сумевшие" в указанных случаях реализовать свое право требования о передаче вещи на основании имеющего места обязательства, вправе потребовать возмещения убытков.
(Чашкова С.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 8)Превалирование значения действий по передаче имущества над возникшими из договоров обязательственными правами вытекает также из правил, содержащихся в ст. 398 ГК РФ. Право кредитора требовать отобрания вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом лица, не "сумевшие" в указанных случаях реализовать свое право требования о передаче вещи на основании имеющего места обязательства, вправе потребовать возмещения убытков.
Готовое решение: Как согласовать условие о предоставлении материалов и оборудования для выполнения работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик вправе предоставить для выполнения работ материалы, принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, однако при этом он обязан соблюдать установленный законом порядок пользования и распоряжения этими материалами. Подрядчик должен передать по требованию заказчика копии документов о соблюдении данного порядка.
(КонсультантПлюс, 2025)Подрядчик вправе предоставить для выполнения работ материалы, принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, однако при этом он обязан соблюдать установленный законом порядок пользования и распоряжения этими материалами. Подрядчик должен передать по требованию заказчика копии документов о соблюдении данного порядка.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)если земельный участок передается в аренду нескольким собственникам расположенных на нем здания, сооружения, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в публичной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления, и при этом участок является неделимым.
(КонсультантПлюс, 2025)если земельный участок передается в аренду нескольким собственникам расположенных на нем здания, сооружения, помещений в них и (или) лицам, которым здания, сооружения, находящиеся в публичной собственности, предоставлены в аренду, на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления, и при этом участок является неделимым.
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать
(КонсультантПлюс, 2025)3. Можно ли отказаться от права оперативного управления и как это сделать
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Общие положения о праве хозяйственного ведения закреплены в ст. 294 части первой ГК РФ: государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом. Общие положения о праве оперативного управления закреплены в ст. 296 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <59>) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В статье 3 Закона 1997 г. о приватизации также устанавливалось, что действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Общие положения о праве хозяйственного ведения закреплены в ст. 294 части первой ГК РФ: государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом. Общие положения о праве оперативного управления закреплены в ст. 296 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <59>) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества;
Готовое решение: В чем особенность залога товаров в обороте и как его использовать
(КонсультантПлюс, 2025)приобретает товары, которые указаны в договоре залога (соответствуют тем же родовым признакам), - залог возникает с момента, когда у залогодателя возникает на них право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом дополнительно оформлять залог вновь приобретенных товаров закон не требует.
(КонсультантПлюс, 2025)приобретает товары, которые указаны в договоре залога (соответствуют тем же родовым признакам), - залог возникает с момента, когда у залогодателя возникает на них право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом дополнительно оформлять залог вновь приобретенных товаров закон не требует.