ООПТ внесение в егрн
Подборка наиболее важных документов по запросу ООПТ внесение в егрн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 03.09.2024 по делу N 33-10117/2024 (УИД 59RS0003-01-2023-001721-10)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении и исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на момент предоставления товариществу в аренду земельного участка уполномоченным органом не были проведены работы по землеустройству, не были учтены фактические границы землепользования, в связи с чем в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка имеется реестровая ошибка.
Решение: Удовлетворено в части.При этом суд исходил из того, что фактическое землепользование, а именно историческая и фактическая граница земельного участка истца с западной стороны в конфигурации, существующей как минимум с 1985 года (с учетом сроков владения предшествующих правообладателей), при предоставлении земельного участка в аренду товариществу в 2002 году не было учтено, в результате в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым N **:1 была допущена реестровая ошибка, которая впоследствии воспроизведена при образовании земельного участка истца при том, что фактическое местоположение границ на местности не изменялось с момента предоставления участка первому землепользователю; указанная ошибка подлежит исправлению по координатам в соответствии с заключением судебной экспертизы. С учетом периода предоставления спорного участка в пользование первоначальному правообладателю, времени внесения в ЕГРН сведений о территориальной зоне городских лесов (19.10.2011) и особо охраняемой природной территории местного значения - ландшафт "Ласьвинская долина" (2020 год) само по себе наложение установленных судом границ спорного участка на указанные зоны не является препятствием для исправления реестровой ошибки.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об установлении и исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что на момент предоставления товариществу в аренду земельного участка уполномоченным органом не были проведены работы по землеустройству, не были учтены фактические границы землепользования, в связи с чем в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка имеется реестровая ошибка.
Решение: Удовлетворено в части.При этом суд исходил из того, что фактическое землепользование, а именно историческая и фактическая граница земельного участка истца с западной стороны в конфигурации, существующей как минимум с 1985 года (с учетом сроков владения предшествующих правообладателей), при предоставлении земельного участка в аренду товариществу в 2002 году не было учтено, в результате в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым N **:1 была допущена реестровая ошибка, которая впоследствии воспроизведена при образовании земельного участка истца при том, что фактическое местоположение границ на местности не изменялось с момента предоставления участка первому землепользователю; указанная ошибка подлежит исправлению по координатам в соответствии с заключением судебной экспертизы. С учетом периода предоставления спорного участка в пользование первоначальному правообладателю, времени внесения в ЕГРН сведений о территориальной зоне городских лесов (19.10.2011) и особо охраняемой природной территории местного значения - ландшафт "Ласьвинская долина" (2020 год) само по себе наложение установленных судом границ спорного участка на указанные зоны не является препятствием для исправления реестровой ошибки.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2022 N 88-18833/2022 (УИД 74RS0002-01-2022-000768-09)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об исключении земельного участка из земель особо охраняемых природных территорий.
Обстоятельства: Истец получил в дар жилой дом и земельный участок, никаких ограничений и обременений в отношении недвижимого имущества не имелось, земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В нарушение требований законодательства участок истца был включен ответчиками в границы особо охраняемых природных территорий.
Решение: Отказано.Таким образом, принимая во внимание целевую направленность нормативных правовых актов, связанную с установлением режима особо охраняемой природной территории регионального значения Памятник природы "Каштакский бор", нижестоящие суды обоснованно отклонили доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов внесением в ЕГРН сведений об особо охраняемой природной территории и ее границах. При этом наличие у земельного участка зоны с особыми условиями использования не исключает возможности его использования согласно виду разрешенного использования, при соблюдении ограничений, установленных законодательством для данной природоохранной зоны.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: Об исключении земельного участка из земель особо охраняемых природных территорий.
Обстоятельства: Истец получил в дар жилой дом и земельный участок, никаких ограничений и обременений в отношении недвижимого имущества не имелось, земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства. Границы участка установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В нарушение требований законодательства участок истца был включен ответчиками в границы особо охраняемых природных территорий.
Решение: Отказано.Таким образом, принимая во внимание целевую направленность нормативных правовых актов, связанную с установлением режима особо охраняемой природной территории регионального значения Памятник природы "Каштакский бор", нижестоящие суды обоснованно отклонили доводы заявителя о нарушении его прав и законных интересов внесением в ЕГРН сведений об особо охраняемой природной территории и ее границах. При этом наличие у земельного участка зоны с особыми условиями использования не исключает возможности его использования согласно виду разрешенного использования, при соблюдении ограничений, установленных законодательством для данной природоохранной зоны.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 30.12.2020 в состав особо охраняемых природных территорий могут включаться территории населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН <1>. Включение населенных пунктов в такую ЗОУИТ происходит без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С 30.12.2020 в состав особо охраняемых природных территорий могут включаться территории населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН <1>. Включение населенных пунктов в такую ЗОУИТ происходит без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)- о выявлении пересечения границ населенных пунктов с границами особо охраняемой природной территории;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)- о выявлении пересечения границ населенных пунктов с границами особо охраняемой природной территории;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 10, 12 - 13.3, 15 - 15.4 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости"6(2). В случае принятия решения об изменении положения об особо охраняемой природной территории, сведения о границах которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, если такие изменения касаются сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр недвижимости, федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в изменениях в положение об особо охраняемой природной территории и подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 10, 12 - 13.3, 15 - 15.4 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости"6(2). В случае принятия решения об изменении положения об особо охраняемой природной территории, сведения о границах которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, если такие изменения касаются сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр недвижимости, федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в изменениях в положение об особо охраняемой природной территории и подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.3. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о лесопарковых зеленых поясах, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, лесничествах обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.3. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о лесопарковых зеленых поясах, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, лесничествах обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Статья: Правовой статус публично-правовой компании "Роскадастр"
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Статистические данные в отношении границ населенных пунктов, внесенных в ЕГРН <8>, явно указывают на положительную динамику по постановке на кадастровый учет государственных и муниципальных объектов недвижимости, что уже в настоящее время отражает работу ППК "Роскадастр" по подготовке документов в отношении зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территориальных зон, публичных сервитутов с последующим внесением сведений о них в ЕГРН. Явно назревшая необходимость реализуется компанией планомерно, работы проводятся за счет бюджетных средств, а по сути, налогоплательщиков, в связи с чем наличие более полных сведений и скорейшее их внесение предопределяется публичным интересом.
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Статистические данные в отношении границ населенных пунктов, внесенных в ЕГРН <8>, явно указывают на положительную динамику по постановке на кадастровый учет государственных и муниципальных объектов недвижимости, что уже в настоящее время отражает работу ППК "Роскадастр" по подготовке документов в отношении зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территориальных зон, публичных сервитутов с последующим внесением сведений о них в ЕГРН. Явно назревшая необходимость реализуется компанией планомерно, работы проводятся за счет бюджетных средств, а по сути, налогоплательщиков, в связи с чем наличие более полных сведений и скорейшее их внесение предопределяется публичным интересом.
Статья: Установление особенностей регулирования земельных и градостроительных отношений на отдельных территориях России как фактор развития земельного и градостроительного законодательства
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что в реестр границ ЕГРН вносится перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты (п. 9 ч. 1 ст. 10). С 2018 года в реестр границ ЕГРН вносятся такие сведения об утвержденном проекте межевания территории, как вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории (п. 3 ч. 4 ст. 10 <10>). О том, что сведения о виде разрешенного использования могут вноситься в ЕГРН на основании проектов планировки или схем расположения участка на кадастровом плане территории, в этом Законе не упоминается.
(Землякова Г.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 9)Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается, что в реестр границ ЕГРН вносится перечень всех видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне или территории, в отношении которой они приняты (п. 9 ч. 1 ст. 10). С 2018 года в реестр границ ЕГРН вносятся такие сведения об утвержденном проекте межевания территории, как вид или виды разрешенного использования земельных участков, указанные в утвержденном проекте межевания территории (п. 3 ч. 4 ст. 10 <10>). О том, что сведения о виде разрешенного использования могут вноситься в ЕГРН на основании проектов планировки или схем расположения участка на кадастровом плане территории, в этом Законе не упоминается.
Готовое решение: Для чего нужна карта (план) объекта землеустройства и кто ее составляет
(КонсультантПлюс, 2025)Такой документ составляется в отношении территорий субъектов РФ, муниципальных образований и их частей. В отдельных случаях он может составляться и для территорий населенных пунктов, территориальных зон, а также в отношении особо охраняемых природных территорий. В первую очередь карта (план) объекта землеустройства нужна для того, чтобы внести сведения о границах такого объекта в ЕГРН.
(КонсультантПлюс, 2025)Такой документ составляется в отношении территорий субъектов РФ, муниципальных образований и их частей. В отдельных случаях он может составляться и для территорий населенных пунктов, территориальных зон, а также в отношении особо охраняемых природных территорий. В первую очередь карта (план) объекта землеустройства нужна для того, чтобы внести сведения о границах такого объекта в ЕГРН.
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)На примере особо охраняемых природных территорий видно, что в законодательстве получил распространение подход, в силу которого границы, определенные в соответствии с ранее действовавшими нормами, признаются действительными, в том числе при отсутствии сведений о них в ЕГРН. Об этом прямо сказано в ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18>. Такой подход нашел свое выражение в правовой позиции ВС РФ об объективном характере существования территории (объекта) в ранее установленных границах вне зависимости от наличия соответствующих данных в кадастре недвижимости; при этом суд указал, что ведение кадастра носит учетный характер <19>.
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)На примере особо охраняемых природных территорий видно, что в законодательстве получил распространение подход, в силу которого границы, определенные в соответствии с ранее действовавшими нормами, признаются действительными, в том числе при отсутствии сведений о них в ЕГРН. Об этом прямо сказано в ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <18>. Такой подход нашел свое выражение в правовой позиции ВС РФ об объективном характере существования территории (объекта) в ранее установленных границах вне зависимости от наличия соответствующих данных в кадастре недвижимости; при этом суд указал, что ведение кадастра носит учетный характер <19>.
Статья: Уточнение и облегчение правового режима земель в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прежде всего необходимо обратить внимание на снятие ограничений оборота земельных участков на территории населенных пунктов, включенных в состав ООПТ федерального или регионального значения. Это означает, что такие земельные участки могут являться объектом купли-продажи, их предоставление из государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с земельным законодательством (ст. 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях"). В то же время эти положения применяются только к тем населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 6 Закона). На данный момент в ЕГРН внесены сведения о границах примерно одной трети всех населенных пунктов в стране.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Недвижимость и строительство)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Прежде всего необходимо обратить внимание на снятие ограничений оборота земельных участков на территории населенных пунктов, включенных в состав ООПТ федерального или регионального значения. Это означает, что такие земельные участки могут являться объектом купли-продажи, их предоставление из государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с земельным законодательством (ст. 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях"). В то же время эти положения применяются только к тем населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 6 Закона). На данный момент в ЕГРН внесены сведения о границах примерно одной трети всех населенных пунктов в стране.
Статья: Земельные ресурсы. Официальная позиция
(Скуфинский О., Шишкин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Приоритетными направлениями для Росреестра являются внесение в ЕГРН сведений об административных границах, границах территориальных зон и особо охраняемых природных территорий и иных; определение границ земельных участков и объектов капитального строительства, проведение комплексных кадастровых работ; выявление правообладателей; верификация данных, сверка с иными реестрами (реестром федерального имущества, государственным лесным реестром) и др. Эту работу мы проводим под руководством курирующего заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина.
(Скуфинский О., Шишкин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)Приоритетными направлениями для Росреестра являются внесение в ЕГРН сведений об административных границах, границах территориальных зон и особо охраняемых природных территорий и иных; определение границ земельных участков и объектов капитального строительства, проведение комплексных кадастровых работ; выявление правообладателей; верификация данных, сверка с иными реестрами (реестром федерального имущества, государственным лесным реестром) и др. Эту работу мы проводим под руководством курирующего заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ системы землепользования, включая деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в целях землеустройства и разграничения прав на землю"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)За исключением дендропарков "Дендрарий" и "Южные культуры", прочие памятники природы и ботанические сады не закреплены за управляющими ООПТ федеральными государственными бюджетными учреждениями, и работа по внесению в ЕГРН сведений о местоположении их границ не проводится.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 7)За исключением дендропарков "Дендрарий" и "Южные культуры", прочие памятники природы и ботанические сады не закреплены за управляющими ООПТ федеральными государственными бюджетными учреждениями, и работа по внесению в ЕГРН сведений о местоположении их границ не проводится.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ как составную часть ЕГРН среди прочего вносятся следующие сведения о территориальных зонах: перечень всех ВРИ земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне, в отношении которой они приняты.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)В силу ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ как составную часть ЕГРН среди прочего вносятся следующие сведения о территориальных зонах: перечень всех ВРИ земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, расположенного на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории применительно к территориальной зоне, в отношении которой они приняты.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5.3. Согласно ч. 5.3 комментируемой статьи на Росреестр возлагается обязанность в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах, лесопарковых зеленых поясах, о лесничествах обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5.3. Согласно ч. 5.3 комментируемой статьи на Росреестр возлагается обязанность в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах, лесопарковых зеленых поясах, о лесничествах обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.