Онк
Подборка наиболее важных документов по запросу Онк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") (п. 2 постановления)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Занятие высшего положения в преступной иерархии: феномен длящегося характера?
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 6)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 6)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Статья: Лица, занимающие высшее положение в преступной иерархии: актуальные вопросы привлечения к уголовной ответственности
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 5)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 5)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.04.2025)1. Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", и их члены на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья: Содержание под стражей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, - секретаря Общественной палаты РФ и соответствующую общественную наблюдательную комиссию;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, - секретаря Общественной палаты РФ и соответствующую общественную наблюдательную комиссию;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Верховный Суд РФ отметил, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля) <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Верховный Суд РФ отметил, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные КАС РФ меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля) <1>.
Статья: Роль общественного контроля в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: перспективы развития
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Статья 9 Закона об основах общественного контроля определяет круг субъектов общественного контроля. В него входят Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, а также общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации. Также в соответствии с данной статьей для осуществления общественного контроля в определенных законом случаях могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Статья 9 Закона об основах общественного контроля определяет круг субъектов общественного контроля. В него входят Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, а также общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации. Также в соответствии с данной статьей для осуществления общественного контроля в определенных законом случаях могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<5> См.: Сабаева С.В. Совершенствование деятельности общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах вынужденного пребывания (проживания) в системе институтов гражданского общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2024. N 4. С. 62 - 68; Сабаева С.В. Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)<5> См.: Сабаева С.В. Совершенствование деятельности общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах вынужденного пребывания (проживания) в системе институтов гражданского общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2024. N 4. С. 62 - 68; Сабаева С.В. Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 12.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в каждом субъекте РФ образованы общественные наблюдательные комиссии.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в каждом субъекте РФ образованы общественные наблюдательные комиссии.
Статья: Повышение эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности как актуальная задача
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Актуальной также видится задача организации дополнительного механизма общественного контроля путем возложения на Уполномоченного функции национального превентивного механизма контроля за соблюдением законов в местах принудительного содержания, наряду с деятельностью ОНК. Это обусловлено необходимостью профилактики и предотвращения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания <23>.
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Актуальной также видится задача организации дополнительного механизма общественного контроля путем возложения на Уполномоченного функции национального превентивного механизма контроля за соблюдением законов в местах принудительного содержания, наряду с деятельностью ОНК. Это обусловлено необходимостью профилактики и предотвращения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания <23>.
Статья: Проблемы применения ст. 210.1 УК
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 4)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
(Куликов А.В., Шелег О.А.)
("Законность", 2023, N 4)Куликов Александр Викторович, профессор ОНК "Институт управления и территориального развития" Балтийского федерального университета имени И. Канта, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Статья: Гражданин как участник пробации
(Уткин В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Как показывает отечественная и зарубежная практика, широта и эффективность предупредительной деятельности общественности и отдельных представителей гражданского общества во многом определяются общим состоянием "правового поля" их взаимодействия с различными структурами системы уголовной юстиции и уровнем организационной активности последних, в том числе наличием конкретных правовых возможностей, стимулов и гарантий. Ярким примером является Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР) 1970 г. в части регулирования взаимодействия администрации исправительно-трудовых учреждений с общественными наблюдательными комиссиями. Принципиально важно, что ряд значимых аспектов участия общественности в реализации исправительно-трудовой политики был конкретизирован и непосредственно включен в Кодекс. В частности, он предусматривал обязательное согласование с комиссиями ряда конкретных значимых для осужденных решений администрации исправительно-трудовых учреждений (перевод злостных нарушителей в помещения камерного типа, предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения, представление осужденных к условно-досрочному освобождению, помилованию и т.п.). Это побуждало руководство учреждений инициировать и обеспечивать общественную активность как минимум в формальных рамках, когда общественное мнение не позволяло игнорировать закон.
(Уткин В.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Как показывает отечественная и зарубежная практика, широта и эффективность предупредительной деятельности общественности и отдельных представителей гражданского общества во многом определяются общим состоянием "правового поля" их взаимодействия с различными структурами системы уголовной юстиции и уровнем организационной активности последних, в том числе наличием конкретных правовых возможностей, стимулов и гарантий. Ярким примером является Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР) 1970 г. в части регулирования взаимодействия администрации исправительно-трудовых учреждений с общественными наблюдательными комиссиями. Принципиально важно, что ряд значимых аспектов участия общественности в реализации исправительно-трудовой политики был конкретизирован и непосредственно включен в Кодекс. В частности, он предусматривал обязательное согласование с комиссиями ряда конкретных значимых для осужденных решений администрации исправительно-трудовых учреждений (перевод злостных нарушителей в помещения камерного типа, предоставление осужденным права передвижения без конвоя или сопровождения, представление осужденных к условно-досрочному освобождению, помилованию и т.п.). Это побуждало руководство учреждений инициировать и обеспечивать общественную активность как минимум в формальных рамках, когда общественное мнение не позволяло игнорировать закон.