Омбудсмен ОСАГО
Подборка наиболее важных документов по запросу Омбудсмен ОСАГО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как в досудебном порядке предъявить претензию страховщику по ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обращения к финансовому уполномоченному
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок обращения к финансовому уполномоченному
Статья: Досудебное разрешение страховых споров: обзор законодательства и практики России, Великобритании и США и анализ законодательной инициативы Кыргызской Республики
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Ключевые слова: страховой арбитраж, страхование, страховые споры, финансовый омбудсмен, ОСАГО, досудебное урегулирование споров, внесудебное разрешение споров.
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)Ключевые слова: страховой арбитраж, страхование, страховые споры, финансовый омбудсмен, ОСАГО, досудебное урегулирование споров, внесудебное разрешение споров.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"При наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"93. Потребитель финансовой услуги в силу части 3 статьи 15, части 1 статьи 19 и пункта 1 части 1 статьи 27 Закона о финансовом уполномоченном обязан обращаться к финансовому уполномоченному по всем требованиям, вытекающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности, независимо от их совокупного размера, в том числе в случаях:
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"93. Потребитель финансовой услуги в силу части 3 статьи 15, части 1 статьи 19 и пункта 1 части 1 статьи 27 Закона о финансовом уполномоченном обязан обращаться к финансовому уполномоченному по всем требованиям, вытекающим из договора обязательного страхования гражданской ответственности, независимо от их совокупного размера, в том числе в случаях:
Интервью: Помог ли судам финомбудсмен?
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)При этом количество страховых случаев за это время кардинально не изменилось. По данным Центрального банка, каждое полугодие 2019 - 2020 года заявлялось около 1 млн страховых случаев. Поскольку никаких иных обстоятельств, которые могли повлиять на уменьшение количества поступающих в суды исков по спорам, связанным с договорами ОСАГО, кроме начала деятельности финансового омбудсмена, не было, можно с уверенностью утверждать, что сокращение судебной нагрузки по указанным категориям дел напрямую связано с появлением нового института по досудебному урегулированию страховых споров.
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)При этом количество страховых случаев за это время кардинально не изменилось. По данным Центрального банка, каждое полугодие 2019 - 2020 года заявлялось около 1 млн страховых случаев. Поскольку никаких иных обстоятельств, которые могли повлиять на уменьшение количества поступающих в суды исков по спорам, связанным с договорами ОСАГО, кроме начала деятельности финансового омбудсмена, не было, можно с уверенностью утверждать, что сокращение судебной нагрузки по указанным категориям дел напрямую связано с появлением нового института по досудебному урегулированию страховых споров.
Статья: Дайте жалобную книгу
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)Драйверами снижения, как написано в Отчете о работе с обращениями ЦБ, выступили страховые компании и МФО. Как отметил Виктор Климов, тенденция связана с улучшением качества их внутренней работы с обращениями. "В страховании есть спорные моменты, которые на практике, уже очевидно, решаются в пользу клиента. Страховщики подсчитали свои затраты на суды и поняли, что проще такие проблемы решать самим и сразу", - рассказал Виктор Климов, опираясь на опыт омбудсмена в спорах по ОСАГО.
(Полякова Ю.)
("Банковское обозрение", 2024, N 9)Драйверами снижения, как написано в Отчете о работе с обращениями ЦБ, выступили страховые компании и МФО. Как отметил Виктор Климов, тенденция связана с улучшением качества их внутренней работы с обращениями. "В страховании есть спорные моменты, которые на практике, уже очевидно, решаются в пользу клиента. Страховщики подсчитали свои затраты на суды и поняли, что проще такие проблемы решать самим и сразу", - рассказал Виктор Климов, опираясь на опыт омбудсмена в спорах по ОСАГО.