Охрана здоровья обучающихся
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана здоровья обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Медицинские организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Медицинские организации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Статья: Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)7) право на охрану здоровья обучающихся;
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)7) право на охрану здоровья обучающихся;
Статья: Особенности правового регулирования первой помощи: от становления института до современного правоприменения
(Путило Н.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Помимо системообразующего акта законодательства об охране здоровья граждан, законодательные акты иной отраслевой принадлежности не только обозначают новых субъектов, обязанных оказывать первую помощь, и условия ее оказания (например, с 1 сентября 2026 г. вступает в силу Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 427-ФЗ "О частной охранной деятельности" <35>, частью 7 ст. 21 которого установлена обязанность частного охранника и телохранителя при применении физической силы, специальных средств или оружия обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок медицинскую организацию), но и закрепляют механизмы, позволяющие оказывать первую помощь на должном уровне. Важнейший из них - обучение. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <36> элементом охраны здоровья обучающихся признано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
(Путило Н.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 7)Помимо системообразующего акта законодательства об охране здоровья граждан, законодательные акты иной отраслевой принадлежности не только обозначают новых субъектов, обязанных оказывать первую помощь, и условия ее оказания (например, с 1 сентября 2026 г. вступает в силу Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 427-ФЗ "О частной охранной деятельности" <35>, частью 7 ст. 21 которого установлена обязанность частного охранника и телохранителя при применении физической силы, специальных средств или оружия обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок медицинскую организацию), но и закрепляют механизмы, позволяющие оказывать первую помощь на должном уровне. Важнейший из них - обучение. Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <36> элементом охраны здоровья обучающихся признано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также реабилитацию обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также реабилитацию обучающихся, включая коррекцию поведения и адаптацию в обществе, защиту их прав и законных интересов, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся;
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 3 ст. 6 Закона КР "Об образовании" органы местного самоуправления входят в единую систему образования КР и согласно ст. 12 данного Закона осуществляют управление в сфере образования в рамках полномочий, определенных законодательством. Данный Закон наделяет органы местного самоуправления достаточно широкими полномочиями в сфере образования, что отражено в ч. 2 ст. 14 Закона. Кроме того, согласно ст. 42 органы местного самоуправления создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся <15>. Дальнейшая регламентация данного вопроса зафиксирована в Законе КР "Об охране здоровья граждан". Однако если Закон "Об образовании" четко выделил полномочия органов местной госадминистрации и отдельно органов местного самоуправления, то в здравоохранительном законе они перечислены единым перечнем в ст. 9. Объединение полномочий этих разных институтов публичной власти создает определенные трудности в их реализации вследствие неопределенности ответственности и подотчетности. Тем более что согласно ч. 6 ст. 10 Закона "Об охране здоровья граждан" органы местного самоуправления совместно с другими осуществляют координацию и контроль за деятельностью территориальных органов и организаций здравоохранения независимо от форм собственности <16>.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 3 ст. 6 Закона КР "Об образовании" органы местного самоуправления входят в единую систему образования КР и согласно ст. 12 данного Закона осуществляют управление в сфере образования в рамках полномочий, определенных законодательством. Данный Закон наделяет органы местного самоуправления достаточно широкими полномочиями в сфере образования, что отражено в ч. 2 ст. 14 Закона. Кроме того, согласно ст. 42 органы местного самоуправления создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся <15>. Дальнейшая регламентация данного вопроса зафиксирована в Законе КР "Об охране здоровья граждан". Однако если Закон "Об образовании" четко выделил полномочия органов местной госадминистрации и отдельно органов местного самоуправления, то в здравоохранительном законе они перечислены единым перечнем в ст. 9. Объединение полномочий этих разных институтов публичной власти создает определенные трудности в их реализации вследствие неопределенности ответственности и подотчетности. Тем более что согласно ч. 6 ст. 10 Закона "Об охране здоровья граждан" органы местного самоуправления совместно с другими осуществляют координацию и контроль за деятельностью территориальных органов и организаций здравоохранения независимо от форм собственности <16>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) созданием благоприятных условий воспитания и обучения граждан - охране здоровья обучающихся посвящена ст. 41 ФЗ "Об образовании в РФ". Так, согласно п. 4 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ обязаны создавать все необходимые условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать:
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) созданием благоприятных условий воспитания и обучения граждан - охране здоровья обучающихся посвящена ст. 41 ФЗ "Об образовании в РФ". Так, согласно п. 4 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ обязаны создавать все необходимые условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивать: