Охрана поверхностных вод
Подборка наиболее важных документов по запросу Охрана поверхностных вод (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался" ГК РФ"Проанализировав положения статей 225 и 226 ГК РФ, статей 48 - 51 КВВТ РФ, статьей 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391, и принимая во внимание судебные акты по делу N 2-251/2020, суды установили, что обязанность по постановке на учет, организации поднятия, удаления или утилизации затонувшего судна в реке Аган возложена на ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть"; на подъем затонувших судов учреждению выделяются средства из федерального бюджета."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"При этом требования прокурора по уборке водных объектов от бытового мусора (бумаг, листвы, полиэтиленовых пакетов и т.п.), поступающего с прилегающих к акватории водных объектов территорий муниципального образования, не возлагают на администрацию городского округа "Город Калининград" обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов в понятии пункта 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, как и не подменяют выполнение соответствующими лицами мероприятий по охране поверхностных водных объектов, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана поверхностных водных объектов от микропластика в России
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)"Журнал российского права", 2022, N 2
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)"Журнал российского права", 2022, N 2
Статья: Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<26> См.: Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 34.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)<26> См.: Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 34.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
(ред. от 31.07.2025)Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Постановление Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391
"Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<2> См., например: Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 219 с.; Сиваков Д.О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: монография. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2012. 352 с.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<2> См., например: Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 219 с.; Сиваков Д.О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: монография. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; Юриспруденция, 2012. 352 с.
Статья: Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении восстановления окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)10. Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / О.А. Романова. М., 2008. 30 с.
(Осетрова А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 3)10. Романова О.А. Правовая охрана поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / О.А. Романова. М., 2008. 30 с.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нормы, регулирующие режим охраны вод, установлены Водным кодексом РФ, Законом "Об охране окружающей среды", Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219), Правилами охраны поверхностных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. N 1391), Правилами охраны подземных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94), Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349). Приказом Минприроды РФ от 8 октября 2014 г. N 432 утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Нормы, регулирующие режим охраны вод, установлены Водным кодексом РФ, Законом "Об охране окружающей среды", Положением о ведении государственного мониторинга водных объектов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219), Правилами охраны поверхностных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 г. N 1391), Правилами охраны подземных водных объектов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 94), Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 349). Приказом Минприроды РФ от 8 октября 2014 г. N 432 утверждены Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.