Ограничения по закону о торговле
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения по закону о торговле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""Как следует из смысла статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда торгового места
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 606 ГК РФ, ст. 39.33 ЗК РФ, ст. 10 Закона о торговле
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 606 ГК РФ, ст. 39.33 ЗК РФ, ст. 10 Закона о торговле
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Злоупотребление превалирующей переговорной силой
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Аналогичное регулирование существует не только в РФ, но в других странах, включая Европейский союз. Например, Директива ЕС 2019/633 от 17 апреля 2019 года о несправедливых торговых практиках в отношениях по поставкам сельскохозяйственных и продовольственных товаров <4> установила общие рамки регулирования деятельности торговых сетей, которое должно быть внедрено государствами - членами ЕС (в сфере поставки вышеуказанных товаров). В целом логика запретов и ограничений схожа с Законом о торговле, который был принят существенно ранее данной Директивы. В частности, устанавливаются предельные сроки выплат за поставленные товары, основания для отмены заказов и возврата товаров, ограничения на одностороннее изменение условий, запреты платы за листинг и иных выплат и компенсаций, не связанных с поставкой.
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Аналогичное регулирование существует не только в РФ, но в других странах, включая Европейский союз. Например, Директива ЕС 2019/633 от 17 апреля 2019 года о несправедливых торговых практиках в отношениях по поставкам сельскохозяйственных и продовольственных товаров <4> установила общие рамки регулирования деятельности торговых сетей, которое должно быть внедрено государствами - членами ЕС (в сфере поставки вышеуказанных товаров). В целом логика запретов и ограничений схожа с Законом о торговле, который был принят существенно ранее данной Директивы. В частности, устанавливаются предельные сроки выплат за поставленные товары, основания для отмены заказов и возврата товаров, ограничения на одностороннее изменение условий, запреты платы за листинг и иных выплат и компенсаций, не связанных с поставкой.
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Устанавливая общее правило о том, что цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между поставщиком и покупателем, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки (п. 3 ст. 9), данный Закон вводит определенные ценовые ограничения <19>. Введенные Законом о торговле правила представляют собой изъятие из норм ГК РФ о договоре поставки, имеющих в основном диспозитивный характер, и направлены на защиту поставщиков продовольствия, ввиду чего нарушения таких положений при формулировании договорных условий представляют собой заведомое обременение производителей товаров, что приводит к нарушению баланса интересов и равенства участников договорных правоотношений в пользу торговой сети (покупателя). При этом изложенное, исходя из приоритета потребностей граждан и социальной задачи по улучшению уровня жизни населения, относимо и к непродовольственным товарам. Кроме того, в российском законодательстве в соответствии со ст. 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде административного штрафа (на юридических лиц - от 1 млн до 5 млн руб.) за установление в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих установленные федеральным законом сроки, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)Устанавливая общее правило о том, что цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между поставщиком и покупателем, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки (п. 3 ст. 9), данный Закон вводит определенные ценовые ограничения <19>. Введенные Законом о торговле правила представляют собой изъятие из норм ГК РФ о договоре поставки, имеющих в основном диспозитивный характер, и направлены на защиту поставщиков продовольствия, ввиду чего нарушения таких положений при формулировании договорных условий представляют собой заведомое обременение производителей товаров, что приводит к нарушению баланса интересов и равенства участников договорных правоотношений в пользу торговой сети (покупателя). При этом изложенное, исходя из приоритета потребностей граждан и социальной задачи по улучшению уровня жизни населения, относимо и к непродовольственным товарам. Кроме того, в российском законодательстве в соответствии со ст. 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде административного штрафа (на юридических лиц - от 1 млн до 5 млн руб.) за установление в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих установленные федеральным законом сроки, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Например, при рассмотрении предъявленного в целях защиты конкуренции иска антимонопольного органа о признании недействительной сделки в связи с нарушением ограничений приобретения (аренды) дополнительной площади торговых объектов хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (статья 14 Закона о торговле), и при оценке наличия публичного интереса в признании договора недействительным суд вправе принять во внимание совершение хозяйствующим субъектом действий, направленных на обеспечение конкуренции иными способами, в частности самостоятельное расторжение им договоров, ранее заключенных с другими продавцами (арендодателями).
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Например, при рассмотрении предъявленного в целях защиты конкуренции иска антимонопольного органа о признании недействительной сделки в связи с нарушением ограничений приобретения (аренды) дополнительной площади торговых объектов хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (статья 14 Закона о торговле), и при оценке наличия публичного интереса в признании договора недействительным суд вправе принять во внимание совершение хозяйствующим субъектом действий, направленных на обеспечение конкуренции иными способами, в частности самостоятельное расторжение им договоров, ранее заключенных с другими продавцами (арендодателями).
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3) соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", за исключением таких обязательных требований, относящихся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3) соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", за исключением таких обязательных требований, относящихся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья: Альтернативные меры административно-правового регулирования как механизм борьбы с контрафактной продукцией и незаконной добычей водных биологических ресурсов
(Козлов М.Г.)
("Современное право", 2024, N 2)Попытки регулирования рынка пищевой продукции посредством метода борьбы с браконьерством и некачественным товаром расширяются. В 2018 году, практически одновременно с введением Россельхознадзором электронной ветеринарной сертификации, распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" был определен перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в который вошли сигареты, табак, курительные смеси, духи, шины, предметы одежды и др. Контроль за мониторингом оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 N 620-р возложен на общество с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ". По сути, на коммерческое предприятие возложена государственная задача по контролю качества продукции.
(Козлов М.Г.)
("Современное право", 2024, N 2)Попытки регулирования рынка пищевой продукции посредством метода борьбы с браконьерством и некачественным товаром расширяются. В 2018 году, практически одновременно с введением Россельхознадзором электронной ветеринарной сертификации, распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" был определен перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в который вошли сигареты, табак, курительные смеси, духи, шины, предметы одежды и др. Контроль за мониторингом оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распоряжением Правительства РФ от 03.04.2019 N 620-р возложен на общество с ограниченной ответственностью "Оператор-ЦРПТ". По сути, на коммерческое предприятие возложена государственная задача по контролю качества продукции.
Вопрос: Каково предназначение кредит-ноты?
(Консультация эксперта, 2025)Размер преференций при поставке (купле-продаже) непродовольственных товаров и порядок их предоставления законодательно не ограничены (в отличие от вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров) (ч. 4, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Размер преференций при поставке (купле-продаже) непродовольственных товаров и порядок их предоставления законодательно не ограничены (в отличие от вознаграждения, выплачиваемого поставщиком продовольственных товаров) (ч. 4, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Общество с ограниченной ответственностью может иметь имущественные комплексы для осуществления отдельных направлений деятельности. Например, в соответствии п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Таким способом часто организуется деятельность обществ с ограниченной ответственностью в области розничной торговли. Для разных сегментов предпринимательской деятельности одного ООО используются разные коммерческие обозначения (например, под одним коммерческим обозначением организуются розничные магазины, ориентированные на одну категорию потребителей, а под другим - на другую).
(том 1)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)Общество с ограниченной ответственностью может иметь имущественные комплексы для осуществления отдельных направлений деятельности. Например, в соответствии п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Таким способом часто организуется деятельность обществ с ограниченной ответственностью в области розничной торговли. Для разных сегментов предпринимательской деятельности одного ООО используются разные коммерческие обозначения (например, под одним коммерческим обозначением организуются розничные магазины, ориентированные на одну категорию потребителей, а под другим - на другую).
Статья: Формы вмешательства в частные дела в сфере вещного права
(Федорова П.А.)
("Современное право", 2025, N 4)<4> По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2021. N 17. Ст. 3045.
(Федорова П.А.)
("Современное право", 2025, N 4)<4> По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2021. N 17. Ст. 3045.
Статья: Условия договора поставки о вознаграждении покупателя и скидках при продаже продовольственных товаров: проблемы правовой квалификации
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Должное правовое регулирование невозможно без разработки четкого понятийного аппарата. Большинство современных законов, а также многие подзаконные нормативные акты, устанавливающие правила поведения хозяйствующих субъектов в отдельных сферах, содержат определения основных понятий. Наличие таких определений важно как в случаях, когда нормативным актом вводится новое понятие, так и в случаях, когда широко применяемое в иных сферах понятие используется в новом, "специальном" смысле. Нечеткость понятийного аппарата затрудняет правоприменительную практику, приводит к различному толкованию правовых норм. Ярким примером такой ситуации является п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о государственном регулировании торговой деятельности). Содержащаяся в нем норма регулирует выплату поставщиком вознаграждения оптовому покупателю за приобретение определенного объема продовольственных товаров. Задачей законодателя в данном случае было ограничение злоупотребления правами оптовых покупателей, диктующих поставщикам продовольственных товаров невыгодные условия.
(Свит Ю.П., Щербакова М.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 5)Должное правовое регулирование невозможно без разработки четкого понятийного аппарата. Большинство современных законов, а также многие подзаконные нормативные акты, устанавливающие правила поведения хозяйствующих субъектов в отдельных сферах, содержат определения основных понятий. Наличие таких определений важно как в случаях, когда нормативным актом вводится новое понятие, так и в случаях, когда широко применяемое в иных сферах понятие используется в новом, "специальном" смысле. Нечеткость понятийного аппарата затрудняет правоприменительную практику, приводит к различному толкованию правовых норм. Ярким примером такой ситуации является п. 4 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <2> (далее - Закон о государственном регулировании торговой деятельности). Содержащаяся в нем норма регулирует выплату поставщиком вознаграждения оптовому покупателю за приобретение определенного объема продовольственных товаров. Задачей законодателя в данном случае было ограничение злоупотребления правами оптовых покупателей, диктующих поставщикам продовольственных товаров невыгодные условия.
Статья: Оптовая и розничная торговля
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России направлены Разъяснения "По вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", касающиеся, в частности, антимонопольных правил в сфере розничной торговли (разд. III) и ограничений приобретения дополнительной площади торговых объектов для розничной торговли продовольственными товарами (разд. IV).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ФАС России направлены Разъяснения "По вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", касающиеся, в частности, антимонопольных правил в сфере розничной торговли (разд. III) и ограничений приобретения дополнительной площади торговых объектов для розничной торговли продовольственными товарами (разд. IV).
Вопрос: О вопросах, связанных с проведением винного фестиваля и выездных мероприятий с дегустацией, документами на алкогольную продукцию (вино), предлагаемую для дегустации, и ее списании в ЕГАИС.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 27-05-09/21377)Положениями статьи 2 Закона N 171-ФЗ предусмотрена возможность безвозмездной раздачи винодельческой продукции при дегустации такой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции, организация которых осуществляется в соответствии с Законом N 171-ФЗ и статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", при обязательном условии, что срок проведения специализированной ярмарки винодельческой продукции не может превышать 14 календарных дней.
(Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 27-05-09/21377)Положениями статьи 2 Закона N 171-ФЗ предусмотрена возможность безвозмездной раздачи винодельческой продукции при дегустации такой продукции на специализированных ярмарках винодельческой продукции, организация которых осуществляется в соответствии с Законом N 171-ФЗ и статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", при обязательном условии, что срок проведения специализированной ярмарки винодельческой продукции не может превышать 14 календарных дней.
Статья: Юридическая невозможность исполнения в зарубежном праве и международных кодификациях
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Кроме того, в судебной практике встречаются такие примеры, как запрет на создание торговых точек по ранее заключенным договорам аренды из-за принятия нового закона о торговле <8>, запрет должнику, проживающему в советской зоне оккупации Германии, произвести платеж кредитору, являющемуся резидентом ФРГ, в силу ограничений публично-правового регулирования <9>.
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Кроме того, в судебной практике встречаются такие примеры, как запрет на создание торговых точек по ранее заключенным договорам аренды из-за принятия нового закона о торговле <8>, запрет должнику, проживающему в советской зоне оккупации Германии, произвести платеж кредитору, являющемуся резидентом ФРГ, в силу ограничений публично-правового регулирования <9>.
Статья: Вопросы легитимности ограничения контрмерами экстерриториальной юрисдикции государства
(Кешнер М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Санкции вводятся в случае наступления чрезвычайной международной ситуации - совокупности обстоятельств, представляющих угрозу национальной безопасности, внешнеполитическим интересам или экономике США. В 1917 г. в США был принят Закон о торговле с врагом <7>, наделивший Президента США правом вводить ограничения на осуществление торговых операций с враждебными государствами в период, когда США находятся в состоянии войны или чрезвычайной ситуации. В 1976 и 1977 гг. были приняты Национальный закон о чрезвычайных полномочиях <8> и Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях <9>, которые на сегодняшний день легитимизируют на национальном уровне введение односторонних санкций.
(Кешнер М.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Санкции вводятся в случае наступления чрезвычайной международной ситуации - совокупности обстоятельств, представляющих угрозу национальной безопасности, внешнеполитическим интересам или экономике США. В 1917 г. в США был принят Закон о торговле с врагом <7>, наделивший Президента США правом вводить ограничения на осуществление торговых операций с враждебными государствами в период, когда США находятся в состоянии войны или чрезвычайной ситуации. В 1976 и 1977 гг. были приняты Национальный закон о чрезвычайных полномочиях <8> и Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях <9>, которые на сегодняшний день легитимизируют на национальном уровне введение односторонних санкций.
Статья: Трансграничный дистрибьюторский договор в национальном законодательстве и международной коммерческой практике
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Другим примером сверхимперативных норм являются требования и запреты, включенные в ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которые могут быть применены к дистрибьюторскому договору, содержащему элементы поставки продовольственных товаров <48>.
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Другим примером сверхимперативных норм являются требования и запреты, включенные в ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которые могут быть применены к дистрибьюторскому договору, содержащему элементы поставки продовольственных товаров <48>.