Ограничения по возрасту для водителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения по возрасту для водителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2023 N 16-2430/2023 (УИД 16MS0054-01-2022-002559-97)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортом водителем, не имеющим права управления.
Решение: Удовлетворено.Ссылки жалобы заявителя на наличие уважительных причин, по которым им не выполнена обязанность по сдаче водительского удостоверения (возраст заявителя, карантинные ограничения, необходимость в наличии водительского удостоверения), не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортом водителем, не имеющим права управления.
Решение: Удовлетворено.Ссылки жалобы заявителя на наличие уважительных причин, по которым им не выполнена обязанность по сдаче водительского удостоверения (возраст заявителя, карантинные ограничения, необходимость в наличии водительского удостоверения), не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.08.2024 N 33-11508/2024 (УИД 78RS0020-01-2023-004246-80)
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Между истцом и ответчиком был заключен ученический договор на обучение по профессии "водитель трамвая (троллейбуса)". Закончив обучение, ответчик не отработал в организации истца срок, установленный договором, при этом затраченные на обучение денежные средства и полученную за время ученичества стипендию не возвратил.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Определяя размер подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца денежных средств в сумме 367 797 рублей 98 копеек, суд первой инстанции исходил из доказанности СПб ГУП "Горэлектротранс" несения расходов по оплате обучения ответчика и выплате ей стипендии, доплаты водителю-наставнику в заявленном размере, при этом не усмотрев оснований для применения положений статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации о снижении размера сумм, подлежащих взысканию, посчитав, что представленные ответчиком сведения о составе семье и возрасте ребенка, не свидетельствуют о таком материальном положении, влекущем снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, поскольку ответчик является работоспособной, каких-либо ограничений к труду не имеет, согласно ее пояснением в настоящее время официально трудоустроена, имеет постоянный источник дохода.
Категория спора: Защита прав и интересов работодателя.
Требования работодателя: О возмещении затрат работодателя на обучение работника.
Обстоятельства: Между истцом и ответчиком был заключен ученический договор на обучение по профессии "водитель трамвая (троллейбуса)". Закончив обучение, ответчик не отработал в организации истца срок, установленный договором, при этом затраченные на обучение денежные средства и полученную за время ученичества стипендию не возвратил.
Решение: Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено.Определяя размер подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца денежных средств в сумме 367 797 рублей 98 копеек, суд первой инстанции исходил из доказанности СПб ГУП "Горэлектротранс" несения расходов по оплате обучения ответчика и выплате ей стипендии, доплаты водителю-наставнику в заявленном размере, при этом не усмотрев оснований для применения положений статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации о снижении размера сумм, подлежащих взысканию, посчитав, что представленные ответчиком сведения о составе семье и возрасте ребенка, не свидетельствуют о таком материальном положении, влекущем снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, поскольку ответчик является работоспособной, каких-либо ограничений к труду не имеет, согласно ее пояснением в настоящее время официально трудоустроена, имеет постоянный источник дохода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение отдельных правовых проблем допуска начинающих и молодых водителей к управлению транспортными средствами (с учетом зарубежного опыта)
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)После получения временной лицензии перевозка пассажиров-сверстников категорически запрещена. В качестве пассажира допускается перевозить только одного из родителей, опекуна или водителя, возраст которого не менее 21 года и стаж вождения не менее трех лет. Ограничения на вождение в ночное время (с 9 или 10 вечера до 5 - 6 утра). Запрет движения по автомагистралям (highway) и движения со скоростью более 35 миль в час.
(Марцога Е.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 4)После получения временной лицензии перевозка пассажиров-сверстников категорически запрещена. В качестве пассажира допускается перевозить только одного из родителей, опекуна или водителя, возраст которого не менее 21 года и стаж вождения не менее трех лет. Ограничения на вождение в ночное время (с 9 или 10 вечера до 5 - 6 утра). Запрет движения по автомагистралям (highway) и движения со скоростью более 35 миль в час.
Статья: Проблемы обеспечения безопасности в контексте легализации новых участников дорожного движения
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Отсутствие административно-правового статуса у лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, чаще всего формировало ошибочное общественное мнение о возможности использования средств индивидуальной мобильности как веселой "игрушки" без возможности привлечения к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения <2> (далее - Правил), что способствовало порождению вседозволенности, умножению числа ДТП, повышению аварийности, травматизма и гибели людей. К тому же СИМ - это самые незащищенные виды транспортных средств, управление которыми, даже при незначительных столкновениях, может повлечь тяжкие последствия для здоровья водителя или окружающих. Высокая опасность таких средств мобильности была обусловлена отсутствием правил и ограничений по возрасту, состоянию здоровья, а также достаточно высокими скоростными характеристиками, что при ограниченной возможности маневра создавало высокую вероятность потери управления и столкновения с предметами окружающего мира или людьми, и чем выше скорость, при которой происходило столкновение, тем вероятнее наступали тяжкие последствия ДТП в виде смерти пешеходов или водителей СИМ.
(Ефимов А.А.)
("Российский судья", 2023, N 3)Отсутствие административно-правового статуса у лиц, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности, чаще всего формировало ошибочное общественное мнение о возможности использования средств индивидуальной мобильности как веселой "игрушки" без возможности привлечения к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения <2> (далее - Правил), что способствовало порождению вседозволенности, умножению числа ДТП, повышению аварийности, травматизма и гибели людей. К тому же СИМ - это самые незащищенные виды транспортных средств, управление которыми, даже при незначительных столкновениях, может повлечь тяжкие последствия для здоровья водителя или окружающих. Высокая опасность таких средств мобильности была обусловлена отсутствием правил и ограничений по возрасту, состоянию здоровья, а также достаточно высокими скоростными характеристиками, что при ограниченной возможности маневра создавало высокую вероятность потери управления и столкновения с предметами окружающего мира или людьми, и чем выше скорость, при которой происходило столкновение, тем вероятнее наступали тяжкие последствия ДТП в виде смерти пешеходов или водителей СИМ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением факторов и коэффициентов, учитывающих водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период использования транспортного средства (пункты 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона).
(ред. от 31.07.2025)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением факторов и коэффициентов, учитывающих водительский стаж, возраст и иные данные, характеризующие водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период использования транспортного средства (пункты 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона).
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), при отсутствии ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), при отсутствии ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Современное состояние и перспективы развития административного законодательства РФ
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В настоящее время следует принимать во внимание тот факт, что загруженность автомобильных дорог возрастает не только за счет увеличения числа автомобилей и автобусов. Наши дороги все более активно заполняются такими участниками движения, как велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты, число которых неуклонно растет. Более того, если водители становятся более ответственными, а современные автомобили более оснащенными системами безопасности, то пешеходы, велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты, наоборот, более безответственными, расслабленными и безнаказанными.
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В настоящее время следует принимать во внимание тот факт, что загруженность автомобильных дорог возрастает не только за счет увеличения числа автомобилей и автобусов. Наши дороги все более активно заполняются такими участниками движения, как велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты, число которых неуклонно растет. Более того, если водители становятся более ответственными, а современные автомобили более оснащенными системами безопасности, то пешеходы, велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты, наоборот, более безответственными, расслабленными и безнаказанными.
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Эти ограничения касаются использования детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или ремней безопасности с учетом возраста ребенка, а также его размещения в легковом автомобиле.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Эти ограничения касаются использования детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или ремней безопасности с учетом возраста ребенка, а также его размещения в легковом автомобиле.
Готовое решение: Каков порядок отказа в приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)если соискатель относится к числу граждан, прием которых на работу законодательно запрещен или ограничен, в отказе укажите соответствующую норму закона.
(КонсультантПлюс, 2025)если соискатель относится к числу граждан, прием которых на работу законодательно запрещен или ограничен, в отказе укажите соответствующую норму закона.
Статья: Все о работниках-совместителях
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Выполнять работу по совместительству могут не все. Для некоторых категорий работников установлены запрет или ограничения. К таким работникам относятся:
(Комиссарова Т.Ю.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Выполнять работу по совместительству могут не все. Для некоторых категорий работников установлены запрет или ограничения. К таким работникам относятся:
Статья: Механизм правового регулирования организации и осуществления дорожного движения (ограничения, связанные с участием в дорожном движении, и требования, предъявляемые к участникам дорожного движения и транспортным средствам)
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)2. Значительное количество ограничений установлено для водителей отдельных разновидностей механических транспортных средств <4>. Прежде всего рассмотрим ограничения, которые касаются расположения на проезжей части.
(Якимов А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)2. Значительное количество ограничений установлено для водителей отдельных разновидностей механических транспортных средств <4>. Прежде всего рассмотрим ограничения, которые касаются расположения на проезжей части.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования эксплуатации средств индивидуальной мобильности
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Еще одно мнение, заслуживающее нашего внимания, отражает предложение об ограничении правил продажи и эксплуатации СИМ, в частности несовершеннолетним лицам определенного возраста и лицам, не имеющим соответствующего водительского удостоверения (возраст и категорию т/с необходимо уточнить на законодательном уровне). А с несовершеннолетними и их родителями необходимо проведение индивидуально-профилактической работы, направленной на разъяснение характеристик СИМ, определяющих его как источник повышенной опасности <6>.
(Трусов А.И.)
("Юрист", 2023, N 10)Еще одно мнение, заслуживающее нашего внимания, отражает предложение об ограничении правил продажи и эксплуатации СИМ, в частности несовершеннолетним лицам определенного возраста и лицам, не имеющим соответствующего водительского удостоверения (возраст и категорию т/с необходимо уточнить на законодательном уровне). А с несовершеннолетними и их родителями необходимо проведение индивидуально-профилактической работы, направленной на разъяснение характеристик СИМ, определяющих его как источник повышенной опасности <6>.
Статья: Влияние средств индивидуальной мобильности на состояние дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации в 2024 году
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ляхов П.В., Царегородцева Е.А., Гавриленко А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В этой связи возможность движения СИМ по проезжей части должна быть жестко ограничена конструктивными особенностями СИМ (минимально допустимый диаметр колес, скоростные характеристики, наличие рулевого управления, тормозной системы, внешних световых приборов и т.п.), а также требованиями к пользователю (минимальный возраст, наличие водительского удостоверения и пр.).
(Митрошин Д.В., Баканов К.С., Ляхов П.В., Царегородцева Е.А., Гавриленко А.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 1)В этой связи возможность движения СИМ по проезжей части должна быть жестко ограничена конструктивными особенностями СИМ (минимально допустимый диаметр колес, скоростные характеристики, наличие рулевого управления, тормозной системы, внешних световых приборов и т.п.), а также требованиями к пользователю (минимальный возраст, наличие водительского удостоверения и пр.).
Вопрос: Правомерно ли взыскание страховщиком с виновника ДТП страховой выплаты в порядке регресса, если он является собственником автомобиля и страхователем, но не был указан в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, по договору ОСАГО с ограниченным списком водителей?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Связано это с тем, что при ограниченном использовании транспортного средства только определенными договором водителями количество таких водителей, их водительский стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из этих водителей имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии, а следовательно, указание этих водителей в договоре страхования, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником транспортного средства либо управляет им на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Связано это с тем, что при ограниченном использовании транспортного средства только определенными договором водителями количество таких водителей, их водительский стаж, возраст, предшествующие страховые выплаты в отношении каждого из этих водителей имеют существенное значение для определения степени страхового риска и, соответственно, размера страховой премии, а следовательно, указание этих водителей в договоре страхования, страховом полисе обязательно вне зависимости от того, является ли тот или иной водитель собственником транспортного средства либо управляет им на ином основании, а также от того, заключался ли договор страхования этим лицом либо другим лицом.
Готовое решение: В каком порядке закупить услуги ОСАГО по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Коэффициент возраста и стажа (КВС) не применяется, поскольку ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению ТС, нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Коэффициент возраста и стажа (КВС) не применяется, поскольку ограничений по количеству лиц, допущенных к управлению ТС, нет.
Вопрос: Может ли работник-электромонтер по обслуживанию электроустановок при сменном режиме работы (сутки через двое) совмещать профессию подсобного рабочего?
("Трудовое право", 2021, N 6)- водители (работник не вправе работать по совместительству водителем автомобиля, если по основному месту работы он выполняет аналогичные функции, то есть управляет транспортным средством (ст. 329 ТК РФ));
("Трудовое право", 2021, N 6)- водители (работник не вправе работать по совместительству водителем автомобиля, если по основному месту работы он выполняет аналогичные функции, то есть управляет транспортным средством (ст. 329 ТК РФ));