Ограничения для поступления на госслужбу
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения для поступления на госслужбу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу работника, подлежащего воинскому учету
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
(КонсультантПлюс, 2025)Указанную справку выдают в соответствии с заключением призывной комиссии гражданам РФ, которые пребывают в запасе, но не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Наличие такой справки у гражданина является ограничением для поступления на государственную гражданскую или муниципальную службу. Если у вас коммерческая организация, порядок приема на работу кандидата со справкой взамен военного билета такой же, как изложен в настоящем материале. В рассматриваемом случае справка является документом воинского учета, на основании которой заполняются учетные документы. Это следует, в частности, из абз. 4 п. 5.1 ст. 8, абз. 1, 2 п. 1.1 ст. 28, п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, п. 11 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, пп. "б" п. 28, абз. 1, 2 п. 48 Положения о воинском учете, пп. 2 п. 8, п. 31, пп. 2 п. 32 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700.
Готовое решение: Есть ли особенности приема на работу граждан РФ с двойным (множественным) гражданством
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме в обычные коммерческие организации ограничения для граждан РФ, имеющих гражданство другого государства, законом не предусмотрены. Ограничения для таких лиц установлены, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в органы и организации прокуратуры, а также в общем случае при поступлении на государственную гражданскую или муниципальную службу, при допуске такого гражданина к государственной тайне. Например, ограничение по поступлению на гражданскую госслужбу из-за наличия у гражданина РФ гражданства иного государства может не применяться по условиям международного договора РФ. Это следует из п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ, пп. "а", "б" п. 1 Указа Президента РФ от 25.08.2021 N 493, п. 8 ч. 1 ст. 14, абз. 1 ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, абз. 2 п. 2 ст. 40.1 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 22 Закона о гостайне, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.01.2024 N 58.
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме в обычные коммерческие организации ограничения для граждан РФ, имеющих гражданство другого государства, законом не предусмотрены. Ограничения для таких лиц установлены, в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел, в органы и организации прокуратуры, а также в общем случае при поступлении на государственную гражданскую или муниципальную службу, при допуске такого гражданина к государственной тайне. Например, ограничение по поступлению на гражданскую госслужбу из-за наличия у гражданина РФ гражданства иного государства может не применяться по условиям международного договора РФ. Это следует из п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе, п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ, пп. "а", "б" п. 1 Указа Президента РФ от 25.08.2021 N 493, п. 8 ч. 1 ст. 14, абз. 1 ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, абз. 2 п. 2 ст. 40.1 Закона о прокуратуре, ч. 1 ст. 22 Закона о гостайне, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.01.2024 N 58.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года"Названное нормативное положение в то же время признано соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не предполагает применения установленного им ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. В соответствии с выявленным конституционно-правовым смыслом оспоренного нормативного положения оно не предполагает применения установленного ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, к правоотношениям с участием граждан, которые не прошли военную службу по призыву, однако по состоянию на 1 января 2014 года были зачислены в запас, и не исключает его применения к гражданам, поступившим на государственную гражданскую службу до 1 января 2014 года, которые на указанную дату подлежали призыву на военную службу, в случае вынесения в отношении них в установленном порядке заключения призывной комиссии о признании не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года"Названное нормативное положение в то же время признано соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не предполагает применения установленного им ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. В соответствии с выявленным конституционно-правовым смыслом оспоренного нормативного положения оно не предполагает применения установленного ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, к правоотношениям с участием граждан, которые не прошли военную службу по призыву, однако по состоянию на 1 января 2014 года были зачислены в запас, и не исключает его применения к гражданам, поступившим на государственную гражданскую службу до 1 января 2014 года, которые на указанную дату подлежали призыву на военную службу, в случае вынесения в отношении них в установленном порядке заключения призывной комиссии о признании не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)При этом, если до недавнего времени законодательство о государственной и муниципальной службе в качестве ограничения, связанного с поступлением и прохождением службы, называло представление подложных документов или заведомо ложных сведений только при поступлении на службу, но не при ее прохождении (в последнем случае как раз должна была использоваться норма п. 7 ч. 1 ст. 37), то Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 594-ФЗ усугубил эту ситуацию, сделав формулировки рассматриваемых норм совершенно идентичными.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)При этом, если до недавнего времени законодательство о государственной и муниципальной службе в качестве ограничения, связанного с поступлением и прохождением службы, называло представление подложных документов или заведомо ложных сведений только при поступлении на службу, но не при ее прохождении (в последнем случае как раз должна была использоваться норма п. 7 ч. 1 ст. 37), то Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 594-ФЗ усугубил эту ситуацию, сделав формулировки рассматриваемых норм совершенно идентичными.
Статья: Служба в органах публичной власти: вопросы правового регулирования
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В законодательстве закреплены ограничения, препятствующие поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу. Так, в ст. 16 Федерального закона N 79-ФЗ сказано, что на гражданскую службу не могут быть приняты лица, имеющие судимость, которая не снята или не погашена в установленном порядке. При этом характер и тяжесть преступления, за совершение которого гражданин был осужден, значения не имеют. Кроме того, препятствием для прохождения гражданской службы является осуждение лица, состоящего на службе, за совершенное преступление к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)В законодательстве закреплены ограничения, препятствующие поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу. Так, в ст. 16 Федерального закона N 79-ФЗ сказано, что на гражданскую службу не могут быть приняты лица, имеющие судимость, которая не снята или не погашена в установленном порядке. При этом характер и тяжесть преступления, за совершение которого гражданин был осужден, значения не имеют. Кроме того, препятствием для прохождения гражданской службы является осуждение лица, состоящего на службе, за совершенное преступление к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.