Ограничения для гос служащих акции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ограничения для гос служащих акции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли покупка ценных бумаг (в том числе акций) госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)Допускается ли покупка ценных бумаг (в том числе акций) госслужащим
Статья: Порядок передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)5.1. Доверительным управляющим такого имущества, как доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или акции акционерного общества, предоставляющие их владельцу права на участие в управлении этим обществом, могут быть органы управления этих обществ с учетом особенностей и ограничений, установленных в настоящем Порядке.
(Ручкина Г.Ф., Амелина Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)5.1. Доверительным управляющим такого имущества, как доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или акции акционерного общества, предоставляющие их владельцу права на участие в управлении этим обществом, могут быть органы управления этих обществ с учетом особенностей и ограничений, установленных в настоящем Порядке.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"В контексте особых мер, связанных с ограничением (прекращением) права собственности на имущество, принадлежащее государственному (муниципальному) служащему и членам его семьи, приобретение им как лицом, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по стоимости доходы за предшествующие три года, рассматривается федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений в деятельности этого лица. Изъятие такого имущества, по существу, призвано выступать в качестве неблагоприятного последствия получения государственным (муниципальным) служащим доходов от коррупционной деятельности, а сопоставление доходов с расходами позволяет выявить несоответствие законных доходов произведенным расходам и дает основания для применения процедуры изъятия имущества, приобретенного на доходы, законность которых не подтверждена. При таких обстоятельствах потенциальная угроза изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы, выступает мерой общей и частной превенции, поскольку государственный (муниципальный) служащий - имея в виду тщательный мониторинг реальных расходов на дорогостоящие объекты гражданского оборота - должен осознавать бессмысленность приобретения имущества на незаконные доходы и, соответственно, бесперспективность коррупционного поведения.
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"В контексте особых мер, связанных с ограничением (прекращением) права собственности на имущество, принадлежащее государственному (муниципальному) служащему и членам его семьи, приобретение им как лицом, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по стоимости доходы за предшествующие три года, рассматривается федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений в деятельности этого лица. Изъятие такого имущества, по существу, призвано выступать в качестве неблагоприятного последствия получения государственным (муниципальным) служащим доходов от коррупционной деятельности, а сопоставление доходов с расходами позволяет выявить несоответствие законных доходов произведенным расходам и дает основания для применения процедуры изъятия имущества, приобретенного на доходы, законность которых не подтверждена. При таких обстоятельствах потенциальная угроза изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы, выступает мерой общей и частной превенции, поскольку государственный (муниципальный) служащий - имея в виду тщательный мониторинг реальных расходов на дорогостоящие объекты гражданского оборота - должен осознавать бессмысленность приобретения имущества на незаконные доходы и, соответственно, бесперспективность коррупционного поведения.
"Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма"
(Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999)1. "Средства" означают активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.
(Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999)1. "Средства" означают активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.
Статья: Запрещение возрастной дискриминации в контексте реализации конституционного принципа свободы труда
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)С вышеприведенным Мнением судьи Конституционного Суда следует согласиться и добавить, что Конституционный Суд, принимая решение по данному делу, очень своеобразно, на наш взгляд, подошел к решению вопроса о дискриминации работников-пенсионеров при заключении с ними трудового договора. В частности, в Определении Конституционного Суда 2007 г. подтверждается право законодателя устанавливать различный объем гарантий для пенсионеров и других работников под тем предлогом, что для пенсионеров доход от работы является дополнительным к пенсии источником средств к существованию, что, в свою очередь, позволяет наделять работодателя более широкими возможностями при заключении трудового договора. Считаем данное утверждение Конституционного Суда небесспорным. Следуя его логике, такие же "широкие" полномочия работодателю следует предоставить и в отношении, например, совместителей или лиц, имеющих акции каких-либо компаний, ведь для них данная работа тоже является дополнительным заработком.
(Сагандыков М.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)С вышеприведенным Мнением судьи Конституционного Суда следует согласиться и добавить, что Конституционный Суд, принимая решение по данному делу, очень своеобразно, на наш взгляд, подошел к решению вопроса о дискриминации работников-пенсионеров при заключении с ними трудового договора. В частности, в Определении Конституционного Суда 2007 г. подтверждается право законодателя устанавливать различный объем гарантий для пенсионеров и других работников под тем предлогом, что для пенсионеров доход от работы является дополнительным к пенсии источником средств к существованию, что, в свою очередь, позволяет наделять работодателя более широкими возможностями при заключении трудового договора. Считаем данное утверждение Конституционного Суда небесспорным. Следуя его логике, такие же "широкие" полномочия работодателю следует предоставить и в отношении, например, совместителей или лиц, имеющих акции каких-либо компаний, ведь для них данная работа тоже является дополнительным заработком.
Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)Вопрос: Может ли федеральный государственный служащий МЧС России иметь в собственности ценные бумаги?
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Расширена система мер борьбы с коррупцией: упрощены административные барьеры; организовано антикоррупционное обучение государственных служащих, а также лиц, обучающихся в образовательных организациях; предусмотрено публичное обсуждение проектов законодательных актов в сфере борьбы с коррупцией, и др.).
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Расширена система мер борьбы с коррупцией: упрощены административные барьеры; организовано антикоррупционное обучение государственных служащих, а также лиц, обучающихся в образовательных организациях; предусмотрено публичное обсуждение проектов законодательных актов в сфере борьбы с коррупцией, и др.).
Вопрос: Об определении размера вознаграждений членам совета директоров АО, акции которых находятся в собственности субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 28-04-10/109572)В акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, вознаграждения членам совета директоров, не являющимся государственными служащими, выплачиваются на основании утвержденных общим собранием акционеров положений о вознаграждении членов совета директоров акционерного общества (далее - Положения).
(Письмо Минфина России от 07.11.2024 N 28-04-10/109572)В акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности, вознаграждения членам совета директоров, не являющимся государственными служащими, выплачиваются на основании утвержденных общим собранием акционеров положений о вознаграждении членов совета директоров акционерного общества (далее - Положения).
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
Статья: Декларация о доходах Абызова и причины его ареста
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Доводы о том, что М. Абызов не обязан был декларировать участие в иностранных компаниях, так как это не предусмотрено утвержденной формой справки, также, по мнению суда, не соответствуют действительности. В соответствующих разделах справки декларированию подлежат не только доходы от основного места работы, вкладов в банках, ценных бумаг и долей в коммерческих организациях, но и все иные доходы, а также любое участие в коммерческих организациях и фондах. При этом конкретные способы участия не установлены и не ограничен перечень организаций, об участии в которых подотчетные лица обязаны сообщать. Тем самым от госслужащих требуется предоставление полной информации о всех видах участия в коммерческих организациях и фондах.
(Гайдин Д.)
("Административное право", 2021, N 3)Доводы о том, что М. Абызов не обязан был декларировать участие в иностранных компаниях, так как это не предусмотрено утвержденной формой справки, также, по мнению суда, не соответствуют действительности. В соответствующих разделах справки декларированию подлежат не только доходы от основного места работы, вкладов в банках, ценных бумаг и долей в коммерческих организациях, но и все иные доходы, а также любое участие в коммерческих организациях и фондах. При этом конкретные способы участия не установлены и не ограничен перечень организаций, об участии в которых подотчетные лица обязаны сообщать. Тем самым от госслужащих требуется предоставление полной информации о всех видах участия в коммерческих организациях и фондах.
"Корпоративное право: права и обязанности участников хозяйственных обществ: практическое пособие с судебным комментарием"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2021)Законодатель в п. 1 ст. 7 Закона об ООО предусматривает, что федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью. В частности, согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Участие нотариата в защите прав участников корпоративных отношений: сравнительно-правовой анализ
(Корягин Д.А.)
("Юрист", 2024, N 8)<10> Статья 19.1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
(Корягин Д.А.)
("Юрист", 2024, N 8)<10> Статья 19.1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Следующим документом, регулирующим участие государства в корпоративных отношениях, является Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" <147> (далее - Государственная программа). В ней ставятся следующие цели и задачи: уменьшение участия государства в хозяйственных обществах, обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга при использовании федерального имущества, снижение доли государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. Таким образом, действия государства направлены на "ограничение расширения" государственного сектора экономики. Одним из принципов реализации данной программы провозглашен принцип непрерывного осуществления контроля, который касается как достижения определенных показателей и выполнения задач, так и соблюдения принципов и механизмов управления. В плане реализации указанной Государственной программы предлагается определить цели управления и перечень хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых подлежат сохранению в федеральной собственности на определенный период. Также предлагается проведение продаж акций крупных компаний с государственным участием и, в случае необходимости, проведение для них специальных мероприятий по повышению капитализации, инвестиционной привлекательности и модернизированию корпоративных моделей управления. Кроме того, есть предложение ограничить приобретение компаниями с государственным участием и их дочерними обществами акций (долей) хозяйственных обществ путем проведения нормативно установленных процедур; разработать и внедрить особые требования к профессиональным директорам, а также к оценке эффективности их деятельности; повысить действенность контрольных органов компании, в том числе ревизионных комиссий, и провести ротации аудиторских компаний.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)Следующим документом, регулирующим участие государства в корпоративных отношениях, является Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" <147> (далее - Государственная программа). В ней ставятся следующие цели и задачи: уменьшение участия государства в хозяйственных обществах, обеспечение эффективного контроля, учета и мониторинга при использовании федерального имущества, снижение доли государственных служащих в органах управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. Таким образом, действия государства направлены на "ограничение расширения" государственного сектора экономики. Одним из принципов реализации данной программы провозглашен принцип непрерывного осуществления контроля, который касается как достижения определенных показателей и выполнения задач, так и соблюдения принципов и механизмов управления. В плане реализации указанной Государственной программы предлагается определить цели управления и перечень хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых подлежат сохранению в федеральной собственности на определенный период. Также предлагается проведение продаж акций крупных компаний с государственным участием и, в случае необходимости, проведение для них специальных мероприятий по повышению капитализации, инвестиционной привлекательности и модернизированию корпоративных моделей управления. Кроме того, есть предложение ограничить приобретение компаниями с государственным участием и их дочерними обществами акций (долей) хозяйственных обществ путем проведения нормативно установленных процедур; разработать и внедрить особые требования к профессиональным директорам, а также к оценке эффективности их деятельности; повысить действенность контрольных органов компании, в том числе ревизионных комиссий, и провести ротации аудиторских компаний.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- передачу в доверительное управление государственными служащими принадлежащих им акций. Часть 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что "в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации";