Одпу отопление
Подборка наиболее важных документов по запросу Одпу отопление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что исходя из положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 3, п. п. "е" п. 4, пунктов 5, 42(1), Правил N..., п. 6 ч. 2 ст. 5 Закона N 190-ФЗ, Правил N..., постановлений органов местного самоуправления следует, что у потребителя возникает обязанность производить оплату коммунальной услуги по отоплению исходя из показаний общедомового прибора учета с даты начала отопительного периода, которая в рассматриваемом случае определяется датой начала первого этапа отопительного сезона на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, а для конкретного потребителя - датой начала подачи тепловой энергии в многоквартирный дом в режиме пробного протапливания, в связи с чем начисление ООО "Энерго-Ресурс" в спорный период платы за фактически поставленную тепловую энергию является законным и обоснованным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил; п. 2(3-1) Приложения N 2 к Правилам):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил; п. 2(3-1) Приложения N 2 к Правилам):
Статья: Расчет коммунальных услуг в случае неисправности прибора учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) - суммарный объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за i-е расчетные периоды, в которых предоставляется коммунальная услуга по отоплению, в течение 12 календарных месяцев, предшествующих периоду выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, а если период работы прибора учета составил меньше 12 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) - суммарный объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за i-е расчетные периоды, в которых предоставляется коммунальная услуга по отоплению, в течение 12 календарных месяцев, предшествующих периоду выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации прибора учета, а если период работы прибора учета составил меньше 12 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода;
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не исключает использования судом иных процессуальных средств для установления ее размера, в числе которых, например, проведение экспертного исследования либо (при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета) выделение из общего норматива потребления коммунальной услуги отопления, утвержденного соответствующим органом, части, приходящейся на общедомовые нужды.
Постановление Татарстанского УФАС России от 13.11.2024 N АР-05/11531 по делу N 016/04/14.31-1329/2024
Нарушение: ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Решение: Назначен штраф.С учетом приведенных норм и установленных по делу N 016/01/10-980/2023 обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО "Э" как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление многоквартирных домов N 24А, N 24Б, N 24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ были неисправны, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.
Нарушение: ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).
Решение: Назначен штраф.С учетом приведенных норм и установленных по делу N 016/01/10-980/2023 обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО "Э" как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление многоквартирных домов N 24А, N 24Б, N 24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ были неисправны, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)где Qо - суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в МКД или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал). Постановлением Правительства РФ N 1598 уточнено: если коллективные (общедомовые) приборы учета в МКД учитывают общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, объем тепловой энергии на отопление определяется с учетом требований Правил предоставления коммунальных услуг;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)где Qо - суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в МКД или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал). Постановлением Правительства РФ N 1598 уточнено: если коллективные (общедомовые) приборы учета в МКД учитывают общий объем тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, объем тепловой энергии на отопление определяется с учетом требований Правил предоставления коммунальных услуг;
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за отопление?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода показания коллективного (общедомового) прибора учета по каким-либо причинам окажутся меньше суммы показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, установленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, плата за коммунальную услугу по отоплению не начисляется, а объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на данную отрицательную величину (п. п. 3(1), 3(3) Приложения N 2 к Правилам; п. 3 Письма Минстроя России от 26.06.2019 N 23464-ОГ/04).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода показания коллективного (общедомового) прибора учета по каким-либо причинам окажутся меньше суммы показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, установленных во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, плата за коммунальную услугу по отоплению не начисляется, а объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на данную отрицательную величину (п. п. 3(1), 3(3) Приложения N 2 к Правилам; п. 3 Письма Минстроя России от 26.06.2019 N 23464-ОГ/04).
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)По делу N А42-3022/2023 ресурсоснабжающая организация предъявила управляющей организации в числе прочих требование об уплате повышающего коэффициента к стоимости отопления МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)По делу N А42-3022/2023 ресурсоснабжающая организация предъявила управляющей организации в числе прочих требование об уплате повышающего коэффициента к стоимости отопления МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.