Одобрение сделок антимонопольным органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Одобрение сделок антимонопольным органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые экосистемы в современном праве: анализ национальных и международных подходов
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 5)Цифровые экосистемы часто характеризуются высокой концентрацией рынка и сетевыми эффектами, что может приводить к доминирующему положению отдельных субъектов. Поэтому их правовое регулирование должно включать нормы ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 8 августа 2024 г.), учитывающего специфические метрики, такие как доля рынка в цифровой среде, количество активных пользователей для оценки доминирующего положения <13> (ст. 10.1), устанавливающего запрет на злоупотребление доминирующим положением, приводящим к ограничению доступа к рынку другим участникам или ущемлению прав потребителей (ст. 5), в том числе в цифровой среде. Нормы Закона в части контроля и одобрения антимонопольным органом сделок по слиянию и поглощению, которые могут существенно повлиять на конкуренцию, также должны распространяться на договоры по присоединению участников к цифровой экосистеме.
(Гулемин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 5)Цифровые экосистемы часто характеризуются высокой концентрацией рынка и сетевыми эффектами, что может приводить к доминирующему положению отдельных субъектов. Поэтому их правовое регулирование должно включать нормы ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 8 августа 2024 г.), учитывающего специфические метрики, такие как доля рынка в цифровой среде, количество активных пользователей для оценки доминирующего положения <13> (ст. 10.1), устанавливающего запрет на злоупотребление доминирующим положением, приводящим к ограничению доступа к рынку другим участникам или ущемлению прав потребителей (ст. 5), в том числе в цифровой среде. Нормы Закона в части контроля и одобрения антимонопольным органом сделок по слиянию и поглощению, которые могут существенно повлиять на конкуренцию, также должны распространяться на договоры по присоединению участников к цифровой экосистеме.
Статья: Одобрение крупных сделок для целей участия в публичных закупках
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Так, например, конкурсная комиссия отклоняет заявку участника, поскольку в составе его заявки отсутствует решение об одобрении крупной сделки; антимонопольный орган признает отклонение незаконным, поскольку предмет конкурса соответствует обычной хозяйственной деятельности участника, но суд признает действия конкурсной комиссии правомерными, так как они совершены в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ <12>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Так, например, конкурсная комиссия отклоняет заявку участника, поскольку в составе его заявки отсутствует решение об одобрении крупной сделки; антимонопольный орган признает отклонение незаконным, поскольку предмет конкурса соответствует обычной хозяйственной деятельности участника, но суд признает действия конкурсной комиссии правомерными, так как они совершены в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ <12>.
Статья: Сделки экономической концентрации в рамках процедуры банкротства
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)В заключение данной статьи обозначим основные тезисы. Если у хозяйствующего субъекта существует обязанность в силу превышения пороговых значений и предмета сделки получить одобрение антимонопольного органа на такую сделку, то факт ее совершения по результатам банкротных торгов не освобождает хозяйствующего субъекта от такой обязанности.
(Шумакаева С.Е.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)В заключение данной статьи обозначим основные тезисы. Если у хозяйствующего субъекта существует обязанность в силу превышения пороговых значений и предмета сделки получить одобрение антимонопольного органа на такую сделку, то факт ее совершения по результатам банкротных торгов не освобождает хозяйствующего субъекта от такой обязанности.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)б) при исполнении законоположений о государственном регулировании предпринимательской деятельности, которое также осуществляется на отношениях власти и подчинения, когда хозяйствующие субъекты обязаны строго исполнять указания или предписания госорганов при осуществлении предпринимательской деятельности. Государственное регулирование в данном случае осуществляется путем государственной регистрации хозяйствующего субъекта, выдачи ему разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности, согласования или одобрения антимонопольными органами хозяйственной сделки или разрешения на применение определенной тарифной (ценовой) политики хозяйствующим субъектом и т.п.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)б) при исполнении законоположений о государственном регулировании предпринимательской деятельности, которое также осуществляется на отношениях власти и подчинения, когда хозяйствующие субъекты обязаны строго исполнять указания или предписания госорганов при осуществлении предпринимательской деятельности. Государственное регулирование в данном случае осуществляется путем государственной регистрации хозяйствующего субъекта, выдачи ему разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности, согласования или одобрения антимонопольными органами хозяйственной сделки или разрешения на применение определенной тарифной (ценовой) политики хозяйствующим субъектом и т.п.
Статья: Пересмотр антимонопольных предписаний по сделкам экономической концентрации: значение, условия и порядок
(Поваров Ю.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Состояние конкурентной среды на затрагиваемых "условно одобренной" антимонопольным органом сделкой товарных рынках не является константой, вследствие чего востребованным становится оперативное реагирование на значительные изменения конъюнктуры через корректировку (устранение) регуляторных требований, изложенных в ранее выданном предписании, по мотиву их избыточности и (или) неадекватности новой ситуации на рынке (сказанное сверхактуально, если "срок действия предписания... является... длительным <13>, и рыночные условия могут с течением времени измениться таким образом, что сделают предписание неэффективным" <14>). Полезным правовым средством подобного рефлектирования выступает механизм пересмотра предписаний, базовые (и, что отрадно, довольно ясные и подробные) правила которого получили закрепление (еще при принятии "третьего антимонопольного пакета" <15>) в ч. 11 ст. 33 Закона N 135-ФЗ. Во исполнение и в развитие данных "циркуляров" антимонопольного закона <16> ФАС России Приказом от 24 августа 2012 г. N 544 утвердила Порядок пересмотра предписания, выданного в случаях, установленных ст. 33 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <17> (далее - Порядок N 544); этот нормативный документ преимущественно сосредоточен на регламентации организационно-процедурных аспектов (контент и порядок представления заявления о пересмотре, "протокол" принятия и рассмотрения указанного заявления и т.д.), что, конечно, тоже очень важно, ибо несоблюдение порядка реализации полномочий антимонопольным органом при определенных обстоятельствах может стать основанием для инвалидации принятых им актов (см. п. 45 ППВС N 2). Кроме того, весомую ориентирующую и интерпретационную роль играет упоминавшееся Разъяснение N 19, где достаточно детально раскрываются функциональное предназначение (смысл), условия и порядок применения положений названных нормативных источников.
(Поваров Ю.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)Состояние конкурентной среды на затрагиваемых "условно одобренной" антимонопольным органом сделкой товарных рынках не является константой, вследствие чего востребованным становится оперативное реагирование на значительные изменения конъюнктуры через корректировку (устранение) регуляторных требований, изложенных в ранее выданном предписании, по мотиву их избыточности и (или) неадекватности новой ситуации на рынке (сказанное сверхактуально, если "срок действия предписания... является... длительным <13>, и рыночные условия могут с течением времени измениться таким образом, что сделают предписание неэффективным" <14>). Полезным правовым средством подобного рефлектирования выступает механизм пересмотра предписаний, базовые (и, что отрадно, довольно ясные и подробные) правила которого получили закрепление (еще при принятии "третьего антимонопольного пакета" <15>) в ч. 11 ст. 33 Закона N 135-ФЗ. Во исполнение и в развитие данных "циркуляров" антимонопольного закона <16> ФАС России Приказом от 24 августа 2012 г. N 544 утвердила Порядок пересмотра предписания, выданного в случаях, установленных ст. 33 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <17> (далее - Порядок N 544); этот нормативный документ преимущественно сосредоточен на регламентации организационно-процедурных аспектов (контент и порядок представления заявления о пересмотре, "протокол" принятия и рассмотрения указанного заявления и т.д.), что, конечно, тоже очень важно, ибо несоблюдение порядка реализации полномочий антимонопольным органом при определенных обстоятельствах может стать основанием для инвалидации принятых им актов (см. п. 45 ППВС N 2). Кроме того, весомую ориентирующую и интерпретационную роль играет упоминавшееся Разъяснение N 19, где достаточно детально раскрываются функциональное предназначение (смысл), условия и порядок применения положений названных нормативных источников.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Рассматривая требования о признании незаконным отказа антимонопольного органа об одобрении сделок с долями уставных капиталов и акциями корпораций, суды должны оценивать действия ФАС России с точки зрения экономических аспектов концентрации, в том числе исследовать вопросы экономико-правовых последствий объединения производственно-хозяйственных, организационно-управленческих и имущественных активов на предмет их способности ограничить конкуренцию <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Рассматривая требования о признании незаконным отказа антимонопольного органа об одобрении сделок с долями уставных капиталов и акциями корпораций, суды должны оценивать действия ФАС России с точки зрения экономических аспектов концентрации, в том числе исследовать вопросы экономико-правовых последствий объединения производственно-хозяйственных, организационно-управленческих и имущественных активов на предмет их способности ограничить конкуренцию <1>.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Так, например, конкурсная комиссия отклоняет заявку участника, поскольку в составе его заявки отсутствует решение об одобрении крупной сделки, антимонопольный орган признает отклонение незаконным, поскольку предмет конкурса соответствует обычной хозяйственной деятельности участника, но суд признает действия конкурсной комиссии правомерными, так как они совершены в соответствии с нормами Закона о контрактной системе <3>.
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)Так, например, конкурсная комиссия отклоняет заявку участника, поскольку в составе его заявки отсутствует решение об одобрении крупной сделки, антимонопольный орган признает отклонение незаконным, поскольку предмет конкурса соответствует обычной хозяйственной деятельности участника, но суд признает действия конкурсной комиссии правомерными, так как они совершены в соответствии с нормами Закона о контрактной системе <3>.