Одобрение сделки гуп
Подборка наиболее важных документов по запросу Одобрение сделки гуп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2024 N 33-23560/2024 (УИД 77RS0023-02-2023-000647-23)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: Об обязании внести в архивные документы сведения о приобретенном участке семейного (родового) захоронения.
Обстоятельства: Сторонами был заключен договор о выделении, предоставлении, создании, уходе за местом семейного (родового) захоронения, в соответствии с которым истцу на кладбище выделен участок на месте захоронения матери истца. Истец узнал об отсутствии данных о спорном участке.
Решение: Отказано.Организацией, уполномоченной на заключение договоров о создании мест семейных (родовых) захоронений, согласно п. 3.6 постановления Правительства Москвы от 26.03.2002 N 213-ПП, являлось ГУП "Ритуал" (в настоящее ГБУ "Ритуал"), поэтому договор от 17.04.2004 заключен П. с неправомочным лицом - ГУП "Ритуал" адрес (на оттиске печати Малое предприятие адрес "Ритуал"), не носит для ГБУ "Ритуал" обязательного характера, принимая во внимание, что ГБУ "Ритуал" спорная сделка не одобрена, и оно не является правопреемником ГУП "Ритуал" адрес (на оттиске печати Малое предприятие адрес "Ритуал").
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: Об обязании внести в архивные документы сведения о приобретенном участке семейного (родового) захоронения.
Обстоятельства: Сторонами был заключен договор о выделении, предоставлении, создании, уходе за местом семейного (родового) захоронения, в соответствии с которым истцу на кладбище выделен участок на месте захоронения матери истца. Истец узнал об отсутствии данных о спорном участке.
Решение: Отказано.Организацией, уполномоченной на заключение договоров о создании мест семейных (родовых) захоронений, согласно п. 3.6 постановления Правительства Москвы от 26.03.2002 N 213-ПП, являлось ГУП "Ритуал" (в настоящее ГБУ "Ритуал"), поэтому договор от 17.04.2004 заключен П. с неправомочным лицом - ГУП "Ритуал" адрес (на оттиске печати Малое предприятие адрес "Ритуал"), не носит для ГБУ "Ритуал" обязательного характера, принимая во внимание, что ГБУ "Ритуал" спорная сделка не одобрена, и оно не является правопреемником ГУП "Ритуал" адрес (на оттиске печати Малое предприятие адрес "Ритуал").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. См., например: Порядок принятия решений об одобрении сделок с участием муниципального бюджетного учреждения городского округа Лосино-Петровский, в совершении которых имеется заинтересованность, Порядок согласования собственником имущества сделок государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы.
(КонсультантПлюс, 2025)В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. См., например: Порядок принятия решений об одобрении сделок с участием муниципального бюджетного учреждения городского округа Лосино-Петровский, в совершении которых имеется заинтересованность, Порядок согласования собственником имущества сделок государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы.
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода к таким сделкам у судов нет: часть судов не признает их крупными, поскольку эти сделки не связаны с распоряжением имуществом, закрепленным за унитарным предприятием. Это значит, что их совершение не требует специального одобрения от собственника имущества. Другие суды отмечают, что в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях нет исключения для таких сделок. Поэтому, если унитарное предприятие реализует продукцию на соответствующую сумму, есть риск, что суд признает такую сделку крупной независимо от того, что она совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности. Если собственник имущества не давал согласия на такую сделку, она может быть признана недействительной и унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи продукции (п. 3 ст. 23 указанного Закона, п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 168 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Единого подхода к таким сделкам у судов нет: часть судов не признает их крупными, поскольку эти сделки не связаны с распоряжением имуществом, закрепленным за унитарным предприятием. Это значит, что их совершение не требует специального одобрения от собственника имущества. Другие суды отмечают, что в Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях нет исключения для таких сделок. Поэтому, если унитарное предприятие реализует продукцию на соответствующую сумму, есть риск, что суд признает такую сделку крупной независимо от того, что она совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности. Если собственник имущества не давал согласия на такую сделку, она может быть признана недействительной и унитарное предприятие должно будет вернуть покупателю деньги, полученные от продажи продукции (п. 3 ст. 23 указанного Закона, п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 168 ГК РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.
(ред. от 12.12.2023)
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником.
"Методические рекомендации по реализации позиции акционера - Российской Федерации в отношении сроков подготовки и проведения годовых заседаний общих собраний акционеров по итогам 2024 года (ГОСА 2025) в акционерных обществах с государственным участием, не включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 91-р"
(утв. Росимуществом)г) проект распределения прибыли по итогам 2024 года с учетом мероприятий долгосрочной программы развития общества, утвержденной в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке долгосрочных программ развития стратегических акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает 50%, одобренными поручением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N ИШ-П13-2583 (далее - долгосрочная программа развития), в случае, если в обществе утверждена стратегия развития в соответствии с положениями методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2024 N 2199-р, представить проект распределения прибыли по итогам 2024 года с учетом мероприятий стратегий, а также анализ:
(утв. Росимуществом)г) проект распределения прибыли по итогам 2024 года с учетом мероприятий долгосрочной программы развития общества, утвержденной в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке долгосрочных программ развития стратегических акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает 50%, одобренными поручением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N ИШ-П13-2583 (далее - долгосрочная программа развития), в случае, если в обществе утверждена стратегия развития в соответствии с положениями методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2024 N 2199-р, представить проект распределения прибыли по итогам 2024 года с учетом мероприятий стратегий, а также анализ:
Статья: Решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки в составе заявки участника закупки
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Это автономные и бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества. Критерии крупной сделки для таких хозяйствующих субъектов, а также порядок принятия решения о ее одобрении кратко изложены в таблице 1.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 9)Это автономные и бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества. Критерии крупной сделки для таких хозяйствующих субъектов, а также порядок принятия решения о ее одобрении кратко изложены в таблице 1.
Вопрос: Как согласовать крупную сделку учреждения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день соответствующие положения разработаны в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации", Приказ Минпромторга России от 04.12.2015 N 3902 "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" крупных сделок, а также принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", в совершении которых имеется заинтересованность", Приказ Минпромторга России от 17.08.2015 N 2374 "Об утверждении Порядка организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации" и др.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На сегодняшний день соответствующие положения разработаны в федеральных органах исполнительной власти (например, Приказ Минобрнауки России от 01.08.2018 N 18н "Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации", Приказ Минпромторга России от 04.12.2015 N 3902 "Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" крупных сделок, а также принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского", в совершении которых имеется заинтересованность", Приказ Минпромторга России от 17.08.2015 N 2374 "Об утверждении Порядка организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работ по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований; сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия; сделок, связанных с распоряжением вкладами (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также акциями, принадлежащими предприятиям, подведомственным Министерству промышленности и торговли Российской Федерации" и др.).
Статья: О регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)<3> Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной (см. ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), необходим документ, подтверждающий ее одобрение.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)<3> Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для унитарного предприятия крупной (см. ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"), необходим документ, подтверждающий ее одобрение.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- совершение крупной сделки без необходимого одобрения со стороны соответствующих органов юридического лица;
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- совершение крупной сделки без необходимого одобрения со стороны соответствующих органов юридического лица;
Статья: Особенности определения воли юридических лиц на выбытие имущества из владения
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Между тем нередки случаи, когда для совершения сделки с имуществом необходимо одобрение иного органа юридического лица. Так, принятие решения о согласии на совершение крупной сделки хозяйственным обществом относится к компетенции общего собрания участников (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подп. 6 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), унитарным предприятием - собственника имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
(Мальбин Д.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 8)Между тем нередки случаи, когда для совершения сделки с имуществом необходимо одобрение иного органа юридического лица. Так, принятие решения о согласии на совершение крупной сделки хозяйственным обществом относится к компетенции общего собрания участников (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подп. 6 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), унитарным предприятием - собственника имущества унитарного предприятия (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)<3> См.: ст. 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)<3> См.: ст. 20 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Это автономные и бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества. Критерии крупной сделки для таких хозяйствующих субъектов, а также порядок принятия решения о ее одобрении кратко изложены в таблице 2.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Это автономные и бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества. Критерии крупной сделки для таких хозяйствующих субъектов, а также порядок принятия решения о ее одобрении кратко изложены в таблице 2.